Дело (УИД) № 57RS0014-01-2021-001423-48
производство № 2а-1-1024/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2021 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Волковой Н.А.,
с участием старшего помощника прокурора Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области Егоркиной А.В.,
административного ответчика Мельникова Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимчук М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Мценского районного суда Орловской области административное дело по административному исковому заявлению Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Мелькову Р.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
установил:
Мценский межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Мельникову Р.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами.
Заявленные требования мотивировал тем, что Мценской межрайонной прокуратурой Орловской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
Из информации, поступившей из Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области (далее - МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области) следует, что Мельников Р.А. имеет водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «В» от Дата года, сроком действия до Дата года.
При этом Мельников Р.А. имеет противопоказания к управлению транспортными средствами, так как с Дата года состоит на диспансерном наблюдении в бюджетном учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» (далее - БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ»).
Целью прекращения действия права управления транспортными средствами Мельникова Р.А., страдающего заболеванием, препятствующим управлению транспортными средствами, является обеспечение безопасности дорожного движения, создание условий защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Мценский межрайонный прокурор Орловской области просит суд прекратить действие права управления транспортными средствами Мельникова Р.А., предоставленное ему на основании водительского удостоверения на право управления транспортными средствами, и обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сдать водительское удостоверение в МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области.
В судебном заседании представитель административного истца –старший помощник прокурора Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области Егоркина А.В. с учетом уточнения заявленных требований просит прекратить действие права управления транспортными средствами Мельникова Р.А., предоставленное ему на основании водительского удостоверения на право управления транспортными средствами.
Административный ответчик Мельников Р.А. в судебном заседании указал на признание заявленных требований с учетом их уточнения.
Заинтересованное лицо УГИБДД УМВД России по Орловской области, в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания административного дела в суд не направило.
Заинтересованное лицо БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, направило ходатайство о рассмотрении административного дела в их отсутствии в представленном письменном отзыве относительно заявленных требований, указали на их обоснованность.
В соответствии с положениями части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 3 статьи 8 «Конвенции о дорожном движении», заключенной в г.Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 статьи 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии со статьей 23 Закона о безопасности дорожного движения, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами).
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
В соответствии со статьей 28 Закона о безопасности дорожного движения, основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, пункт 7 которого предусматривает, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по Международной классификации болезней десятого пересмотра, принятой 43-й Всемирной Ассамблеей Здравоохранения от 01 января 1998 года (МКБ-10) F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления), являются противопоказаниями для управления транспортным средством.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 28 апреля 1993 года «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «наркомания» является противопоказанием для управления авто - и мототранспортными средствами.
Этим же Перечнем установлено, что выдача водительского удостоверения возможна при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, но лишь при стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
Водители категории «А», «В», «С» или «D» (категория «E») больные алкоголизмом и наркоманией допускаются к управлению транспортными средствами при установлении стойкой ремиссии после специального лечения.
В силу подпункта 2 пункта 12 Приказа Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличие у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Выявление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для обеспечения охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Дата года ГИБДД 5767 Мельникову Р.А. выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «В» сроком действия до Дата года.
В Дата года Мельников Р.А. был замечен в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Мценска и Мценского района Орловской области от Дата года признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По информации из УМВД России по Орловской области следует, что Мельников Р.А. водительское удостоверение № № сдал в ОГИБДД МО МВД России «Мценский».
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г. Мценска и Мценского района Орловской области от Дата года Мельников Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <...> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за потребление наркотических средств без назначения врача.
С Дата года по настоящее время Мельников Р.А. наблюдается в наркологическом отделении БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» с диагнозом: «<...>», код диагноза – № <...> Является на прием к врачу наркологу для контрольной отметки, о чем имеются соответствующие записи в его медицинской карте.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что Мельников Р.А. имеет противопоказания к управлению транспортными средствами, так как наблюдение в наркологическом медицинском учреждении в отношении административного ответчика не прекращено.
При этом имея водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, Мельников Р.А. осуществляет деятельность, связанную с источником повышенной опасности, что создает опасность причинения вреда и угрозу жизни и здоровью неограниченного круга лиц - участников дорожного движения.
При установлении прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такое право подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о прекращении действие права Мельникова Р.А. на управление транспортными средствами в связи с имеющимися медицинскими противопоказаниями.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что размер государственной пошлины при подаче административного искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.
Учитывая, что Мельниковым Д.А. документы, подтверждающие его льготу по уплате государственной пошлины, не представлены, то с него в доход бюджета муниципального образования г. Мценск Орловской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Мценского межрайонного прокурора Орловской области удовлетворить.
Прекратить действие права Мельникова Р.А., Дата года рождения на управление транспортными средствами в связи с имеющимися медицинскими противопоказаниями.
Взыскать с Мельникова Р.А. в доход бюджета муниципального образования г. Мценск Орловской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Н.А. Волкова