Судья Бобкова А.Н.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 апреля 2017 года № 33-1955/2017
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Чистяковой Н.М.,
судей Медведчикова Е.Г., Татарниковой Е.Г.,
при секретаре Шагаловой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 06.02.2017, которым признан незаконным отказ администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области от <ДАТА> №... о включении Максимовой В.И. и Латынцева С.Н. в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Максимова В.И., <ДАТА> года рождения, уроженка ... и Латынцев С.Н., <ДАТА> года рождения, уроженец ..., зарегистрированные и проживающие по адресу: <адрес> признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, введенной постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 № 180.
За Максимовой В.И. и Латынцевым С.Н. признано право на получение единовременной материальной помощи в размере по 10 000 рублей (каждому), в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
На администрацию Великоустюгского муниципального района Вологодской области возложена обязанность включить Максимову В.И., Латынцева С.Н. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации в размере по 10 000 рублей (каждому), связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., судебная коллегия
установила:
в апреле 2016 года в Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
Постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 № 180 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее по тексту - постановление Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 № 180) в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды в реках введена чрезвычайная ситуация.
В зону чрезвычайной ситуации природного характера попал жилой дом
№..., расположенный по адресу: <адрес>, в котором были зарегистрированы и проживали Максимова В.И. и Латынцев С.Н. (л.д. 8-9, 10-11, 12).
<ДАТА> Максимова В.И. обратилась в администрацию Великоустюгского муниципального района Вологодской области (далее также администрация Великоустюгского муниципального района, администрация) с заявлением о включении ее и Латынцева С.Н. в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи (далее - также Список, л.д. 5).
<ДАТА> заявление Максимовой В.И. о включении в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, администрацией оставлено без удовлетворения в связи с истечением срока обращения (л.д. 6).
Оспаривая правомерность действий администрации, Максимова В.И. обратилась в суд с иском к администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области и администрации муниципального образования «Город Великий Устюг» (далее - администрация МО «Город Великий Устюг») о признании незаконным решения администрации об отказе во включении в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, и о включении в указанный Список.
Определением суда от 24.01.2017 к участию в деле в качестве истца привлечен Латынцев С.Н. (л.д. 57-58).
В судебном заседании истцы Максимова В.И., Латынцев С.Н. исковые требования поддержали.
Представители ответчиков администрации Великоустюгского муниципального района, администрации МО «Город Великий Устюг», Правительства Вологодской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Великоустюгского муниципального района ставит вопрос об отмене судебного акта и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что истец утратил право на получение единовременной материальной помощи, поскольку пропустил месячный срок обращения за получением такой помощи, предусмотренный Правилами выделения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110.
В возражениях на апелляционную жалобу Максимова В.И. просит в удовлетворении жалобы отказать.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного акта исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и представленных на жалобу возражениях, полагает, что решение соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что дом №... по <адрес> включен в Список улиц и домов, попавших в зону чрезвычайной ситуации природного характера, утвержденный постановлением администрации Великоустюгского муниципального района от 21.04.2016 № 440, в связи с чем отказ во включении Максимовой В.И. и Латынцева С.Н., зарегистрированных и проживающих в указанном доме, в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, является неправомерным.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее – Правил выделения бюджетных ассигнований), подпунктом «г» пункта 2 которых предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека.
Из анализа правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, следует, что право на получение единовременной материальной помощи связывается с фактом постоянного проживания гражданина в зоне стихийного бедствия.
Постоянно проживая в жилом доме в зоне чрезвычайной ситуации природного характера, истец и её сын подвергались воздействию неблагоприятных факторов стихийного бедствия (угрожающих жизни, здоровью и имуществу граждан, связанных с подтоплением жилого дома, близлежащих территорий, объектов жизнеобеспечения), что с очевидностью влекло за собой ограничение их личных и имущественных прав, нарушение привычного образа жизни.
Данные обстоятельства давали суду первой инстанции основания считать Максимову В.И. и Латынцева С.Н. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и свидетельствовали о возникновении у них права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Довод апелляционной жалобы о несвоевременности обращения
Максимовой В.И. в администрацию Великоустюгского муниципального района с заявлением о включении ее в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, основанием для отмены судебного решения не является.
Пунктом 5 Правил выделения бюджетных ассигнований предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Месячный срок обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда установлен для органов публичной власти субъектов Российской Федерации в целях своевременного и оперативного финансирования обязательств государства по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Правовые нормы, приведенные в апелляционной жалобе, не связывают реализацию прав граждан на получение единовременной материальной помощи с какими-либо сроками.
Истечение вышеуказанного срока не может умалять гарантированное законом право гражданина, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и служить достаточным основанием для отказа во включении его в списки лиц, нуждающихся в получении материальной помощи.
При таких обстоятельствах правовых доводов, влекущих отмену решения, а также ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 06.02.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Чистякова
Судьи: Е.Г. Медведчиков
Е.Г. Татарникова