Судья Коржикова Л.Г.

Дело № 33-2989/2024

1-я инстанция № 2-43/2024

УИД 86RS0010-01-2023-001569-02

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 мая 2024 года

г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Дука Е.А.,

судей Галкиной Н.Б., Евтодеевой А.В.,

при секретаре Муратовой З.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андреевой Марины Александровны, Архиповой Анастасии Дмитриевны, Гусевой Альфии Музагитовны, Напеевой Оксаны Николаевны, Павлюх Тамары Николаевны к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Мегионская городская больница» о признании права на получение специальной социальной выплаты и возложении обязанности по совершению действий по включению в реестр медицинских работников на получение специальной социальной выплаты,

по апелляционной жалобе Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Мегионская городская больница» на решение Мегионского городского суда ХМАО-Югры от 12.01.2024,

заслушав доклад судьи Галкиной Н.Б.,

УСТАНОВИЛА:

Андреева М.А., Архипова А.Д., Гусева А.М., Напеева О.Н., Павлюх Т.Н. (далее - истцы) обратились в суд с иском к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Мегионская городская больница» (далее – ответчик, БУ «Мегионская городская больница», Учреждение) и просят признать за ними право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подп. «е» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее - Постановление Правительства № 2568), возложить на Учреждение обязанность включить их в реестр работников, имеющих право на получение этой выплаты, в обоснование заявленных требований указали, что осуществляют трудовую деятельность в должности фельдшеров отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях БУ «Мегионская городская больница». Считают, что исполняя трудовые обязанности в соответствии с утвержденной должностной инструкцией, а именно организацию и работу по проведению медицинских профилактических осмотров и скрининг-обследований обучающихся, проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни, профилактику факторов риска для здоровья обучающихся, определяемых условиями обучения и воспитания в образовательных организациях, контроль проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала, оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме, оказание медицинской помощи в экстренной форме, они, являясь специалистами со средним медицинским образованием, непосредственно участвуют в оказании первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, имеют право на спорную специальную социальную выплату, однако в реестр работников, имеющих право на получение данной выплаты, ответчиком не включены.

Решением Мегионского городского суда ХМАО-Югры от 12.01.2024 исковые требования Андреевой М.А., Архиповой А.Д., Гусевой А.М., Напеевой О.Н., Павлюх Т.Н. удовлетворены, за истцами признано право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подп. «е» п. 2 Постановления Правительства № 2568, на БУ «Мегионская городская больница» возложена обязанность включить истцов в реестр медицинских работников, имеющих право на получение этой выплаты.

В апелляционной жалобе ответчик БУ «Мегионская городская больница» ставит вопрос об отмене обжалуемого решения и принятии нового об отказе в удовлетворении заявленных требований, считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и истолкованы нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, для установления спорной выплаты, предусмотренной подп. «е» п. 2 Постановления Правительства № 2568, специалистам со средним медицинским образованием необходимо работать с врачами, к которым обращаются (которых посещают) граждане (в данном случае, несовершеннолетние) по поводу заболеваний (состояний) или с профилактическом целью, включая проведение исследований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, и (или) осуществляющими диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), истцы должны оказывать первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, и (или) осуществлять диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию). Трудовая деятельность истцов указанным условиям не соответствует. Истцы не осуществляют свою трудовую деятельность с врачами, указанными в пп. «б» п. 2 Постановления Правительства № 2568, которые эпизодически приходят в школы, несовершеннолетние по поводу заболеваний или с профилактической целью, включая проведение исследований, к истцам не обращаются. Согласно Положению о подразделении «Отделение организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях» (далее - Отделение) целью деятельности данного Отделения является оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний. В структуру Отделения входят два отдела, медицинская помощь оказывается на 29 объектах (18 детских садов и 11 школ), согласно штатному расписанию в Отделении имеются 4,25 ставки врача-педиатра и ставка заведующего, фактически работают 3 врача, за каждым закреплено 10 (11) объектов, до обеда врач обходит закрепленные объекты, после обеда занимается документацией. Врач отделения приходит в школу только для осмотра несовершеннолетних по графику профосмотров, примерно 2-3 дня в месяц, в случае заболевания ребенка, врач направляет его в поликлинику по территориальному участку по месту жительства. Кроме того, врач педиатр (ФИО)13 работает в Отделении по совместительству на 0,25 ставки и не относится к категории врачей, которым предусмотрена специальная социальная выплата, соответственно не подпадает и под условия, при которых предусмотрена эта выплата и фельдшер Напеева, работающая с ним. Из смысла Постановления Правительства № 2568 следует, что специалисты со средним медицинским образованием должны работать с врачами полный рабочий день. Этим Постановлением утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования РФ специальной социальной выплаты, из которых следует, что медицинская организация в реестре указывает сведения по каждому работнику, а также число рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца (п. 6). Норма рабочего времени исчисляется согласно приказу Минздрава России от 10.03.2023 № 99н и приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.08.2009 № 588 и в данном случае составляет 158,4 часов. Согласно табелю учета рабочего времени, норма рабочего времени медицинской сестры - 158,4 часов, продолжительность рабочей смены на ставку фельдшера составляет 7,12 часов, однако работает фельдшер с врачами-педиатрами и с врачами специалистами в период профосмотра, примерно 2-3 дня в месяц по 2-3 часа, вакцинацию и осмотр перед вакцинацией проводит без врача. Отдельное табелирование работы специалистов со средним медицинским образованием с врачами в пп. «б» п. 2 Постановления Правительства № 2568 законодательством не предусмотрено.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения их к месту жительства, работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу. Приказом Минздрава РФ от 07.03.2018 № 92н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, согласно которому первичная медико-санитарная помощь детям в целях приближения их к месту жительства или учебы осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства или учебы в определенных организациях, распределение детей по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям. В Учреждении оказание первичной медико-санитарной помощи населению г. Мегиона осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, за каждым участком закреплены врачи-педиатры и медицинские сестры, однако судом этому обстоятельству правовая оценка не дана. В соответствии с приказами Минздрава России от 05.11.2013 № 822н и от 07.03.2018 № 92н оказание первичной медико-санитарной помощи детям предполагается по двум вариантам. Первый заключается в выделении помещений для оказания медицинской помощи и содействие в ее оказании медицинской организацией, обслуживающей данное образовательное учреждение, второй вариант - во введении в штат образовательного учреждения медицинских работников. Медицинский персонал Отделения не работает по территориально-участковому принципу, поскольку дети, посещающие школы, не прикреплены для обслуживания к медицинским кабинетам, размещенным в школах, и они прикреплены по территориальным укаткам к месту своего жительства. Первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения, однако согласно Положению, Отделение оказывает обучающимся медико-санитарную помощь в экстренной и неотложной формах, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний. Фельдшеры не оказывают медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний), или с профилактической целью, включая проведение исследований по территориально-участковому принципу, данная помощь оказывается только медицинскими работниками на закрепленных территориальных участках по месту жительства несовершеннолетних. В соответствии с Положением Отделение участвует в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях, оказывает обучающимся первичную медико-санитарную помощь в экстренной и неотложной формах, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, направляет обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний, организует профилактические медицинские осмотры и др. В соответствии с должностной инструкцией фельдшер Отделения осуществляет следующие трудовые функции - организацию и работу по проведению медицинских профилактических осмотров и скрининг-обследований обучающихся, проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни, профилактику факторов риска для здоровья обучающихся, определяемых условиями обучения и воспитания в образовательных организациях, контроль проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала, оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме, оказание медицинской помощи в экстренной форме. Согласно п. 3.5 должностной инструкции фельдшер при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи воспитанникам в неотложной форме направляет воспитанника при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинское облуживание которой он находится, также при оказании медицинской помощи в экстренной форме вызывает бригады скорой медицинской помощи и оказывает медицинскую помощь в экстренной форме. Таким образом, фельдшеры с врачами, указанными в пп. «б» п. 2 Постановления Правительства № 2568 не работают, в связи с чем, установленные этим Постановлением выплаты им не положены.

Также фельдшеры отделения не осуществляют диспансерное наблюдение, поскольку не входят в перечень лиц, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения РФ от 16.06.2019 № 302н, к числу которых относятся врач-педиатр, врач-специалист, фельдшер фельдшерского пункта в случае возложения на него руководителем медицинской организации отдельных функций лечащего врача.

Таким образом, фельдшеры с врачами, указанными в пп. «б» п. 2 Постановления Правительства № 2568 в течение всей рабочей смены не работают, медицинскую помощь по поводу заболеваний (состояний) либо с профилактической целью по территориально-участковому принципу прикрепленному населению не оказывают, диспансерное наблюдение несовершеннолетних по основному заболеванию (состоянию), не осуществляют, в связи с чем, уставленные им этим постановлениям выплаты не положены.

В возражениях на апелляционную жалобу истцы просят решение Мегионского городского суда ХМАО-Югры от 12.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в связи с чем, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

С 01.01.2023 установлена ежемесячная специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:

а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;

д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;

е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;

з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;

и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;

л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.

Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).

Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.

Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца (п. 4 Правил).

Из материалов дела следует, что БУ «Мегионская городская больница» является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Учреждение состоит из отделений, в число которых входит Детская поликлиника, в состав которой, в свою очередь, входит Отделение организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, организованное для оказание первичной медико-социальной помощи несовершеннолетним в образовательных учреждениях, расположенное в здании детского больничного комплекса, а также в медицинских блоках, размещенных в помещениях образовательных организацией г. Мегиона, состоящих из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета, в Отделении работают заведующий, старшая медицинская сестра, старший фельдшер, врачи-педиатры, медицинские сестры, фельдшеры.

Судом первой инстанции установлено, что истцы Архипова А.Д., Андреева М.А., Павлюх Т.Н., Гусева А.М., Напеева О.П. с 01.10.2019 состоят с ответчиком в трудовых отношениях, работают фельдшерами в Отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях и с ними заключены трудовые договоры.

Поводом для обращения истцов в суд явился отказ работодателя включить их в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подп. «е» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».

Суд первой инстанции, рассматривая дело, руководствуясь положениями Постановления Правительства № 2568, Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказов Минздрава России от 05.11.2013 № 822н, от 10.03.2023 № 99н, проанализировав Устав БУ «Мегионская городская больница», Положение об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях БУ «Мегионская городская больница», штатное расписание Учреждения, должностную инструкцию фельдшера отдела организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, трудовые договоры истцов, пришел к выводу, что истцы, являясь специалистами со средним медицинским образованием, непосредственно участвуют в оказании первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, в связи с чем, имеют право на спорную специальную социальную выплату.

Установив, что истцы имеют право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подп. «е» п. 2 Постановления Правительства № 2568, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность включить их в реестр работников, имеющих право на получение этой выплаты.

Судебная коллегия не видит оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.

Так, ответчик, оспаривая право истцов на получение спорной специальной социальной выплаты, ссылается на то, что условия трудовой деятельности истцов не соответствуют условиям, указанным в подп. «е» п. 2 Постановления Правительства № 2568 - истцы полный рабочий день с врачами, указанными пп. «б» п. 2 Постановления Правительства № 2568, не работают, первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению не оказывают и (или) диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) не осуществляют.

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 32 и ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь относится к видам медицинской помощи, является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 33).

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием (ч. 3 ст. 33).

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами) (ч. 4 ст. 33).

Как указано в ч. 6 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме (ч. 7 ст. 33).

В соответствии с Приказом Минздрава России от 07.03.2018 № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям» организация оказания первичной медико-санитарной помощи детям в целях приближения их к месту жительства (пребывания) или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства (пребывания) или учебы (далее - участок) в определенных организациях с учетом положений статьи 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 6).

Распределение детей по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям, в зависимости от условий оказания первичной медико-санитарной помощи детям в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан в сфере охраны здоровья (п. 7).

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь детям оказывается фельдшерами и иными медицинскими работниками со средним медицинским образованием (п. 11).

Пунктом 22 названного Положения закреплено, что оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

Из пункта 3 указанного Порядка следует, что несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 822н, организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 54 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

На основании п. п. 5, 6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 822н, первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.

Отделение медицинской помощи обучающимся осуществляет свою деятельность в соответствии с приложениями №№ 1 - 6 к настоящему Порядку (п. 21).

В соответствии с п. п. 3, 15 Приложения 1 к Порядку, утвержденному приказом Минздрава России № 822н, целью деятельности отделения медицинской помощи обучающимся является оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний.

Настоящее Положение распространяется на кабинеты, здравпункты медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающие медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.

На основании п. п. 13, 14 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 822н, первичная медико-санитарная помощь обучающимся оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи обучающимся. Первичная медико-санитарной помощь обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях, оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, врачами-специалистами, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения организации медицинской помощи обучающимся.

С учетом изложенного, как правильно указал суд первой инстанции, оказание несовершеннолетним первичной медико-санитарной помощи допускается как непосредственно в образовательной организации, так и в медицинской организации, в частности, при наличии в ней отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним.

Из п. 5.1 трудовых договоров, заключенных ответчиком с истцами, следует, что фельдшер отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях обязан: участвовать в диспансеризации и наблюдении за детьми, страдающими хроническими заболеваниями, перенесшими острое заболевание, детьми – инвалидами, детьми коренных малочисленных народов Севера, проводить доврачебный этап профилактического медицинского осмотра детей, проводить профилактические прививки детям, контролировать прохождение флюорографического обследования подростков.

Трудовые функции и должностные обязанности фельдшера отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях определены в Должностной инструкции фельдшера отдела организации медицинской помощи в общеобразовательных организациях отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденной 20.10.2022 главным врачом БУ «Мегионская городская больница».

Согласно Должностной инструкции фельдшера, в его в трудовые функции входит организация и работа по проведению медицинских профилактических осмотров и скрининг-обследований обучающихся, проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала, оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме, оказание медицинской помощи в экстренной форме (глава 2). Также фельдшер отдела организации медицинской помощи несовершеннолетним в общеобразовательных организациях при проведении мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни: проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в условиях образовательной организации с привлечением медицинских работников профилактического отделения учреждения на основе индивидуальных планов профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом групп здоровья и медицинских групп для занятия физической культурой. (п. 3.2 Должностной инструкции).

Из изложенного следует, что в г. Мегионе несовершеннолетним БУ «Мегионская городская больница» первичная медико-санитарная помощь оказывается как в образовательных учреждениях по месту их учебы, так и в здании детского больничного комплекса по месту их жительства, при этом Отделение организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях является частью Детской поликлиники Учреждения. Оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним как по месту их учебы, так и по месту жительства не противоречит установленному в ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, по месту учебы, учитывая, что из материалов дела следует, что фактически часть первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним, такая как профилактические осмотры, скрининг-обследования, профилактика заболеваний, формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение, оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в неотложной и экстренной формах, оказывается им БУ «Мегионская городская больница» по месту учебы в образовательных учреждениях, в связи с чем, довод апелляционной жалобы ответчика, что истцы первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению не оказывают, подлежит отклонению.

Из штатного расписания БУ «Мегионская городская больница» следует, что в Отделении 4,25 штатных единиц врачей-педиатров, которые закреплены за образовательными учреждениями, где работают истцы. При этом, как верно указано судом первой инстанции, должностная инструкция врача-педиатра ООМПН в ОО, графики проведения профосмотров несовершеннолетних, карты медицинских профилактических осмотров несовершеннолетних, профилактические осмотры фельдшером перед прививками и в после прививочный период, журналы прививок, выписки из журнала карантинных наблюдений фельдшером, выписки из ПК «Здравоохранение» по вакцинопрофилактике свидетельствуют о работе истцов совместно с врачами, закрепленными за участками по месту учебы несовершеннолетних.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, ни Постановлением Правительства № 2568, ни Приказом Минздрава от 10.03.2023 № 99н, не предусмотрено, что специалисты со средним медицинским образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в течение всего рабочего дня, в целях получения спорной специальной социальной выплаты должны полный рабочий день работать именно с врачами, напротив, как следует из содержания подп. «е» п. 2 Постановления Правительства № 2568, право на спорную выплату имеют специалисты со средним медицинским образованием, как работающие с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, так и оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцы, являясь специалистами со средним медицинским образованием, непосредственно участвующие в оказании первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним по месту их учебы, имеют право на спорную специальную социальную выплату, иное бы противоречило смыслу установления данной выплаты, направленной на социальную поддержку и материальное стимулирование среднего медицинского персонала медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в территориальных программах обязательного медицинского страхования, оказывающего первичную медико-санитарную помощь населению. По мнению судебной коллегии, подход ответчика при определении права истцов на спорную специальную социальную выплату, при установленных по делу обстоятельствах – фактическое оказание истцами первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним г. Мегиона по месту их учебы, носит формальный характер.

Довод апелляционной жалобы ответчика, что истцы не осуществляют диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), подлежит отклонению, поскольку наличие данного условия, как следует из содержания пп. «е» п. 2 Постановления Правительства № 2568, является альтернативным.

Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, вместе с тем, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба ответчика не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

    

Решение Мегионского городского суда ХМАО-Югры от 12.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Мегионская городская больница» - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение 3-х месяцев через суд первой инстанции.

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 08.05.2024.

Председательствующий                     Дука Е.А.

    Судьи                                 Галкина Н.Б.

Евтодеева А.В.

33-2989/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлюх Тамара Николаевна
Напеева Оксана Николаевна
Архипова Анастасия Дмитриевна
Андреева Марина Александровна
Гусева Альфия Музагитовна
Ответчики
БУ ХМАО-Югры Мегионская городская больница
Другие
Региональная организация Профсоюза работников здравоохранения РФ ХМАО-Югры
Отделение фонда пенсионного и социального страхования по ХМАО-Югре
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Галкина Наталья Борисовна
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
12.04.2024Передача дела судье
07.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2024Передано в экспедицию
07.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее