Решение по делу № 33а-2832/2021 от 08.04.2021

Советский районный суд г. Махачкалы № дела первой инстанции 2а-464/2021

судья Мамаев А.К. УИД 05RS0038-01-2020-022737-41

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 мая 2021 года, по делу № 33а-2832/2021, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Ашурова А.И.

судей Гончарова И.А. и Магомедовой З.А.,

при секретаре Яхъяеве Т.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Махачкалы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» о признании незаконным бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», выразившееся в непринятие мер по организации содержанию и строительства ливневых канализационных сетей, обеспечивающих отвод вод с дорог общего пользования местного значения и обязании Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» принять меры по содержанию и строительству ливневых канализационных сетей, обеспечивающих отвод вод с дорог общего пользования местного значения, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФИО5 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>.

Заслушав доклад судьи Гончарова И.А.., руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

установила:

прокурор города Махачкалы обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» о признании незаконным бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», выразившееся в непринятие мер по организации содержанию и строительства ливневых канализационных сетей, обеспечивающих отвод вод с дорог общего пользования местного значения и обязании Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» принять меры по содержанию и строительству ливневых канализационных сетей, обеспечивающих отвод вод с дорог общего пользования местного значения.

В обоснование иска указал, что проведенная проверка показала, что в связи с нехваткой ливневых канализационных сетей и их ненадлежащим состоянием в период выпадения осадков наблюдается застой воды во многих районах города Махачкалы, что влечет затоплению дорожного полотна и жилых домов. Действующим законодательством обязанность по организации содержания систем ливневой канализации как составной части системы водоотведения, относится к компетенции органов местного самоуправления. Так, на территории города Махачкалы проходят ливневые канализационные сети по 53 улицам, протяженность которых составляет лишь км, тогда как протяженность автомобильных дорог в муниципальном образовании 496,5 км. При этом имеющаяся на 53 улицах города ливневая канализация изношена на 50 %, засорена и с учетом диаметра трубы не справляется с возросшим объемом стоков (бытовых, дождевых и талых вод). Вместе с тем в ходе проведенной прокуратурой города проверки установлено, что при обильных осадках в период с <дата> по <дата> ввиду неудовлетворительного состояния ливневых канализационных сетей, предназначенных для отвода вод, наблюдается застой воды по <адрес>-I, пр. И. Шамиля, <адрес> Султана, <адрес>, мкр. «Учхоз», мкр. «ДОССААФ» и т.д., что привело к затоплению дорожного полотна, жилых домовладений и нанесению ущерба транспортным средствам граждан. В связи с изложенным, прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», выразившееся в непринятие мер по организации содержанию и строительства ливневых канализационных сетей, обеспечивающих отвод вод с дорог общего пользования местного значения, возложить на Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» обязанность принять меры по содержанию и строительству ливневых канализационных сетей, обеспечивающих отвод вод с дорог общего пользования местного значения.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено: «административное исковое заявление прокурора города Махачкалы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» о признании незаконным бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», выразившееся в непринятие мер по организации содержанию и строительства ливневых канализационных сетей, обеспечивающих отвод вод с дорог общего пользования местного значения и обязании Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» принять меры по содержанию и строительству ливневых канализационных сетей, обеспечивающих отвод вод с дорог общего пользования местного значения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», выразившееся в непринятие мер по организации содержанию и строительства ливневых канализационных сетей, обеспечивающих отвод вод с дорог общего пользования местного значения.

Возложить обязанность на Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» принять меры по содержанию и строительству ливневых канализационных сетей, обеспечивающих отвод вод с дорог общего пользования местного значения».

С этим решением не согласился представитель административного ответчика – Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО5, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и вынести новое решение об отказе в иске.

В возражениях на эту апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения.

Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», заинтересованное лицо МКУ «Управления жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей не направили, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Прокурор ФИО6 просит судебную коллегию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, пришла к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и нормы права, подлежащие применению. При этом все изложенные в решении выводы подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал надлежащую, отвечающую правилам ст. 84 КАС РФ, правовую оценку.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. п. 2, 9, 23 и 28 ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года N 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) "Канализация. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года N 805, установлено рекомендованное к применению определение термина "канализация": отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Махачкалы проведена проверка состояния ливневых канализационных сетей, предназначенных для отвода вод, в связи с обильными осадками, имевшими место в период с <дата> по <дата> в городе Махачкале.

Судом установлено, что ввиду неудовлетворительного состояния ливневых канализационных сетей, предназначенных для отвода вод, наблюдался застой воды в г. Махачкале по <адрес>-I, пр. <адрес> Султана, <адрес>, мкр. «Учхоз», мкр. «ДОССААФ» и других улиц и микрорайонов города.

Администрация города признала факт ненадлежащего технического состояния ливневой канализации на территории городского округа и необходимость проведения работ по приведению ее в работоспособное состояние.

Кроме того, в суд прокурором представлены материалы вышеуказанной прокурорской проверки, в том числе фотоматериалы, переписка прокуратуры с подконтрольным администрации учреждением по вопросу организации надлежащей работы ливневой канализации, справку, перечь объектов сетей ливневой канализации городского округа.

Допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих об обратном, а также опровергающих представленные прокурором доказательства, стороной ответчика не представлено.

Из вышеприведенных норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст.12 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

По смыслу данных положений законодательства меры по эксплуатации системы водоотведения являются составной частью организации системы водоотведения, обязанность проведения которых возложена на административного ответчика. При этом законодатель установил, что для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

Таким образом, судом первой инстанции правильно сделан вывод, что Администрацией городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» не принимаются предусмотренные законом меры в целях организации надлежащего функционирования и обслуживания системы водоотведения ливневых сточных и грунтовых вод, что влечет нарушение гарантированных в ст. 42 Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан на благоприятные и безопасные условия проживания и возложил обязанности по устранению указанных нарушений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, не принято во внимание, что указанные функции возложены на конкретные юридические лица, а именно на УЖКХ города и ОАО «Махачкалаводоканал», судебная коллегия признает необоснованными.

Приведенными выше законодательными актами обязанность организовать отведение ливневых стоков возложена на органы местного самоуправления, каковым в городе Махачкале является Администрация ГОсВД «город Махачкала».

Поэтому принятие необходимых мер для предотвращения указанных негативных последствий лежит на ответчике, который и обязан организовать работу по недопущению последствий стихийных бедствий.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО5 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в 6-ти месячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы.

Председательствующий А.И. Ашуров

Судьи И.А. Гончаров

З.А. Магомедова

Апелляционное определение в окончательной форме вынесено 20 мая 2021 года.

33а-2832/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура РД
Прокуратура г.Махачкалы
Ответчики
Администрация г. Махачкала
Другие
МКУ Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
09.04.2021Передача дела судье
18.05.2021Судебное заседание
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее