Дело №а-155/20г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 30 июня 2020г.
Надтеречный районный суд ЧР в составе:
председательствующего судьи Дадовой Р.Х.,
при секретаре ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №а-155/20г. по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ЧР ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подгорненского сельского поселения Надтеречного муниципального района ЧР выразившееся в не разработке муниципальной программы по профилактике правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> ЧР ФИО3 обратился в Надтеречный районный суд ЧР с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подгорненского с.<адрес> муниципального района ЧР о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в не разработке муниципальной программы по профилактике правонарушений.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4, поддержал заявленные требования в полном объеме и пояснил, что прокуратурой района в апреле 2020г. проведен анализ исполнения администрацией Подгорненского с.<адрес> муниципального района (далее - Администрация) законодательства о профилактике правонарушений и противодействии коррупции, требующие принятия действенных мер по их устранению. В ходе проверки установлено, что администрацией, выявленные ранее прокуратурой района нарушения устранены не в полном объеме, разработан нормативный правовой акт «Об утверждении Порядка создания координационного органа в сфере профилактики правонарушений», однако муниципальная программа по профилактике правонарушений не разработана.
Помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО4 просит суд, признать незаконным бездействие администрации Подгорненского сельского поселения Надтеречного муниципального района ЧР, выразившееся в неразработке муниципальной программы по профилактике правонарушений и обязать администрацию разработать муниципальную программу по профилактике правонарушений.
Будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте проведения судебного заседания административный ответчик в суд не явился.
От административного ответчика главы администрации Подгорненского с.п. ФИО5 в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть данное дело без его участия, заявленные административным истцом требования признает в полном объеме, против их удовлетворения не возражает.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации и ч. 6 ст. 6 Конституции Чеченской Республики государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, юридические лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 182-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления являются субъектами профилактики правонарушений.
В силу ст. 12 Федерального закона № 182-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ, другими федеральными законами в пределах своей компетенции обладают следующими правами: 1) принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений; 2) создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений; 3) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений; 4) обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования; 5) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия; 6) реализуют иные права в сфере профилактики правонарушений.
В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ городские и сельские поселения осуществляют мероприятия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом № 182-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе по предупреждению коррупции, включая выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции).
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ приоритетное применение мер по предупреждению коррупции является одним из основных принципов противодействия коррупции.
Статьей 5 Конвенции ООН против коррупции закреплено положение о необходимости разработки и реализации эффективной и скоординированной политики противодействия коррупции, способствующей участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности.
Во взаимосвязи с данной нормой международного права ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что государственные органы, к которым отнесены и органы местного самоуправления, обязаны принимать меры к предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению её причин.
Вместе с тем, вопреки обозначенным требованиям законодательства, администрацией нормативные правовые акты (муниципальные программы), предусматривающие профилактику правонарушений па территории сельского поселения, не разработаны и не утверждены, координационный орган не создан, иные полномочия в указанной сфере не реализуются.
Изложенное, послужило основанием для внесения в марте 2020 г. прокуратурой района в адрес главы Администрации представления об устранении нарушений закона.
<адрес> в апреле 2020 г. проведен анализ исполнения администрацией Подгорненского сельского поселения Надтеречного муниципального района (далее - Администрация) законодательства о профилактике правонарушений и противодействии коррупции, требующие принятия действенных мер по их устранению.
В ходе проверки установлено, что администрацией вышеуказанные нарушения устранены не в полном объеме, разработан нормативный правовой акт «Об утверждении Порядка создания координационного органа в сфере профилактики правонарушений», однако муниципальная программа по профилактике правонарушений не разработана.
Изложенное свидетельствует о непринятии администрацией достаточных мер по профилактике правонарушений, в том числе коррупционных, что препятствует реализации государственной антикоррупционной политики.
При таких обстоятельствах, требования заместителя прокурора о признании незаконным бездействие администрации и обязании разработать муниципальную программу по профилактике правонарушений, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Статья 218 КАС РФ устанавливает право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.227 КАС РФ суд, признав административное исковое заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> ЧР ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подгорненского сельского поселения Надтеречного муниципального района ЧР о признании незаконным бездействие администрации и обязании разработать муниципальную программу по профилактике правонарушений, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Подгорненского сельского поселения Надтеречного муниципального района ЧР, выразившиеся в неразработке муниципальной программы по профилактике правонарушений, незаконным.
Обязать администрацию Подгорненского сельского поселения Надтеречного муниципального района ЧР разработать муниципальную программу по профилактике правонарушений.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики через Надтеречный районный суд Чеченской Республики в апелляционном порядке, в течение 30 дней со дня получения решения суда.
Мотивированное решение изготовлено «30» июня 2020г.
Председательствующий Р.Х. Дадова