Дело № 3а-19/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск                                     23 апреля 2020 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи                             Матвеевой М.К.

при помощнике судьи                      Никитине В.В.

с участием:

прокурора                             Рязанской А.Д.

представителя административного истца        Друзьяновой А.Б.

представителя административного ответчика    Мордосова А.Б.

представителя заинтересованного лица        Колодезниковой А.Н.

рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Окружной администрации города Якутска к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1, 2, 3 статьи 1, пункта 35 Приложения 1, пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 Приложения 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 02 апреля 2014 года 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных»,

УСТАНОВИЛ:

    Окружная администрация города Якутска, в лице представителя Тимофеевой Т.Н., обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1, 2, 3 статьи 1, пункта 35 Приложения 1, пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 Приложения 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 02 апреля 2014 года 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных».

    В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемые положения Закона противоречат Федеральному закону от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Несоответствие терминов, примененных в республиканском Законе положениям Федерального закона привело к применению некорректной методики расчета общего объема субвенций, предоставляемым местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельных государственных полномочий и нарушает право Окружной администрации города Якутска на реализацию названных отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципального образования.

    В предварительном судебном заседании представителем административного ответчика Мордосовым А.Б. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу на основании части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемые положения Закона приведены в соответствие с федеральным законодательством.

    Представитель заинтересованного лица Колодезникова А.Н. с заявленным ходатайством согласилась, также заявила самостоятельное ходатайство о прекращении производства по делу по аналогичным основаниям.

    Представитель административного истца Друзьянова А.Б. по заявленным ходатайствам о прекращении производства по делу пояснила, что требования административного иска поддерживает в части признания недействительным пункта 35 Приложения 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 02 апреля 2014 года 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных» и исключении Городского округа «Город Якутск» из муниципальных образований республики, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями республики по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. На остальной части иска не настаивает.

    Прокурор Рязанская А.Д. против прекращения производства по делу не возражала, в части требований истца о признании недействительным пункта 35 Приложения 1 оспариваемого Закона полагала оставить данное требование без движения.

    Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

    Таким образом, предметом проверки в данном деле являются нормативные положения пунктов 1, 2, 3 статьи 1, пункта 35 Приложения 1, пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 Приложения 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 02 апреля 2014 года 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных».

    Из материалов дела усматривается, что 09 апреля 2020 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принято постановление З № 370-VI О Законе Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», которым в указанный Закон внесены соответствующие изменения.

В период производства по данному делу главой Республики Саха (Якутия) 13 апреля 2020 года издан Указ №1114 О Законе Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных».

    Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13 апреля 2020 года, номер опубликования 1400202004130005.

Таким образом, на дату судебного заседания Закон Республики Саха (Якутия) от 02 апреля 2014 года 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в оспариваемой части приведен в соответствие с федеральным законодательством.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт (его часть), который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

    Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, следовательно, такой акт не может быть предметом судебной проверки.

В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Указанные в данной норме обстоятельства, препятствующие удовлетворению ходатайства административного ответчика и заинтересованного лица и прекращению производства по административному делу, отсутствуют.

Данное административное исковое заявление подано Окружной администрацией города Якутска как субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, полагая, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы. Вместе с тем, указанная ссылка не свидетельствует о наличии нарушений или угрозы нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Доказательств о наличии конкретных фактов таких нарушений в материалах дела не имеется и административным истцом не представлено. Судом таких фактов не установлено.

    Довод представителя административного истца о признании пункта 35 Приложения 1 оспариваемого Закона недействующим в виду невозможности исполнения Окружной администрацией города Якутска отдельных государственных полномочий, не свидетельствует о противоречии оспариваемой нормы иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для осуществления закрепленного в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации права: оно может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, которые обусловлены характером спорных правоотношений; заинтересованное лицо, в частности может защитить свои права не путем оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу, а обжалуя основанные на них решения и действия (бездействие) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года № 2473-О, от 20 апреля 2017 года № 724-О).

    Учитывая данную правовую позицию при наличии таких лиц, в случае нарушения их прав и законных интересов оспариваемыми нормами, утратившими силу, они вправе обратиться в суд с соответствующими требованиями.

    Исходя из изложенного, проверка судом законности отдельных положений нормативного правового акта, утративших силу к моменту рассмотрения дела по существу, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля, в данном случае не может быть осуществлена.

С учетом изложенного, и поскольку судом установлены: приведение оспариваемых положений Закона Республики Саха (Якутия) от 02 апреля 2014 года 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в соответствие с федеральным законодательством, а также отсутствие применения оспариваемых положений Закона в отношении административного истца, повлекшего нарушение его прав и законных интересов, то имеются предусмотренные частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для прекращения производства по данному административному делу.

На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 194, статьями 198, 199, пунктом 1 части 2 статьи 214, частью 11 статьи 213, статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1, 2, 3 ░░░░░░ 1, ░░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░ 1, ░░░░░░░ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 ░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 02 ░░░░░░ 2014 ░░░░ 1288-░ № 131-V «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░)                                   ░.░. ░░░░░░░░

3а-19/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу прекращено
Истцы
Прокуратура РС (Я)
Окружная администрация города Якутска
Ответчики
Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Другие
Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия).
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Дьяконова Зоя Савельевна
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
14.01.2020Регистрация административного искового заявления
15.01.2020Передача материалов судье
16.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2020Подготовка дела (собеседование)
28.01.2020Рассмотрение дела начато с начала
07.02.2020Подготовка дела (собеседование)
07.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.03.2020Предварительное судебное заседание
02.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.03.2020Предварительное судебное заседание
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Судебное заседание
20.04.2020Производство по делу возобновлено
23.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Дело оформлено
23.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее