Судья: Хурматуллин Р.А.
УИД 16RS0046-01-2021-016863-05
Дело № 77-251/2022
Дело № 12-1136/2021 (первая инстанция)
РЕШЕНИЕ
02 марта 2022 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Габдулхаковой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дементьевой Светланы Сергеевны на решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года, вынесенное в отношении заявительницы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда от 27 июля 2021 года № ...., оставленным без изменения решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года, Дементьева С.С. в качестве заместителя начальника по управлению персоналом и социальным вопросам сервисного локомотивного депо «Бугульма» - Куйбышевского управления сервиса общества с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч пятисот рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Дементьева С.С., настаивая на своей невиновности, просит постановление должностного лица отменить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации (здесь и далее, если это особо не оговорено в тексте решения, цитируемые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации законодатель презюмировал, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда лежат на работодателе.
В этой связи работодатель в целях сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, в частности, обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Аналогичные нормы в настоящее время предусмотрены статьями 214 и 220 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации работник, не прошедший в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не может быть допущен к работе либо подлежит отстранению от работы.
Работодатель отстраняет от работы или не допускает к работе работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований влечет административную ответственность по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в результате прокурорской проверки, проведенной Камской транспортной прокуратурой совместно с государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, было обнаружено, что в нарушение приведенных требований трудового законодательства работники сервисного локомотивного депо «Бугульма» - Куйбышевского управления сервиса общества с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис», к примеру ФИО1 и ФИО2, были допущены к работе без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования в полном объеме. Так, работники прошли обязательное психиатрическое освидетельствование в филиале государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая психиатрическая больница имени В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан» – Альметьевский психоневрологический диспансер лишь в части выявления психиатрических заболеваний. Однако меры к выявлению у них наличия психиатрических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, таксикомания), не предпринимались.
Изложенное было расценено как допуск работников к работе без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования и послужило поводом к возбуждению в отношении заместителя начальника по управлению персоналом и социальным вопросам сервисного локомотивного депо «Бугульма» - Куйбышевского управления сервиса общества с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» Дементьевой С.С., в обязанности которой входит организация своевременного прохождения медицинского освидетельствования и переосвидетельствования работников депо, дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда, пересматривая дело, выводы должностного лица, вынесшего спорное постановление, поддержал и счел обвинение, выдвинутое против Дементьевой С.С., доказанным.
Веских поводов не согласиться с такой правовой позицией не имеется.
Напротив, событие административно наказуемого деяния и вина в его совершении Дементьевой С.С. объективно подтверждаются доказательствами, собранными административным органом и представленными в распоряжение суда, в числе которых копия постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д. 40-43); копия решения Камского транспортного прокурора от 20 апреля 2021 года о проведении проверки соблюдения сервисным локомотивным депо «Бугульма» - Куйбышевского управления сервиса общества с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» требований трудового законодательства (л.д. 57); копия справки, подготовленной по результатам проверки государственным инспектором труда ФИО3 (л.д. 58-61); копия решения врачебной психиатрической комиссии от 26 сентября 2020 год № ...., вынесенного по результатам освидетельствования ФИО1 (л.д. 70); копия приказа начальника депо о принятии Дементьевой С.С. на работу в качестве заместителя начальника депо по работе с персоналом и социальным вопросам (л.д. 51); копия должностной инструкции заместителя начальника по управлению персоналом и социальным вопросам сервисного локомотивного депо «Бугульма» - Куйбышевского управления сервиса общества с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» (л.д. 52-56), из которой видно, что он призван в числе прочего организовывать своевременное прохождение медицинского освидетельствования и переосвидетельствования работников депо.
Перечисленные доказательства получены в соответствии с законом, относятся к обстоятельствам дела и потому в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно приняты во внимание при постановлении оспариваемых административно-юрисдикционных актов.
Добытой совокупности доказательств достаточно для установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу и определенных статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Они не позволяют усомниться в виновности Дементьевой С.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении заявительницы к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Выраженное в жалобе мнение ее автора о том, что психиатрическое освидетельствование работников депо было организовано и проведено с соблюдением требований законодательства в области охраны труды, несостоятельно.
В целях реализации положений статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее по тексту – Правила).
В силу пункта 2 Правил освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем (пункт 3).
Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377.
В указанном Перечне, в частности, отмечено, что в число дополнительных медицинских психиатрических противопоказаний для работников, привлеченных к работам, непосредственно связанным с движением поездов, то есть тех профессий и должностей, которые включены в перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 1999 года № 1020, за исключением работников группы машинистов, водителей и их помощников, входят алкоголизм, наркомания и токсикомания.
В этой связи в пункте 1 приказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 12 января 2014 года № 2028 «О порядке проведения обязательного психиатрического освидетельствования» указано, что обязательное психиатрическое освидетельствование работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляется государственным автономным учреждением здравоохранения «Республиканская клиническая психиатрическая больница имени В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан» и государственным автономным учреждением здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан».
Отсюда следует, что, вопреки точке зрения заявительницы, обязательное психиатрическое освидетельствование работников, занятых на работах, непосредственно связанных с движением поездов, должно включать в себя не только медицинское исследование на предмет выявления у них общих медицинских психиатрических противопоказаний, связанных с хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, но и медицинское исследование на предмет выявления зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ.
В то же время, как показывают материалы прокурорской проверки, обязательное психиатрическое освидетельствование электрогазосварщика локомотивного депо ФИО1, относящегося в соответствии с перечнем профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 1999 года № 1020, к числу лиц, занятых на работах, непосредственно связанных с движением поездов, было проведено медицинским учреждением неполно и ограничилось лишь проверкой наличия у него психических расстройств.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Дементьева С.С., являясь ответственной за организацию своевременного прохождения медицинского освидетельствования и переосвидетельствования работников депо, в нарушение требований статей 76 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации не приняла мер к предотвращению допуска к работе работника, который не прошел психиатрическое освидетельствование в установленном законодательством объеме.
При таком положении должностное лицо справедливо уличило ее в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, решение судьи городского суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года, вынесенное в отношении Дементьевой Светланы Сергеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Дементьевой Светланы Сергеевны – без удовлетворения.
Судья Е.В. Верхокамкин