Дело № 2-46/2020
10 января 2020 года город Вельск
29RS0001-01-2019-001670-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Хомовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б.С.Н. к О.М.Н. о взыскании денежной компенсации морального вреда,
установил:
Б.С.Н. обратился в суд с иском к О.М.Н. о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Обосновывает требования тем, что является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ по вине ответчика произошел залив квартиры. Причиной залива послужил уроненный шланг от стиральной машины в <адрес>, расположенной этажом выше, в результате чего были залиты помещения ванны и туалета в <адрес>. А поэтому на ответчике лежит обязанность по компенсации морального вреда, который оценивает в два МРОТ - 22560 рублей, поскольку ему причинены нравственные страдания из-за непригодности квартиры для проживания.
Б.С.Н. в судебном заседании настоял на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что из-за действий О.М.Н. ему причинен материальный ущерб и соответственно моральный вред, выразившейся в нравственных страданиях.
О.М.Н. на судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Выслушав Б.С.Н., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Частью 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В судебном заседании установлено, что Б.С.Н. является собственником ? доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>, где и проживает.
ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов 45 минут из <адрес> этажом выше, где проживает О.М.Н., произошел залив <адрес>. Причиной залива жилого помещения, согласно акту ООО «Наш Город» от ДД.ММ.ГГГГ, послужило то, что ребенок уронил на пол шланг от стиральной машины в <адрес> в <адрес>. В результате этого произошло подтопление совмещенного туалета <адрес>, расположенной этажом ниже в этом же доме.
В левом углу на потолке и стенах образовались желтые разводы от протечки, требуется косметический ремонт.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что в иске надлежит отказать.
К данному выводу суд пришел на основании следующего.
Так в соответствии со статьёй 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона
нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Как следует из материалов дела, истец связывает причинение ему морального вреда с затоплением жилого помещения по вине ответчика.
Исходя из анализа приведённой нормы и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, заявленные истцом требования в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку абзац первый статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность компенсации морального вреда только в случае нарушения личных неимущественных прав или иных принадлежащих гражданину нематериальных благ, тогда как правоотношение по взысканию убытков является имущественным. Следовательно, действующее гражданское законодательство не предусматривает возможность компенсации морального вреда при нарушении имущественного права, относительно нарушения которого предъявлены исковые требования.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства предоставляются суду сторонами (ст. 57 ГПК РФ).
Разрешая заявленные Б.С.Н. исковые требования, суд не находит оснований для их удовлетворения ввиду того, что истцом в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих причинение ему физических или нравственных страданий действиями ответчика. Также отсутствуют доказательства невозможности проживания в квартире ввиду ее непригодности, то исходя из совокупности изложенного, следует, что нарушение личных неимущественных прав истцом не доказано.
Поскольку истцом не представлено доказательств того, что нарушено его неимущественное право, путем причинения физических, нравственных страданий в результате действий ответчика из квартиры, расположенной этажом выше над квартирой истца, а также соответственно негативного воздействия указанных действий на его здоровье, то нет оснований для возложения обязанности по компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах, иск удовлетворению не подлежит.
Суд рассмотрел данный спор по тем требованиям и основаниям, которые были заявлены, поскольку согласно ст.39 ГПК РФ предмет и основание иска определяет истец.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Б.С.Н. к О.М.Н. о взыскании денежной компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Архангельском областном суде, путем подачи апелляционной жалобы, через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий С.А. Пестерев