Дело №2-55/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
27 мая 2021 года ст.Кагальницкая Ростовской области
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе судьи Полякова Н.В., единолично, при секретаре Долбиной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой Н. М. к Территориальному управлению Росимущества в Ростовской области, третьему лицу Администрации Зерноградского городского поселения, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о включении имущества в состав наследства и признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 26.10.2020 обратилась в суд с данным иском, в обоснование иска указала следующее. 07.02.2019 умер её супруг – ФИО2. На момент смерти ФИО2 владел и пользовался домовладением, расположенным по адресу: <адрес>. Право собственности ФИО2 на указанный жилой дом возникло на основании договора дарения. Согласно указанному договору ФИО2 приобрел жилой дом, площадью 35,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. На основании разрешений № от 06.06.1986 и № от 24.07.1986 ФИО2 выполнил комплекс строительных работ, в результате которых площадь дома значительно увеличилась и составила 71,9 кв.м.. Постановлением нотариуса от 15.08.2020 ФИО1 отказано в совершении нотариального действия – в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на указанный жилой дом, поскольку ввод в эксплуатацию пристроек к жилому дому с регистрацией права собственности за умершим наследодателем ФИО2 отсутствует.
ФИО1 просила: 1) включить в наследственную массу после смерти ФИО2, умершего 07.02.2019 жилой дом, общей площадью 71,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; 2) признать за истцом право собственности в порядке наследования на жилой дом, общей площадью 71,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; 3) исключить из ЕГРН неверные сведения об указанной площади (74,8 кв.м.) ранее учтенного жилого дома с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
В связи со смертью ФИО1 03.11.2020, определением Зерноградского районного суда Ростовской области от 25.12.2020 в данном гражданском деле допущена замена истца ФИО1 на её правопреемника - Сидорову Н. М. (л.д.132-133).
В судебное заседание истец Сидорова Н.М., представители ответчика и третьих лиц не явились, извещены о рассмотрении дела, в порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца – Деменко О.Д., действующий на основании доверенности, иск поддержал в полном объеме, подтвердил доводы иска, просил иск удовлетворить.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права. При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость.
В судебном заседании установлено следующее.
07.02.2019 умер ФИО2, что подтверждается свидетельством о его смерти (л.д.35).
ФИО1 и ФИО2 состояли в браке с 27.07.1963, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.42).
ФИО1 обратилась к нотариусу Зерноградского нотариального округа с заявлением о принятии наследства после смерти супруга, на основании её заявления нотариусом было заведено наследственное дело № к имуществу умершего ФИО2 (л.д.34-113).
ФИО1 после смерти супруга получила свидетельства о праве на наследство на денежные вклады и автомобиль (л.д.61-62)
Постановлением нотариуса от 15.08.2020 ФИО1 отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом с хозпостройками и сооружениями, расположенные по адресу: <адрес>, поскольку право наследодателя ФИО2 на данный жилой дом в реконструированном виде не было зарегистрировано.
ФИО1 умерла 03.11.2020, что подтверждается свидетельством о её смерти (л.д.140).
Согласно завещанию от 23.06.2018 ФИО1 всё свое имущество завещала Сидоровой Н.М. (л.д.142).
После смерти ФИО1 её дочь Сидорова Н.М., обратилась к нотариусу с заявлениями о принятии наследства в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, недополученных выплат из Зерноградского отдела УПФР по Ростовской области, денежных вкладов с причитающимися процентами и компенсациями в ПАО Сбербанк, жилого дома с хозпостройками и сооружениями, находящихся по адресу: <адрес>, принадлежащих супругу наследодателя ФИО2, умершему 07.02.2019, наследником которого являлась его супруга ФИО1, принявшая наследство, но не оформившая своих наследственных прав. На основании её заявления нотариусом было заведено наследственное дело № к имуществу умершей ФИО1 (л.д.139-186).
Согласно выписке из ЕГРН жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 74,8 кв.м., год постройки 1967, кадастровый №, сведения о правообладателях отсутствуют (л.д.178).
Согласно техническому паспорту жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> имеет общую площадь 71,9 кв.м., жилую – 38,9 кв.м., год постройки 1967, правообладателем указан ФИО2 (л.д.11-18).
Согласно договору дарения от 09.06.1972 ФИО3 подарил ФИО2 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, жилой площадью 35,8 кв.м. Договор зарегистрирован в бюро технической инвентаризации 17.06.1972 (л.д.22).
Архитектором Зерноградского района Ростовской области ФИО2 выданы разрешения № от 06.06.1986 и № от 24.07.1986 на строительство пристройки к дому, расположенному по адресу: <адрес> (л.д.23,24).
В силу ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Пунктом 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 и статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу ч. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно ч. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Исходя из положений статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято как путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), так и путем осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В силу пункта 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 36 постановления от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" даны разъяснения о том, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежащее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
В соответствии со ст.105 ГК РСФСР (утв. Верховным Советом РСФСР 11.06.1964 г., в ред. от 24.12.1992 г.), в личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения.
Согласно ст. 106 ГК РСФСР (утв. Верховным Советом РСФСР 11.06.1964 г.) в личной собственности гражданина мог находиться только один жилой дом (или часть его).
В соответствии с положениями ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вышеуказанные доказательства подтверждают, что ФИО2 на день его смерти принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 35,8 кв.м.. Право собственности ФИО2 на данный жилой дом было зарегистрировано 17.06.1972 в установленном на тот период времени порядке – в БТИ Зерноградского района Ростовской области (л.д.47 оборот).
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 339-ФЗ, действующей с 01.09.2018), самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 339-ФЗ, действующей с 01.09.2018), право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае, суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В рассматриваемом случае ФИО2 при жизни получил разрешение на реконструкцию спорного жилого дома путем строительства пристройки (разрешения № от 06.06.1986 и № от 24.07.1986), осуществил строительство пристройки в разрешенных параметрах.
Вместе с тем, ФИО2 не зарегистрировал за собой право собственности на спорный жилой дом с измененными характеристиками.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о наследовании" № 9 от 29.05.2012 года при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В порядке ч. 4 ст. 1152 ГК РФ, данный жилой дом подлежит включению в наследственную массу после смерти ФИО2 и признается судом принадлежащим ФИО1 со дня открытия наследства, как принявшему наследство наследнику.
При принятии решения суд учитывает, что если принявший наследство наследник умер, не получив свидетельство о праве на наследство, принятое им наследственное имущество признается принадлежащим этому лицу и входит в состав наследства после его смерти, например, при наличии в наследственном деле заявления о принятии наследства или доказательств фактического принятия наследства указанным наследником (п. 4 ст. 1152 ГК РФ; п. 9.1 Методических рекомендаций, утв. Решением Правления ФНП от 25.03.2019, протокол №).
Поскольку Сидорова Н.М. приняла наследство после смерти своей матери - ФИО1, а ФИО1 приняла наследство своего супруга ФИО2 и умерла, не получив свидетельство о праве на наследство, то за Сидоровой Н.М., в порядке п.4 ст.1152 ГК РФ, должно быть признано право собственности на спорный жилой дом.
Отсутствие в настоящее время сведений в ЕГРП о наличии у ФИО2 и ФИО1 зарегистрированного права на спорный жилой дом в реконструированном виде не должно нарушать право истца Сидоровой Н.М. на наследование данного жилого дома.
При принятии решения суд также учитывает, что ответчик - Территориальное управление Росимущества в Ростовской области, третьи лица - Администрация Зерноградского городского поселения, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области не представили в суд своих возражений относительно признания за истцом права собственности на спорный жилой дом.
Поскольку в Едином государственном реестре недвижимости имеются ошибочные сведения о площади ранее учтенного жилого дома с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 74,8 кв.м., без указания субъекта права собственности, а указанный жилой дом согласно технической документации имеет площадь - 71,9 кв.м., то из Единого государственного реестра недвижимости сведения подлежат исключению сведения о площади ранее учтенного спорного жилого дома в размере 74,8 кв.м..
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 07.02.2019 ░░░2 ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 71,9 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 71,9 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 74,8 ░░.░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 28 ░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░