Решение по делу № 7У-17856/2020 [77-508/2021 - (77-3694/2020)] от 10.12.2020

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 77-508/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово                                                                                11 февраля 2021 года

Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Самулина С.Н.,

судей Дамдиновой С.Ж., Павлова Р.Г.,

при секретаре Бачурихиной Е.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя потерпевшей ФИО35 – адвоката Филиппова В.В. на приговор Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 17 июня 2020 года в отношении Енгалычева Алексея Сергеевича, а также уголовное дело.

Приговором Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 марта 2020 года

Енгалычев Алексей Сергеевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, не судимый,

осужден по

ч. 1 ст. 105 УК РФ к 10 годам лишения свободы,

ч. 1 ст. 222 УК РФ к 1 году лишения свободы.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено 10 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбывания наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.

Зачтено в срок отбытия наказания время содержания под стражей с 08 ноября 2018 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима в соответствии с п. «а» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ.

Взыскано в счет возмещения материального вреда <данные изъяты> рублей в пользу потерпевшей ФИО4

Взыскано в пользу потерпевшей ФИО5 в счет возмещения морального вреда <данные изъяты>.

Взыскано в пользу потерпевшей ФИО4 в счет возмещения морального вреда <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований, заявленных ФИО5 о взыскании убытков отказано.

В приговоре разрешены вопросы о процессуальных издержках представителю потерпевшего и о судьбе вещественных доказательств.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 17 июня 2020 года приговор изменен:

исключено из описательно-мотивировочной части приговора указание суда на совершение ФИО1 незаконного приобретения огнестрельного оружия и не менее шести пистолетных патронов, относящихся к боеприпасам;

в соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ признано в качестве обстоятельства, смягчающего наказание ФИО1 – противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;

на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний по ч. 1 ст. 222 УК РФ и ч. 1 ст. 105 УК РФ окончательно назначено Енгалычеву А.С. наказание в виде 10 лет 3 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В остальной части приговор оставлен без изменения.

Заслушав доклад судьи Самулина С.Н., выступление потерпевшей ФИО4 и ее представителя адвоката Филиппова В.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, выступление защитника осужденного - адвоката Матвиенко Н.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы представителя потерпевшей, выступление прокурора Цымпиловой О.И., предлагавшей судебные решения оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

по приговору суда Енгалычев А.С. осужден за убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку и незаконное хранение, ношение огнестрельного оружия, боеприпасов.

Преступления совершены 07 ноября 2018 года в г. Новокузнецке Кемеровской области при обстоятельствах, установленных приговором суда.

В кассационной жалобе представитель потерпевшей ФИО4 – адвокат Филиппов В.В., не соглашаясь с вынесенными судебными решениями, считает их незаконными и необоснованными, ввиду допущенных существенных нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Согласно доводам жалобы, при подаче первоначальной апелляционной жалобы ставился вопрос об отмене приговора вследствие неправильного применения уголовного закона, в связи с тем, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, и вследствие чрезмерной мягкости.

Между тем суд апелляционной инстанции уклонился от проверки двух требований апелляционной жалобы, мотивировав тем, что в дополнительной жалобе поданной по истечении срока апелляционного обжалования (кроме доводов о несправедливости приговора вследствие чрезмерной мягкости назначенного наказания), не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, поскольку такое требование не содержалось в первоначальной жалобе.

Считает, что апелляционное определение и приговор подлежат отмене, а уголовное дело передаче на новое рассмотрение.

Кассационное представление отозвано заместителем прокурора Кемеровской области ФИО9 до начала судебного заседания суда кассационной инстанции.

В возражениях на кассационную жалобу представителя потерпевшей ФИО4 – адвоката Филиппова В.В., заместитель прокурора Центрального района г. Новокузнецка Кемеровской области ФИО10 считает изложенные в ней доводы несостоятельными, предлагает судебные решения оставить без изменения.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационной жалобы, представления суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных решений, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального права.

Судебная коллегия не усматривает нарушений уголовно-процессуального закона при производстве по делу, которые ставили бы под сомнение законность возбуждения, расследования дела, передачу его на стадию судопроизводства и в дальнейшем саму процедуру судебного разбирательства.

Ни в ходе предварительного следствия, ни в ходе судебного разбирательства дела нарушений требований законодательства, влекущих отмену приговора и апелляционного определения, не допущено. Выводы суда относительно виновности осужденного мотивированы и основаны на всесторонне, полно и объективно проверенных доказательствах, собранных с соблюдением процессуальных норм и не вызывающих сомнений.

Так, виновность Енгалычева А.С. в совершении инкриминированных ему преступлений подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, приведенных в приговоре, которым суд дал надлежащую оценку, а именно: показаниями самого Енгалычева А.С. об обстоятельствах ношения пистолета и убийства ФИО1, показаниями потерпевших ФИО11 и ФИО5, свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, протоколами осмотра места происшествия, протоколами осмотра предметов, протоколами обыска; протоколами явок с повинной; протоколом проверки показаний на месте, заключениями экспертов и другими доказательствами по делу.

Анализируя представленные стороной обвинения доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что указанные доказательства получены в полном соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, то есть являются допустимыми для доказывания обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ, имеют непосредственное отношение к предъявленному Енгалычеву А.С. обвинению и в своей совокупности являются достаточными для постановления обвинительного приговора.

Выводы суда, касающиеся оценки доказательств, основаны на надлежащем их анализе, убедительно аргументированы и не вызывают сомнений в своей правильности.

Данных о заинтересованности потерпевших и свидетелей, показания которых приведены в приговоре, в исходе уголовного дела не имеется, оснований для оговора осужденного с их стороны не усматривается, поскольку, как следует из материалов, исследованных судом, конфликтов между ними и осужденным, которые могли бы свидетельствовать об оговоре с их стороны, не установлено и сторонами не представлено, а потому оснований сомневаться в достоверности показаний указанных лиц не имеется. Приведенные показания потерпевших и свидетелей являются последовательными, согласуются с другими доказательствами и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований не доверять им у суда не имелось, поэтому они в совокупности с другими допустимыми доказательствами обоснованно положены в основу обвинительного приговора.

Противоречивых доказательств, которые могли бы существенно повлиять на выводы суда и которым суд не дал бы оценки, в деле не имеется, все незначительные противоречия в показаниях допрошенных лиц судом были выявлены и устранены путем оглашения ранее данных ими показаний, сопоставления содержащихся в них сведений между собой и с другими доказательствами по уголовному делу.

Суд правомерно использовал в качестве доказательств по делу заключения проведенных по делу экспертиз, проверив их на предмет допустимости, достоверности и относимости, учитывая при этом полноту проведенных исследований и заключений экспертов, логичность и непротиворечивость проведенных исследований и сделанных выводов, взаимосвязь с другими доказательствами по делу; руководствовался при этом также положениями ч. 2 ст. 17 УПК РФ, согласно которой никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.

Все изложенные в приговоре доказательства, суд в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ проверил, сопоставив их между собой, и каждому из них дал оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в совокупности признал их достаточными для разрешения уголовного дела по существу. При этом в приговоре указано, по каким основаниям суд принимает за достоверные одни доказательства и отвергает другие. Правильность оценки судом первой инстанции доказательств, сомнений не вызывает.

Описание деяний, признанных судом доказанными, содержит все необходимые сведения о месте, времени, способе их совершения, форме вины, целей и об иных данных, позволяющих судить о событии преступлений, причастности к ним осужденного и его виновности, а также об обстоятельствах, достаточных для правильной правовой оценки содеянного.

Из протоколов судебного заседания следует, что судом первой инстанции дело рассмотрено в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности. Стороны не были ограничены в праве представления доказательств. Суд создал сторонам все необходимые условия для исполнения ими процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Все представленные сторонами доказательства, признанные судом допустимыми, были исследованы в судебном заседании в полном объеме, и в приговоре им дана надлежащая оценка. Все ходатайства участников судебного заседания судом первой инстанции были разрешены в полном соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ. Каких-либо данных, свидетельствующих о незаконном и необоснованном отклонении судом ходатайств, судебной коллегией не установлено.

Всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, проверив доказательства, сопоставив их друг с другом, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о достаточности доказательств для разрешения дела, признав Енгалычева А.С. виновным в совершении вышеуказанных преступлений и дав содеянному им юридическую оценку по ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 105 УК РФ.

Уголовное дело по апелляционному представлению и апелляционным жалобам рассмотрено судом апелляционной инстанции объективно и беспристрастно. Как видно из материалов дела, судом соблюдался установленный уголовно-процессуальным законом порядок рассмотрения дела, принцип состязательности и равноправия сторон, которым предоставлялась возможность исполнения их процессуальных функций и реализации гарантированных законом прав на предоставление доказательств, заявление ходатайств, а также иных прав, направленных на отстаивание своей позиции.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции в ходе судебного разбирательства не допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

Согласно ст. 389.9 УПК РФ проверка судом апелляционной инстанции законности, обоснованности и справедливости приговора осуществляется судом апелляционной инстанции по апелляционным жалобам и представлениям.

При этом, в силу ст. 389.24 УПК РФ, обвинительный приговор может быть изменен в сторону ухудшения положения осужденного, а оправдательный приговор может быть отменен с передачей уголовного дела на новое судебное разбирательство не иначе как по представлению прокурора либо жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей.

Причем, уголовно-процессуальный закон (ч. 4 ст. 389.8 УПК РФ) оговаривает, что вопрос об ухудшении положения осужденного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, не может быть поставлен в дополнительной жалобе потерпевшего, частного обвинителя или их законных представителей и представителей, а также в дополнительном представлении прокурора, поданных по истечении срока обжалования, если такое требование не содержалось в первоначальных жалобе, представлении.

Вопросы об отмене приговора ввиду необходимости квалификации действий осужденного по более тяжкой статье, были затронуты представителем потерпевшей только в дополнительной жалобе.

В первоначальной же апелляционной жалобе эти вопросы представителем потерпевшей не ставились. Более того, сформулированная в этой жалобе позиция представителя потерпевшей о необходимости отмены приговора в соответствии с требованиями ст. ст. 389.15, 389.16, 389.18 УПК РФ «ввиду неправильного применения уголовного закона, несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, несправедливости приговора вследствие чрезмерной мягкости» носила общий характер и лишь содержала указание на необходимость отмены приговора в связи с ухудшением положения осужденного Енгалычева А.С. вследствие чрезмерной мягкости назначенного наказания.

При таких условиях, поставленные в дополнительной апелляционной жалобе вопросы, связанные с ухудшением положения осужденного, не подлежали рассмотрению судебной коллегией в апелляционном порядке.

Вместе с тем участвуя в судебном заседании апелляционной инстанции, согласно протоколу судебного заседания, представителем потерпевшей – адвокатом ФИО30 изложены дополнительные доводы к апелляционной жалобе в судебных прениях.

Судебная коллегия проверила доводы потерпевшей ФИО4 и представителя потерпевшей - адвоката Филлипова В.В. об отмене приговора и возврате уголовного дела прокурору для пересоставления обвинительного заключения, и нашла их несостоятельными, полно мотивировав свои выводы.

Как видно из вынесенного определения, суд апелляционной инстанции справедливо не нашел оснований сомневаться в допустимости и достоверности доказательств, подтверждающих виновность Енгалычева А.С. в совершении преступлений, привел мотивы принятых решений, не согласиться с которыми у судебной коллегии оснований не имеется.

Оснований для переоценки выводов суда первой и второй инстанции по делу не усматривается.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о виновности Енгалычева А.С. в совершенных преступлениях при обстоятельствах, указанных в приговоре, так как они соответствуют фактическими обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, полученных в установленном законом порядке.

Доводы адвоката Филлиппова В.В. о несогласии при назначении Енгалычеву А.С. наказания с признанием явки с повинной смягчающим обстоятельством и о необходимости учета при назначении наказания мнения потерпевших о самом строгом наказании, судом апелляционной инстанции рассмотрены, и признаны необоснованными.

Как следует из обжалуемых судебных решений, наказание Енгалычеву А.С. назначено в соответствии с требованиями статей 6 и 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, данных о личности осужденного, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, наличия смягчающих и отягчающего наказание обстоятельств.

Выводы суда о назначении осужденному наказания мотивированы. Назначенное наказание справедливо, соразмерно содеянному.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

Поскольку таких нарушений судами по уголовному делу в отношении Енгалычева А.С. допущено не было, оснований для удовлетворения кассационной жалобы, а также для отмены либо изменения судебных решений, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

приговор Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 17 июня 2020 года в отношении Енгалычева Алексея Сергеевича, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя потерпевшей Енгалычевой Н.П. – адвоката Филиппова В.В., оставить без удовлетворения.

Председательствующий                                                   С.Н. Самулин

Судьи                                                                                  С.Ж. Дамдинова

                                                                                             Р.Г. Павлов

7У-17856/2020 [77-508/2021 - (77-3694/2020)]

Категория:
Уголовные
Истцы
А.В. Закусилов
Другие
Филиппов В.В.
Якунькова Т.Е.
Енгалычев Алексей Сергеевич
Филиппов В.В.
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
11.02.2021Судебное заседание
11.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее