Решение по делу № 2а-940/2020 от 16.10.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 декабря 2020 года                                г. Сегежа

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тугоревой А.В.,

при секретаре Шленской А.А.,

с участием административного истца (в режиме видеоконференцсвязи) Шургая К.Ш., представителя административного истца Крикуна Л.Л.,

представителя административного ответчика Моховой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шургая К.Ш. к начальнику ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК Заблоцкому В.И., Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 7 УФСИН России по Республике Карелия о признании постановления незаконным,

установил:

Шургая К.Ш. обратился с административным исковым заявлением, указав, что постановлением начальника колонии от 25.09.2020 в отношении него была применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 12 суток за попытку суицида. Однако, попытку покончить с собой он не предпринимал, а пытался привлечь внимание сотрудников колонии и добиться прекращения нарушения его прав, а именно, права на переписку с представителем Крикуном Л.Л.. 23.08.2020 он сообщил сотрудникам колонии об отказе от приема пищи в случае не направления его писем адвокату Крикуну Л.Л. в запечатанном виде. 23.09.2020 он объявил голодовку, однако, его заявление об объявлении голодовки сотрудниками колонии принято и зафиксировано не было. 25.09.2020 сообщил начальнику колонии Заблоцкому В.И. от отказе в приеме пищи до решения вопроса о передаче его писем, адресованных адвокату Крикуну Л.Л., в запечатанном виде. 25.09.2020 им было передано письмо сотруднику колонии Х, адресованное адвокату Крикуну Л.Л., где он сообщал информацию для судебного заседания, сведения об избиении осужденного Музыка, о голодовке и отказе администрации колонии ее фиксировать. После этого письма он был вызван на комиссию, где сообщил, что передавал начальнику отряда Х объяснения, в которых указал, что из-за нарушения его прав сотрудниками ИК-7 его «переклинило», в связи с чем, он стал биться головой о стену и решетку, пытаясь привлечь их внимание, а также довел до начальника колонии сведения о голодовке. Несмотря на это, в отношении него была применена мера взыскания. Квалификация его действий как попытка суицида является неверной, данная квалификация произведена административным ответчиком с целью побуждения его отказаться от поданных в суд исков. Копия постановления от 25.09.2020 ему не вручена. Просит признать незаконным постановление начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК Заблоцкого В.И. от 25.09.2020 о водворении в штрафной изолятор сроком на 12 суток.

В судебном заседании Шургая К.Ш. исковые требования поддержал. Пояснил, что 23.09.2020 сотрудники ИК-7 изъяли у него папки с документами, четки, газеты, одну книгу. 24.09.2020, желая привлечь внимание сотрудников колонии, которые не реагировали на его обращения, он сказал им, что разобьет голову, после чего, несколько раз ударил лбом по решетке на окне и об стену. После данных ударов на лбу образовались незначительные царапины, шишка. 24.09.2020 начальник отряда Х приходил к нему, он давал объяснения, который были записаны Х, он проставил под ними свою подпись. 25.09.2020 на комиссии на вопрос начальника колонии Заблоцкого, зачем он бился головой, он ответил, что дал письменные объяснения начальнику отряда Х, что Х подтвердил. 09.12.2020 он общался с Х, который сказал, что его в суд никто не вызывал, если пригласят, то он подтвердит, что письменные объяснения были.

Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования и пояснения административного истца Щургая К.Ш. поддержал. Дополнительно пояснил, что 10.03.2020 начальником УФСИН России по РК начальникам ИК-1 и ИК-7 было направлено письмо с требованием по окончании срока ПКТ, направить Шургая К.Ш. в отряд СУОН ИК-1. 25.06.2020 срок содержания Шургая К.Ш. в ПКТ истек, однако в нарушение действующего законодательства и вышеуказанного распоряжения, начальник ИК-7 Заблоцкий В.И. Шургая К.Ш. к ИК-1 не направил, что свидетельствует о том, что Заблоцкий В.И. незаконно удерживал административного истца в ИК-7, в силу чего не имел полномочий на привлечение Шургая К.Ш. к дисциплинарной ответственности.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что Шургая К.Ш. отбывает наказание в ФКУ ИК-7 в камере ПКТ. 24.09.2020 в 10.14 час. при выводе в баню у Шургая К.Ш. визуально было выявлено телесное повреждение – <...>. Медицинскими работниками была оказана помощь, поставлен диагноз: «<...>». Шургая К.Ш. было предложено дать письменные объяснения, он отказался, в связи с чем, был составлен акт. Шургая К.Ш. допущены нарушения п. 17 главы 3 и п. 16 главы 3 ПВР ИУ. Применяя меру взыскания администрация колонии действовала в соответствии со ст. 115, 117, 119 УИК РФ в пределах своих полномочий. Взыскание соответствует характеру и степени допущенного нарушения.

Административный ответчик Заблоцкий В.И. в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлен.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно только при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 г. № 248-О).

В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 11, ч. 6 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч. 3 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 г. № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее по тексту – ПВР ИУ), устанавливающие правила внутреннего распорядка в исправительных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях, а также лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений, в отношении находящихся в них осужденных.

Пункт 3 данных Правил предусматривает, что Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе, водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток (п. «в» ч. 1 ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий (часть 1). Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего (часть 2).

Как указано в ч. 1 ст. 119 Уголовно-исполнительного кодекса РФ правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

В судебном заседании установлено, что постановлением начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК Заблоцкого В.И. от 25.09.2020 Шургая К.Ш. за нарушение установленного порядка отбывания наказания переведен в штрафной изолятор на 12 суток.

Основанием для применения меры взыскания явилось то обстоятельство, что 24.09.2020 в 10 час. 14 мин. Шургая К.Ш., отбывая наказание в ПКТ № 13 (где содержался один) умышленно причинил вред своему здоровью, дать письменные объяснения по указанному факту отказался. Тем самым Шургая К.Ш. допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно требований п. 16 главы 3 и п. 17 главы 3 ПВР ИУ.

    В соответствии с п. 16 главы 3 ПВР ИУ осужденные обязаны: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; являться по вызову администрации ИУ и давать письменные объяснения по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания.

    В силу требований пункта 17 главы 3 ПВР ИУ осужденным запрещается причинять умышленный вред своему здоровью.

Из рапортов сотрудников ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК Т, Т., З от 24.09.2020, следует, что 24.09.2020 в 10.14 час. при выводе Шургая К.Ш. по распорядку дня в баню, у последнего в области лба было обнаружено покраснение. Дать какие-либо пояснения Шургая К.Ш. отказался. Для оказания медицинской помощи был вызван врач. Диагноз: поверхностная ссадина в области лба 4*6 см..

Факт наличия указанных в рапортах повреждений подтвержден заключением о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отравлений, оформленный 24.09.2020 в 11.20 час. и копией медицинской карты.

Свидетель Х в судебном заседании пояснил, что события допущенного 24.09.2020 Шургая К.Ш. нарушения условий отбытия наказаний он не помнит, так как еженедельно подготавливает значительное количество материалов в отношении осужденных. Акт об отказе в даче письменных объяснений от 25.09.2020 оформлен им, также им подписан акт об отказе Шургая К.Ш. от ознакомления с постановлением о взыскании. 09.12.2020 разговаривал с Шургая К.Ш., однако не говорил ему, что подтвердит в суде тот факт, что письменные объяснения оформлялись.

Каких-либо оснований полагать, что свидетель Х оговаривает Шургая К.Ш., либо заинтересован в исходе дела, не имеется. Показания данного свидетеля согласуются с письменными материалами, в частности, рапортами вышеуказанных лиц от 24.09.2020.

Отсутствие на момент рассмотрения дела в суде видеозаписи нарушения не может являться основанием для признания показаний свидетеля Х, вышеуказанных рапортов сотрудников ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК, актов от 25.09.2020 об отказе в даче письменных объяснений и отказе от ознакомления с постановлением недопустимыми доказательствами, поскольку в соответствии со ст. 59 Кодекса административного судопроизводства видеозаписи являются лишь одним из доказательств, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также обстоятельств, имеющих значение для дела.

Проанализировав вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения Шургая К.Ш. требований пункта 17 главы 3 ПВР ИУ, что является основанием для применения в отношении него меры взыскания в предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством порядке. Административный истец не отрицает факт причинения вреда своему здоровью.

По допущенному факту нарушения Шургая К.Ш. было предложено дать объяснения в письменном виде.

Административный истец указал, что от дачи письменных объяснений не отказывался, так как никто не предлагал ему это сделать.

Отказ Шургая К.Ш. от дачи объяснений по факту нарушения подтверждён актом от 25.09.2020, составленным в соответствии со ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также показаниями свидетеля Х данными им в судебном заседании, подтвердившим факт предложения Шургая К.Ш. дать объяснения по нарушению, его отказ от дачи объяснений и составление акта по указанному факту.

Оснований для признания показаний Х в части отказа Шургая К.Ш. от дачи письменных объяснений, недопустимыми доказательствами, равно как и оснований для признания недостоверными составленных актов от 25.09.2020 не имеется. Показания свидетеля последовательны, согласуются с письменными материалами дела.

Таким образом, Шургая К.Ш. допущено нарушение требований п. 16 главы 3 ПВР ИУ.

С постановлением о переводе в ШИЗО Шургая К.Ш. ознакомлен, от подписи отказался, что подтверждено актом от 25.09.2020

Совершение Шургая К.Ш. нарушений подтверждается вышеуказанными доказательствами. Оснований для признания представленных доказательств недопустимыми в соответствии со ст. 61 Кодекса административного судопроизводства РФ не имеется.

Оспариваемое постановление принято в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица, при этом права административного истца администрацией исправительного учреждения не нарушены.

Довод стороны административного истца об отсутствии полномочий у начальника ИК-7 Заблоцкого В.И. на применение меры взыскания не обоснованы, поскольку на момент совершения нарушения Шургая К.Ш. отбывал наказание в указанной колонии, в связи с чем, Заблоцкий В.И., как начальник исправительного учреждения, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 119 УИК РФ, обладал полномочиями по применения в отношении административного истца мер взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания.

По факту допущенных Шургая К.Ш. нарушений установленного порядка отбывания наказания, администрацией исправительного учреждения проведена проверка; с административного истца истребовано письменные объяснения, от дачи которых Шургая К.Ш. отказался, о чем составлен акт от 25.09.2020; Шургая К.Ш. была предоставлена возможность ознакомления с постановлением о применении в отношении него меры взыскания, от которой он отказался, в связи с чем, был составлен акт от 25.09.2020.

Доказательств наличия со стороны сотрудников исправительного учреждения какого-либо предвзятого отношения к административному истцу не представлено. Оснований не доверять информации указанной в рапортах сотрудников колонии, не имеется.

Оспариваемое взыскание соответствует тяжести и характеру нарушения, применено с учетом предыдущего поведения административного истца.

Само по себе отсутствие совокупности условий для признания недействительным оспариваемого действия влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Шургая К.Ш. следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Шургая К.Ш. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 7 УФСИН России по Республике Карелия, начальнику ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК Заблоцкому В.И. о признании постановления незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                          А.В. Тугорева

Мотивированное решение составлено 18.12.2020.

2а-940/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шургая Коба Шалвович
Ответчики
ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК
начальник ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК Заблоцкий Владимир Иванович
Другие
Крикун Леонид Леонидович
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Скрипко Н.В.
Дело на странице суда
segezhsky.kar.sudrf.ru
16.10.2020Регистрация административного искового заявления
16.10.2020Передача материалов судье
19.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2020Судебное заседание
16.11.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Производство по делу возобновлено
11.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Судебное заседание
18.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее