Решение по делу № 33а-4255/2020 от 16.03.2020

Судья Кравченко О.Е.          Дело № 33а-4255/2020

УИД 24RS0041-01-2019-004976-03

3.023

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2020 года город Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.,

судей Шавриной А.И., Сидоренко Е.А.,

        при ведении протокола помощником судьи Костиной К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И.

административное дело по административному исковому заявлению Киселевой Елены Николаевны к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании действий незаконными, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва Васильевой К.А.,

на решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 04 декабря 2019 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования Киселевой Елены Николаевны к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании действий незаконными, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным решение МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва исх.№ 03-40/08/6927 от 05.06.2019г. и возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность повторно рассмотреть заявление Киселевой Елены Николаевны от 21.05.2019г.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Киселева Е.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением (впоследствии уточненным) к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании действий незаконными, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что Киселева Е.Н. является многодетным гражданином и имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, в связи с чем обратилась 21.05.2019 к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100191:40 путем его раздела в соответствии с прилагаемой схемой. Из ответа ответчика на указанное заявление следует, что для федеральных органов государственной власти установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, расположенных в границах населенных пунктов, а также то, что уполномоченными органами по предоставлению многодетным гражданам земельных участков являются органы государственной власти субъекта РФ, а также органы местного самоуправления. Тем самым ответчик не поставил Киселеву Е.Н. в очередь, не рассмотрел заявление по существу, вернув заявление, чем нарушил ее права на получение земельного участка. В случае, если орган власти не уполномочен на рассмотрение заявления, то он должен был перенаправить документы в уполномоченный орган и уведомить об этом заявителя. Просит признать ответ административного ответчика незаконным и возложить на него обязанность повторно рассмотреть заявление.

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В апелляционной жалобе представитель МТУ Росимущества в Красноярском крае Васильева К.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку порядок и случаи предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно относятся к компетенции органов государственной власти субъектов РФ. МТУ является федеральным органом исполнительной власти и при подготовке ответа руководствовалось нормами, которыми не предусмотрено предоставление федеральных земельных участков многодетным гражданам в собственность бесплатно без проведения торгов. Муниципальная услуга по приему заявлений и принятию решений по вопросу предоставления земельного участка в собственность многодетным гражданам предоставляется департаментом муниципального имущества земельных отношений администрации города Красноярска по письменному заявлению. Согласно п.1 ст.29 раздела III Административного регламента предоставления вышеуказанной муниципальной услуги, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 19.07.2013 № 156-р, основанием для начала административной процедуры является поступление заявления с приложенными документами в отдел землеустройства Департамента. Указывает на неправильное применение судом норм материального права.

На апелляционную жалобу поступил отзыв Киселевой Е.Н., в котором она просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Кисилева Е.Н. поддержала свои доводы, изложенные в отзыве и административном иске.

Другие участники по делу в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. От ответчика, заинтересованных лиц поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие. В силу положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, правообладателем которого является – Россия, расположен по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

21 мая 2019 года административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства в границах земельного участка с кадастровым номером путем его раздела в соответствии с прилагаемой схемой, как многодетной семье.

05 июня 2019 года МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва было отказано в предоставлении истцу в собственность испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на то, что Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2008 года № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» установлен для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности расположенных в границах населенных пунктов. Кроме того, МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва уполномоченным органом по предоставлению многодетным гражданам земельных участков не является, и в перечень полномочий МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва указанная услуга не входит.

Принимая решение об удовлетворении требований административного искового заявления Киселевой Е.Н. к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании действий незаконными, возложении обязанности, суд первой инстанции руководствовался тем, что указанное административным ответчиком основание для отказа в предоставлении земельного участка – отсутствие полномочий на его предоставление, не предусмотрено положениями ст.29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». Основания, установленные действующим законодательством для отказа в постановке на очередь и для отказа в предоставлении земельного участка, не приведены.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, считает их ошибочными, не основанными на нормах действующего законодательства Российской Федерации.

Предоставление земельных участков многодетным семьям без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов относятся к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.

Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается Законом Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".

Согласно ч. 1 ст. 29.1 указанного Закона Красноярского края от 04.12.2008 года многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.2 вышеуказанного Закона Красноярского края при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.

Исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанным в п. 1 ст. 29.1 данного Закона, в течение 15 дней со дня поступления заявления заявителю направляется уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган в случае, установленном в п. 1 ст. 29.7 данного Закона.

Очередь многодетных граждан формируется путем их включения в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка, которая ведется в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, указанном в п. 1 данной статьи, по форме, установленной Правительством края.

В соответствии со ст. 90 Устава Красноярского края создана правительственная комиссия для координации деятельности по обеспечению прав многодетных граждан на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков в соответствии с Законом Красноярского края от 04 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

Согласно п. 2.5. Административного регламента предоставления Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края государственной услуги по предоставлению находящихся в государственной собственности Красноярского края земельных участков в аренду без проведения торгов, утвержденного Приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 25 апреля 2017 года № 08-293п, в перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги входит Закон Красноярского края от 04 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 раздела I Положения о Межрегиональном территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16 декабря 2016 года № 455 (далее - Положение), территориальный орган осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва.

Территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектаров, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование (пункт 4.1.14. раздела II Положения).

В силу п. 6 ст. 39.5. ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

- земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" установлен для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности расположенных в границах населенных пунктов до 01.01.2021г.

Подзаконный нормативный правовой акт, которым МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва могло бы руководствоваться для правомерного предоставления земельных участков многодетным гражданам в собственность бесплатно без проведения торгов, не разработан, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административный ответчик МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не является уполномоченным органом по предоставлению многодетным гражданам земельных участков на территории города Красноярска, а также постановке их на очередь на предоставление земельного участка.

Предоставление земельного участка многодетной семье в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при соблюдении всех условий, одним из которых является условие о том, что многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками, для постановки на очередь.

Помимо этого, 30.04.2020 года Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, приняло решение о передаче осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению находящимся в федеральной собственности земельным участком органам государственной власти Красноярского края на срок, установленный Федеральным законом от 24.07.2008г. №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес> (кадастровый , площадью 25000+/- 55 кв.м)

Исходя их приведенных выше норм права, их толкования и анализа в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения иска Кисилевой не имелось.

Доводы Киселевой Е.Н. о том, что МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва должен был перенаправить документы в уполномоченный орган и уведомить ее об этом, не основаны на вышеприведенных нормах права, материалах дела. Кисилева Е.Н. обратилась с заявлением о представлении ей государственной услуги, которую административный ответчик оказывать не уполномочен, о чем был дан мотивированный, обоснованный ответ. При этом Кисилева Е.Н. обратилась в орган не в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а с целью реализации своего права на получение земельного участка по соответствующей категории лиц, поэтому у ответчика обязанности направить заявление истца в уполномоченный орган не было. Кроме того, доказательств, с достоверностью свидетельствующих о невозможности обращения административного истца непосредственно в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, не представлено. Напротив, Кисилева Е.Н. пояснила в суде, что в соответствующей очереди на получение бесплатно земельного участка в собственность, как многодетная семья, она стоит.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ, следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Ни одного из указанных условий в суде не установлено.

В связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене по причине нарушения норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. По делу необходимо принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 04 декабря 2019 года отменить. По делу принять новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Киселевой Елены Николаевны к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании действий незаконными, возложении обязанности отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33а-4255/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Киселева Елена Николаевна
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Шаврина Алевтина Ивановна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
01.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2020Передано в экспедицию
17.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее