Дело № 10RS0011-01-2020-014920-63 (№ 2а-7598/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08.12.2020 г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи |
Е.В. Лазаревой |
|
при секретаре |
А.А. Куценко |
|
с участием: |
||
представителя административного истца |
К.С. Филатова, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 19.08.2020 |
|
представителя административного ответчика |
О.П.Сафроновой, действующей на основании доверенности от 15.08.2018 |
|
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Клюхиной Натальи Викторовны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным бездействий по не рассмотрению заявления от 01.10.2020, возложении обязанности по рассмотрению указанного заявления,
У С Т А Н О В И Л:
Клюхина Наталья Викторовна (далее – административный истец, истец, заявитель) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – административный ответчик, Министерство) о признании незаконным бездействий по не рассмотрению заявления от 01.10.2020, возложении обязанности по рассмотрению указанного заявления.
Требования мотивированы тем, что 01.10.2020 имело место обращение к административному ответчику с заявлением (далее – заявление от 01.20.2020) о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, содержащем просьбу утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № в <адрес>, территориальная зона ЖЗ, площадью <данные изъяты>, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство. Данное заявление в 30-тидневный срок Министерством не рассмотрено, решение по своему заявлению ею до настоящего времени не получено. Указанное бездействие должностного лица нарушает её право на рассмотрение заявления в установленные законом сроки. В связи с чем, просит признать бездействие Министерства, выразившееся в не рассмотрении заявления от 01.10.2020, незаконным, обязать административного ответчика принять по данному заявлению решение.
Определением от 23.11.2020 заинтересованными лицами привлечены Администрация Прионежского муниципального района, Клюхин С.Ю., Определением от 02.12.2020 заинтересованным лицом привлечено ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» ( далее – Управление).
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, указав, что в настоящее время получен ответ по факту обращения от 01.10.2020, который сторона истца намерена обжаловать.
Представитель административного ответчика, не оспаривая факта нарушения срока рассмотрения поданного истцом заявления (ответ дан 19.11.2020), иск не признала, указав о наличии обстоятельств, связанных с непреодолимой силой (короновирусная инфекция), что ввиду ограниченного числа сотрудников и большого поступления заявлений, относящихся к компетенции Министерства, не позволило своевременно принять решение по заявлению.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 8, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд, с учетом характера заявленных требований, не усматривает оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления, в связи с чем, разрешая настоящее дело, проверяет исключительно законность действий (бездействия) административного ответчика, выразившемся в рассмотрении заявления от 01.10.2020, не будучи связанным указанными административным истцом основаниями и доводами (ч. 3 ст. 62, чч. 1 и 2 ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ), но, не проверяя законность самого ответа от 19.11.2020.
Суд полагает, что срок обращения в суд с заявленными требованиями, предусмотренный ч.1 ст. 219 КАС РФ, не пропущен.
Надлежащим лицом, реализующим полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а соответственно, надлежащим ответчиком по делу, является Министерство, что следует из взаимосвязанных положений ст.ст. 10.1, 39.2 ЗК РФ, п. 4 ст. 2, пп. 2, 3 ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 1.2 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Закона № 1712-ЗРК, пп. «е» п. 4 постановления Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия», п. 1, пп. 19, 37-49 п. 9 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П.
В судебном заседании установлено, что 01.10.2020 Клюхина Н.В. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка многодетной семье, в котором указала, что ее семья в составе: заявитель, Клюхин Сергей Сергеевич (супруг заявительницы) и их несовершеннолетние дети - Д., М. и К., является многодетной и признана соответствующей требованиям Закона Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» (далее - Закон).
Со ссылкой на п. 6 ст. 39.5, подп.18 п.2 ст.39.6,п.1 ст. 11.3, пп.4,13 ст. 11.10 ЗК РФ, наряду с ходатайством о предоставлении земельного участка в аренду, просила утвердить прилагаемую к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № в <адрес>, территориальная зона ЖЗ, площадью <данные изъяты>, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство.
Как следует из текста заявления (абз.5), земельный участок, об утверждении схемы расположения которого испрашивается заявителем, на кадастровом учете не состоит.
На прилагаемом к административному иску копии заявления истицы (датировано 30.09.2020) имеется штамп Министерства о его принятии 01.10.2020, входящий номер отсутствует. Из пояснений представителя истца следует, что указанное заявление подавалось непосредственно в Министерство 01.10.2020.
На копии заявление Клюхиной Н.В., представленной административным ответчиком, указана дата его регистрации в ГКУ РК «Управление Земельными ресурсами» 02.10.2020, входящий № 25354.
Согласно пп.3 п.1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется, в частности, в соответствие сутвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса, в соответствие с которой подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4), а схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13).
Право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех или более детей, закреплено п.6 ст. 39.5 ЗК РФ.
В силу пп.18 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
В соответствие с п.2 ст. 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Республики Карелия от 06.03.2017 N 2101-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия", в соответствие со статьей 4 которого:
земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье (далее - заявление), поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи (далее - заявитель), в уполномоченный орган (ч.1).
Решение о соответствии или несоответствии многодетной семьи требованиям, установленным частью 1 статьи 2 настоящего Закона, принимается уполномоченным органом в срок не более 30 календарных дней со дня подачи заявителем заявления в уполномоченный орган (ч.5).
Заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка), подготовленной в соответствии с федеральным законодательством). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории (ч.10).
Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней с даты принятия решения о соответствии многодетной семьи требованиям, установленным частью 1 статьи 2 настоящего Закона, при отсутствии оснований для отказа в бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, готовит схему расположения земельного участка и направляет заявителю заказным письмом с уведомлением предложение о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка (ч.11).
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. N 827р-П создано Государственное Казенное Учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами", основной целью деятельности которого является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Статус семьи истицы, как многодетной, подтверждается удостоверением за № со сроком действия с 01.02.2016 по 01.02.2021.
В судебном заседании представителем административного ответчика не оспаривался факт несвоевременного принятия решения по заявлению истицы (свыше 30 дней с момента регистрации заявления).
Ссылка на наличие обстоятельств, связанных с непреодолимой силой, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем Министерство в период с апреля по май 2020 работало с ограничением штатной численности сотрудников и это повлияло на своевременность предоставления ответа заявителю, не может быть принята судом во внимание, т.к. Распоряжением Главы РК от 12.03.2020 N 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия» работа исполнительных органов государственной власти Республики Карелия не приостанавливалась (п.11 Распоряжения). Кроме того, обращение истицы с заявлением имело место в иной временной период – октябрь 2020 года.
Соответственно, организация работы Министерства, в том числе по предоставлению государственных услуг, находилась в сфере компетенции администрации указанного государственного органа исполнительной власти, что позволяло при должной степени заботливости и осмотрительности, а также надлежащем контроле за работой подведомственных учреждений ( в частности, Управления) своевременно принять решение по заявлению истицы. При этом суд учитывает, что необходимые для принятия решения запросы (в организации, деятельность которых также не приостанавливалась) были осуществлены сотрудниками Управления уже после истечения 30-ти дневного срока (09.11.2020 и 11.11.2020), а ответ по заявлению направлен 19.11.2020.
Суд учитывает, что подача заявления в адрес административного ответчика обуславливалась наличием у истицы права на получение государственных гарантий для многодетных семей. Соответственно, несвоевременное принятие решения по заявлению нарушает её права на своевременное рассмотрение заявления.
Таким образом, в судебном заседании установлена совокупность обстоятельств, позволяющих признать бездействие административного ответчика незаконным.
Признание незаконным бездействия не требует принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку по заявлению истицы административным ответчиком принято решение 19.11.2020, которое может быть предметом самостоятельного судебного обжалования.
Соответственно, в удовлетворении заявленных требований в части возложения на ответчика обязанности по рассмотрению заявления истицы от 01.10.2020 следует отказать.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ издержки, понесенные административным истцом, следует отнести на Министерство.
Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 272, 273, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений по рассмотрению заявления Клюхиной Натальи Викторовны от 01.10.2020.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Клюхиной Натальи Викторовны судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Е.В. Лазарева
Решение в окончательной форме принято 22.12.2020.
Срок подачи апелляционной жалобы – до 22.01.2021 включительно.