Судья А.Н. Компанийцева Дело № 33-8249/2018
Учет № 067
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2018 года г.Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,
судей А.В. Мелихова, Г.А.Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Р.Р. Галиевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Е.М.Кузнецова на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2018 года, которым оставлен без удовлетворения его иск к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Лениногорском районе и г.Лениногорске РТ о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, признании права на досрочную страховую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда и возложении обязанности по ее назначению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Е.М. Кузнецова – Г.С. Кашаповой, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Е.М. Кузнецов обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и г.Лениногорске Республики Татарстан о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочную страховую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда и возложении обязанности по ее назначению.
В обоснование требований указывается, что решением ответчика от 07 сентября 2017 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда ввиду отсутствия требуемого специального стажа, который согласно дополнению к решению от 12 сентября 2017 года составляет 06 лет 07 месяцев 29 дней.
При этом, из специального стажа необоснованно периоды его трудовой деятельности с 25 апреля 1984 года по 15 февраля 1994 года в составе Преображенской базы тралового флота.
Не соглашаясь с таким решением, истец просил суд признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, включив в специальный стаж период его трудовой деятельности периоды работы в составе Преображенской базы тралового флота с 25 апреля 1984 года по 15 февраля 1994 года в качестве слесаря ремонтника в прокатно-ремонтном цехе бурового оборудования базы производственного обслуживания Управлении буровых работ «Лениногорскбурнефть» с 01 февраля 1996 года по 12 февраля 1997 года, обязав ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 29 августа 2017 года.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Судом принято решение об отказе.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. При этом указывает, что спорные периоды трудовой деятельности на иных работах, не относящихся к плавсоставу, подлежат включению в специальный стаж, поскольку за выполнение этой работы произведена оплата из фонда заработной платы. Не соглашается также с отказом во включении в специальный стаж периода работы в должности матроса дневального с 03 июня 1987 года по 15 ноября 1987 года как непредусмотренной Списком, поскольку указанный период работодатель признает, как относящийся к плавсоставу и предоставляющий ему право на оформление льготной пенсии. По мнению истца, период его работы с 01 февраля 1996 года по 12 февраля 1997 года также подлежит включению в специальный стаж, поскольку деятельность предусмотрена Списком №2.
Представитель ответчика, будучи извещенным о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явился.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 - Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
Из материалов дела следует, что решением ответчика от 29 августа 2017 года и дополнением к нему от 12 сентября 2017 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, дающего право на досрочное ее назначение.
При этом, в специальный стаж не был включен период работы в составе Преображенской базы тралового флота с 25 апреля по 18 июля 1984 года, с 17 октября 1986 года по 02 июня 1987 года, с 16 ноября 1987 по 16 мая 1988 года, с 07 сентября по 09 октября 1988 года, с 23 марта 1989 года по 27 марта 1990 года, с 29 апреля 1990 года по 01 июля 1991 года, с 01 апреля 1992 года по 21 января 1993 года; с 03 июня 15 ноября 1987 года в качестве матроса обработчика.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных им требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности осуществления трудовой деятельности в определенных условиях, подтверждавших ее характер и влияющих на досрочное назначение пенсии по старости.
Пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н (далее - Порядок), предусмотрено, что подтверждению, в том числе, подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Из пункта 4 Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, в том числе в тяжелых условиях труда, справками и иными документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии со Списком 32 раздел ХХ11 подраздел 17 код 22417020-1753122417020-17531 предусмотрены рабочие, занятые на обработке и уборке рыбы, крабов, морского зверя и морепродуктов на предприятиях в районах Камчатки, Курилльских островов, Охотского побережья, Мурманской области, за Полярным кругом, в северной части Сахалина, независимо от того, где размещены предприятия по обработке рыбы: на берегу или на плавучих базах, а также независимо от того, к какому порту приписаны эти заводы.
Уточняющей справкой от 18 августа 2016 года №1/697, справкой о трудовом стаже от 22 февраля 2018 года №750 занятость истца в условиях, предусмотренных Списками, утвержденными Постановлением Кабинетов Министров СССР от 26 января 1991 года №10, не подтверждается, поскольку он работал на иных работах.
В части требований о включении в специальный стаж истца периода работы с 01 февраля 1996 года по 12 февраля 1997 года не установлена непосредственная занятость на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата, предусмотренных Списком №2.
Доводы истца в апелляционной жалобе в отношении последнего периода со ссылкой на уточняющую справку, которой подтверждена работа, предусмотренная п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в качеств е основания для отмены решения послужить не могут, поскольку истцом были заявлены требования о включении спорных периодов в специальный стаж в связи с работой в тяжелых условиях, в связи с чем, дело судом рассмотрено по существу заявленных им требований.
Проанализировав приведенные положения действующего законодательства, и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к обоснованному выводу о том, что они не позволяют сделать вывод о полной занятости истца на работах, дающих право на досрочную страховую пенсию.
По указанным основаниям доводы заявителя жалобы о наличии в материалах дела доказательств, подтверждающих его работу в должности в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, отклоняются как несостоятельные.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Е.М. Кузнецова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи