Судья Федорова А.В.. | Дело №33-28599/202450RS0036-01-2023-008153-45 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск
Московской области 12 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Конатыгиной Ю.А.,
судей Бессудновой Л.Н., Медзельца Д.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ильяшенко И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1123/2024 (2-7483/2023) по иску Сахаровой П. А. к администрации городского округа Пушкинский Московской области, Окружному управлению социального развития № 27 Министерства социального развития Московской области о признании права на обеспечение жилым помещением, обязании внести в список на обеспечение жилым помещением,
по апелляционной жалобе Сахаровой П. А. решение Пушкинского городского суда Московской области от 7 марта 2024 года,
заслушав доклад судьи Бессудновой Л.Н.,
объяснения представителя истца по доверенностиЕжевскую Е.Ю.,
у с т а н о в и л а :
Сахарова П.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Пушкинский Московской области, Окружному управлению социального развития № 27 Министерства социального развития Московской области о признании права на обеспечение жилым помещением, обязании внести в список на обеспечение жилым помещением.
Иск мотивирован тем, что истец относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей; мать истцаумерла в 2017 году; в 2018 году отец истца по решению суда лишен родительских прав. В 2019 году на основании распоряжения администрации <данные изъяты> над истцом установлено попечительство, попечителем назначена Орлова Т.Н.. В настоящее время истец состоит в браке, имеет ребенка, зарегистрирована и постоянно проживает в муниципальной квартире по адресу: <данные изъяты>, Советский проспект, <данные изъяты>, общей площадью 45,2 кв.м., в которой также зарегистрированы еще 5 человек. Кроме того, истец имеет в собственности 1/3 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 35,9 кв.м., в которой проживает семья дяди истца. На обращения в адрес ответчиков о предоставлении истцу, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, получены отказы, мотивированные тем, что оснований для включения истца в список детей сирот, имеющих право на обеспечение жильем, не имеется. Истец полагает, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на однократное получение жилого помещения и предоставления по договору специализированного найма жилого помещения за счет бюджетных средств, а наличие в собственности 1/3 доли в праве на квартиру по адресу: <данные изъяты>, не лишает возможности реализации принадлежащего прав на льготное обеспечение жилым помещением.
Истец Сахарова П.А. в судебном заседании суда первой инстанции не присутствовала, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом; вс уд обеспечена явка представителя.
Представитель истца по доверенности Ежевская Е.Ю. в судебном заседании суда первой инстанции иск доверителя в уточненном объеме поддержала, просила суд признать за истцом право на обеспечение жилым помещением, обязать Окружное управление социального развития № 27 Министерства социального развития Московской области включить Сахарову П.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также обязать администрацию городского округа Пушкинский Московской области предоставить Сахаровой П.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных норм, отвечающих санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании суда первой инстанции представители ответчиков администрации городского округа Пушкинский Московской области по доверенности Харитонова Е.А. и Окружного управления социального развития № 27 Министерства социального развития Московской области по доверенности Охапкина О.А., ссылаясь на факт наличия в собственности и пользовании истца недвижимого имущества, возражали относительно иска.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 07.03.2024 года в иске истцу отказано.
В апелляционной жалобе Сахарова П.А. просит суд об отмене решения как незаконного, выражает несогласие с выводами суда по существу заявленных исковых требований.
В суд апелляционной инстанции Сахарова П.А., будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания, не явилась, обеспечила явку представителя.
Представитель истца по нотариально удостоверенной доверенности Ежевская Е.Ю. жалобу доверителя поддержала, просила удовлетворить, решение суда отменить.
Администрация городского округа Пушкинский Московской области, Окружное управление социального развития № 27 Министерства социального развития Московской области явки представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили; о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом заблаговременно; каких-либо заявлений и ходатайств, в том числе, об отложении судебного заседания, в суд не представлено.
Судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие представителей ответчиков в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб судебная коллегия приходит к следующему.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакциях изменяющих законов (от 04.08.2023 г.№ 461-ФЗ).
Понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» определено абзацем 3 ст. 1 указанного Федерального закона - как лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно абзацу 4 ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона 04.08.2023 г.№461-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ) и не должен ограничивать права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо существенно затруднять реализацию прав, установленных федеральным законом.
На территории таким законом является от29.12.2007 года № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 года № 397 в Правилах формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Сахарова П.А. (до брака Беженару), <данные изъяты> года рождения, Распоряжением Управления опеки и попечительства по Пушкинскому муниципальному району, городским округам Ивантеевка и Красноармейск от 26.02.2019 года № 172-Р признавалась лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать Сахаровой П.А. Орлова А.Г. умерла <данные изъяты>. Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 13.09.2018 года отец Сахаровой П.А. – Беженару А.Г. лишено родительских прав в отношении дочери.
Указанным Распоряжением над Беженару П.А. (Сахаровой) с <данные изъяты> Орловой Т.Н. (бабушки несовершеннолетней) на возмездной основе устанавливалось попечительство. Определялось место жительства несовершеннолетней Беженару П.А. по адресу: <данные изъяты>.
Согласно выписки из домовой книги по жилому помещению по адресу:<данные изъяты>, в котором зарегистрирована и проживает истец, в квартире зарегистрировано кроме истца еще пять человек. Общая площадь квартиры составляет 45,2 кв. метров, жилая – 29,4 кв. метров.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального Закона 21.12.1996 года№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являются установление количества лиц, проживающих в жилом помещении по адресу регистрации истца, и размер общей площади, приходящейся на каждого из проживающих в квартире.
Исходя из вышеизложенного, на каждого из шести зарегистрированных и проживающих в квартире по адресу:<данные изъяты> 7,5 кв. метров.
Решением Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 30.01.2020 года № 124/11 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9,0 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – 14,0 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Истец неоднократно обращалась с заявлениями о включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в городском округе <данные изъяты>. Основанием к отказу являлись обстоятельства проживания истца в жилом помещении по вышеуказанному адресу, в котором исходя из количества зарегистрированных лиц приходится общей площади жилого помещения больше установленной нормы; кроем того, указано на наличие в собственности истца 1\3 доли в праве на жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 35,9 кв. метров.
Разрешая возникший спор и отказывая в иске, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь ст. 8 Федерального закона 21.12.1996 года№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу, что проживание истца жилом помещении по месту регистрации и наличие в собственности 1\3 доли в праве на жилое помещение, площадью 35,9 кв. метров, пришел к выводу, что истец обеспечена жилым помещением и отсутствуют основания для удовлетворения иска по заявленному основанию.
Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суд и находит их не соответствующими фактическим обстоятельствам, установленным в судебном заседании.
На момент разрешения спора в жилом помещении, в котором зарегистрирована истец, регистрацию имеют 6 человек, в связи с чем, учетная норма жилой площади меньше площади, установленной в городском округе пушкинский (<данные изъяты>.
1\3 доли в праве общей долевой собственности на квартире по адресу:<данные изъяты>, подарена истцу родной бабушкой – Орловой Т.Н. по договору дарения от <данные изъяты>. Квартира является однокомнатной, в связи с чем, определение порядка пользования квартирой с лицом, проживающим в квартире, не представляется возможным. Наличие у истца в собственности указанной доли на жилое помещение по договору дарения не свидетельствует об обеспечении истца жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей.
Учитывая, что истец имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда городского округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец подлежит включению в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в городском округе.
Доводы апелляционной жалобы истца заслуживаю внимания судебной коллегии.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Как следует из абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
В соответствии со статьей 109.1Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела; требование истца об обязании управления социального развития включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения в установленном законом порядке жилым помещением, является обоснованным и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Пушкинского городского суда Московской области от 7 марта 2024 года отменить; принять по делу новое решение.
ИскСахаровой П. А. к администрации городского округа Пушкинский Московской области, Окружному управлению социального развития № 27 Министерства социального развития Московской области о признании права на обеспечение жилым помещением, обязании внести в список на обеспечение жилым помещением удовлетворить.
Возложить на Окружное управление социального развития № 27 Министерства социального развития Московской области включить Сахарову П. А., <данные изъяты> года рождения, в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Обязать администрацию городского округа пушкинский Московской области предоставить за счет субвенций из бюджета Московской области жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Председательствующий
Судьи