Дело № 2а-579/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2018 года г. Карачаевск
Судья Карачаевского районного суда Карачаево – Черкесской Республики Таушунаев Б.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении Карачаевского районного суда дело по административному исковому заявлению Прокурора Карачаевского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Карачаевского муниципального района, Управлению образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, администрации МКОУ «<данные изъяты>» об обязании Администрацию Карачаевского муниципального района, Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, администрацию МКОУ «<данные изъяты>» оборудовать здание МКОУ «<данные изъяты>» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом сигналов тревоги на местный (автономный) пульт охраны при органах внутренних дел, на договорной основе, честного охранного предприятия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карачаевского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Карачаевского муниципального района, Управлению образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, администрации МКОУ «<данные изъяты>» об обязании Администрацию Карачаевского муниципального района, Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, администрацию МКОУ «<данные изъяты>» оборудовать здание МКОУ «<данные изъяты>» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом сигналов тревоги на местный (автономный) пульт охраны при органах внутренних дел, на договорной основе, честного охранного предприятия, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ, прокуратурой Карачаевского района проведена проверка соблюдения законодательства направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях Карачаевского района.
В ход проверки установлено следующее.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.
Приказом № 2013 от 11 ноября 2009 года «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена в приказах и письмах Министерства образования и науки Российской Федерации о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует,, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.
Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки Российской Федерации 04 июня 2008 года разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность учитывается наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).
Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 названного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 названного Федерального).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму»).
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной. власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Согласно Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» (далее Учреждение) учредителем данного образовательного учреждения является Карачаевский муниципальный район, функции и полномочия от имени учредителя осуществляет Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района.
Функции собственника имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления в пределах своей компетенции осуществляет отдел экономического развития, имущества и земельных отношений администрации Карачаевского муниципального района.
Образовательное учреждение находится в ведении Управления образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых Учреждению.
Из Устава Учреждения также следует, что Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему учреждений образования, обеспечивает условия соблюдения законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а так же решают иные вопросы местного значения.
Из положения п.6.1 части 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизм, а так же минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.З ч.1 ст. 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют полномочия по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Утвержденная Президентом РФ от 05.10.2009 года «Концепция противодействия терроризму в РФ» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Здание МКОУ «<данные изъяты>» посещает 43 учащийся, а также 35 работников, при этом здание школы не оборудовано кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на местный (автономный) пульт охраны при органе внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Отсутствие в образовательном учреждении кнопки охранной сигнализации («тревожная кнопка») отрицательно сказывается на комплексной безопасности учащихся лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних учащихся.
Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а так же ущерб имуществу.
На основании изложенного прокурор Карачаевского района просит суд обязать Администрацию Карачаевского муниципального района, Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>» оборудовать здание МКОУ «<данные изъяты>» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом сигналов тревоги на местный (автономный) пульт охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, на договорной основе, частного охранного предприятия.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 39 К АС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебное заседание представители прокуратуры и ответчиков, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела не явились, предоставив суду ходатайства о рассмотрении административного иска в их отсутствии, в порядке упрошенного производства.
В соответствии со ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствии и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.
Судья вынес определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, судья считает заявленные требования прокурора Карачаевского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статьями 20 и 41 Конституции РФ предусмотрено право каждого на жизнь и охрану здоровья.
Согласно пунктам 7 и 12 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму являются, приоритет мер предупреждения терроризма и минимизация последствий проявлений терроризма. Законодательство о противодействии терроризму имеет своей целью защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.
Между тем, в соответствии с требованиями ч.3 ст.5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (с изменениями от 27 июля 2006 г.) органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной. власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Согласно Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» (далее Учреждение) учредителем данного образовательного учреждения является Карачаевский муниципальный район, функции и полномочия от имени учредителя осуществляет Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района.
Функции собственника имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления в пределах своей компетенции осуществляет отдел экономического развития, имущества и земельных отношений администрации Карачаевского муниципального района.
Образовательное учреждение находится в ведении Управления образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых Учреждению.
Из Устава Учреждения также следует, что Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему учреждений образования, обеспечивает условия соблюдения законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а так же решают иные вопросы местного значения.
Из положения п.6.1 части 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизм, а так же минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.З ч.1 ст. 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют полномочия по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Утвержденная Президентом РФ от 05.10.2009 года «Концепция противодействия терроризму в РФ» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Здание МКОУ «<данные изъяты>» посещает 43 учащийся, а также 35 работников, при этом здание школы не оборудовано кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на местный (автономный) пульт охраны при органе внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Отсутствие в образовательном учреждении кнопки охранной сигнализации («тревожная кнопка») отрицательно сказывается на комплексной безопасности учащихся лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних учащихся.
Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а так же ущерб имуществу.
Руководствуясь ст. 293 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлению Прокурора Карачаевского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Карачаевского муниципального района, Управлению образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, администрации МКОУ «<данные изъяты>» и обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Администрацию Карачаевского муниципального района, Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, администрацию МКОУ «<данные изъяты>» оборудовать здание МКОУ «<данные изъяты>» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом сигналов тревоги на местный (автономный) пульт охраны при органах внутренних дел, на договорной основе, честного охранного предприятия в соответствие с действующим законодательством РФ.
Решение может быть обжаловано в течение 15-ти дней в Судебную коллегию по апелляционному рассмотрению гражданских дел Верховного суда КЧР через Карачаевский районный суд.
Судья: Б.М. Таушунаев