Дело № 2-2231/2021
УИД 21RS0025-01-2021-001839-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2021 года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., с участием представителя истца – адвоката Васильева А.Н., представителя третьего лица Серебряковой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова Игоря Геннадьевича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Александров И.Г. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, в размере 3 000 000 руб.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> СО ОМВД России по <данные изъяты> в отношении Александрова И.Г. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ истцу было предъявлено обвинение, ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело направлено прокурору <адрес> Чувашской Республики для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд.
ДД.ММ.ГГГГ дело возвращено для производства дополнительного следствия, после проведения которого дело вновь направлено прокурору.
ДД.ММ.ГГГГ обвинительное заключение утверждено, дело направлено в Ибресинский районный суд Чувашской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ было начато рассмотрение дела в суде.
Постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело возвращено прокурору для производства дополнительного следствия, которое отменено постановлением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, дело направлено в тот же суд для дальнейшего рассмотрения.
Постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело прекращено в связи с отказом прокурора от предъявленного обвинения, за Александровым признано право на реабилитацию, отменена мера пресечения в виде подписки о невыезде.
На протяжении всего периода уголовного преследования истцу причинялись нравственные страдания в виде переживаний в связи с подозрением в совершении преступления, он был ограничен в передвижении, лишен возможности вести обычный образ жизни, испытывал стыд перед друзьями и знакомым, ухудшились отношения в семье.
Перенесенные моральные страдания истец оценивает в 3 000 000 руб., которые просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в свою пользу.
Истец Александров И.Г., надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, реализовав свое право на участие в деле через представителя.
В судебном заседании его представитель – адвокат Васильев А.Н. требования поддержал, при определении размера компенсации просил учесть длительность уголовного преследования и тяжесть вменяемого ему преступления.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором исковые требования в заявленном размере не признал, указав, что он завышен и является несоразмерным понесенным истцом моральным страданиям, не соответствует требованиям разумности и справедливости.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, прокуратуры Чувашской Республики Серебрякова И.А. полагала предъявленные к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации исковые требования о компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению с учетом принципа разумности.
Заслушав пояснения представителей истца и третьего лица, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации, статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных и муниципальных органов или их должностных лиц.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52 Конституции).
Из содержания названных конституционных норм следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить.
В сфере уголовного судопроизводства реализация данных норм обеспечивается применением института реабилитации.
Как указано в статье 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статьи 133 - 139, 397 и 399).
В соответствии со статьей 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Часть 2 указанной статьи гласит, что право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: 3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
Условием возмещения морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, является признание права на реабилитацию посредством принятия соответствующего решения уполномоченным на то лицом (судом в приговоре, определении, постановлении, а следователем, дознавателем в постановлении - часть 1 статьи 134 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания данных статей, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям).
При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Компенсация морального вреда по смыслу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из способов защиты субъективных гражданских прав и законных интересов, представляет собой гарантированную государством материально-правовую меру, посредством которой осуществляется добровольное или принудительное восстановление нарушенных (оспариваемых) личных неимущественных благ и прав.
На основании статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из положений статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований.
Как следует из представленного суду обвинительного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> СО ОМВД России по <данные изъяты> в отношении Александрова И.Г. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Срок предварительного следствия неоднократно продлевался.
ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело направлено и.о. прокурора <адрес> Чувашской Республики для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд, постановлением которого от ДД.ММ.ГГГГ дело было возвращено для производства дополнительного следствия.
ДД.ММ.ГГГГ ему предъявлено обвинение в совершении преступления предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Александрова И.Г. была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело с обвинительным заключением направлено прокурору
ДД.ММ.ГГГГ обвинительное заключение было утверждено, дело направлено в Ибресинский районный суд Чувашской Республики.
Постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело прекращено в связи с отказом прокурора от предъявленного обвинения на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в деянии состава преступления, за Александровым И.Г. признано право на реабилитацию, отменена избранная в отношении него мера пресечения в виде подписки о невыезде.
Поскольку сведений о том, что данное постановление отменено, не представлено, суд приходит к выводу о доказанности незаконного уголовного преследования истца на протяжении более двух лет и двух месяцев.
Полномочия главного распорядителя бюджетных средств названы в статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов Российской Федерации. С учетом изложенного выше требование истца о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации компенсации морального вреда является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера компенсации морального вреда в денежной форме, суд принимает во внимание все заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных индивидуальными особенностями истца, требования разумности и справедливости.
В статье 1100 Кодекса указано, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу или подписки о невыезде.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда должен основываться на характере и объеме причиненных потерпевшему нравственных и физических страданий, с учетом требований разумности и справедливости.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 8 постановления от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при определении компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При определении размера компенсации морального вреда, причиненного истцу, в сумме 170 000 руб. суд учитывает сам факт и длительность незаконного уголовного преследования (на протяжении более двух лет), неоднократность производимых следственных действий в отношении истца, избрание в отношении него меры пресечения в виде подписки о невыезде, степень нравственных страданий, причиненных ему незаконным уголовным преследованием, а также категорию преступления, в совершении которого подозревался истец, - тяжкое, требования разумности и справедливости.
У суда не вызывает сомнений нахождение истца под воздействием психотравмирующей ситуации на протяжении периода времени с момента возбуждения уголовного дела и до вынесения постановления о прекращении уголовного преследования.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Расходы на оплату услуг представителя относятся к судебным расходам (статьи 88, 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (часть 1 статьи 100 названного Кодекса).
В пунктах 12 и 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ).
За получением юридической помощи для обращения в суд с иском истец обратился в Коллегию адвокатов Чувашской Республики «ЮРВЕСТ», заключив с адвокатом Васильевым А.Н. договор об оказании юридической помощи от ДД.ММ.ГГГГ года. Стоимость юридических услуг по гражданскому делу составила 15 000 руб. Указанная сумма была уплачена по квитанции серии № в тот же день.
Представленные в материалы дела договор и квитанцию суд принимает в качестве допустимых доказательств, подтверждающих несение истцом расходов на оплату услуг представителя.
Учитывая объем оказанных юридических услуг, а также принцип разумности и справедливости, суд находит обоснованным размер возмещения расходов на представительские услуги, понесенных истцом в рамках настоящего дела, в размере 10 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Александрова Игоря Геннадьевича компенсацию морального вреда в размере 170 000 (сто семьдесят тысяч) руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 (десять тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Л. Михайлова
Мотивированное решение составлено 27 апреля 2021 года.