Решение по делу № 11-106/2020 от 21.05.2020

N

№11-106/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 23 июня 2020 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Плясуновой А.А.,

при секретаре Литвяк М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга на решение мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №10 Ленинского района г. Оренбурга, от 05 февраля 2020 года по гражданскому делу по иску Марар Ю. К. к управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, обществу с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

УСТАНОВИЛ:

Марар Ю.К. обратилась в суд с вышеназванным иском к управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, в обоснование которого указала, что 23 августа 2019 года произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого принадлежащему ей (истцу) автомобилю причинены механические повреждения, требующие восстановительного ремонта.

Марар Ю.К. указала, что причиной дорожно-транспортного происшествия явилось ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по содержанию участка дороги в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность для движения автомобилей.

Просила суд взыскать с ответчика в свою пользу ущерб в размере 41533 рубля, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей, по оценке в размере 4000 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 1446 рублей.

Определениями мирового судьи к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве соответчиков привлечены ООО «Оренбург Водоканал», УЖКХ администрации г. Оренбурга

Решением мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №10 Ленинского района г. Оренбурга, от 05 февраля 2020 года исковые требования Марар Ю. К. к управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, обществу с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, удовлетворены частично.

Суд решил: «Взыскать с управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга в пользу Марар Ю. К. ущерб в размере 41533 рубля, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 рублей, по оценке в размере 4000 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 1446 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказать».

С данным решением не согласился ответчик управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, в поданной апелляционной жалобе просит суд решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к ответчику УЖКХ администрации г. Оренбурга отказать.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно статьей 4, частью 4 статьи 6, статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство РФ о безопасности дорожного движения состоит из настоящего закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа относится к вопросам местного значения.

Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно пункту 8 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно статье 20 Закона Оренбургской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» от 10 ноября 2006 года № 685/125 светофоры, дорожные знаки, дорожная разметка, направляющие и ограждающие устройства и другие элементы обустройства автомобильных дорог должны соответствовать требованиям стандартов, технических норм и правил и располагаться с учетом наилучшей видимости указанных средств, удобства их эксплуатации и обслуживания, исключения возможности их непреднамеренного повреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона Оренбургской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» от 10.11.2006 № 685/125-IV-O3 установка и содержание элементов обустройства автомобильных дорог на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения осуществляются владельцем автомобильных дорог, на дорогах местного значения - органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Устава г. Оренбурга «вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности города Оренбурга, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством осуществляется населением и органами местного самоуправления города».

Согласно пункту 2 статьи 9 Устава г. Оренбурга «к вопросам местного значения муниципального образования «город Оренбург» относится: … дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Согласно пункту 1.1 Положения об УЖКХ администрации г. Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета №187 от 28 июня 2011 года, УЖКХ является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении первого заместителя главы администрации г. Оренбурга.

В соответствии с пунктом 12 Правил содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения города Оренбурга, утвержденными постановлением администрации г. Оренбурга от 03 июля 2015 года №1740-п, УЖКХ обеспечивает выполнение работ по ремонта и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «г. Оренбург», отдельных инженерных объектов в составе автомобильных дорог (ливневая канализация г. Оренбурга), переданных в оперативное управление: по земляному полотну и системе водоотвода при ремонте – восстановление отдельных звеньев дренажных устройств, прикромочных и телескопических лотков быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, ливневой канализации; по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода при содержании – поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев).

Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дефектом эксплуатационного состояния является несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям настоящего стандарта.

В соответствии с пунктом 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как, отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.

Согласно пунктам 5.2.6, 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017 люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается разрушение крышек люков и решеток дождеприемников. Разрушенные крышки и решетки должны быть заменены в течение 3-х часов с момента обнаружения.

В соответствии с пунктом 5.2.7 ГОСТ 3634-99 «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия» крышки люков, ремонтные вставки и решетки дождеприемников должны плотно прилегать к соответствующим опорным поверхностям их корпусов. Допуск плоскостности их опорных поверхностей не должен превышать 2 мм.

Из материалов гражданского дела следует и мировым судьей установлено, что Марар Ю.К. является собственником автомобиля ....

23 августа 2019 года по адресу: ..., произошло дорожно-транспортное происшествие, а именно Марар Ю.К., управляя автомобилем ..., совершила наезд на люк ливневой канализации с отсутствующей крышкой дождеприемника.

Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дороги по адресу: ..., крышка дождеприемника ливневой канализации отсутствует.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга от 17 февраля 2005 года №291 «О передаче инженерных сетей» ливневые канализации г. Оренбурга переданы УЖКХ администрации г. Оренбурга в оперативное управление.

Определением от 23 августа 2019 года в возбуждении дела об административном правонарушении отказано.

В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю причинены механические повреждения, требующие восстановительного ремонта.

Согласно заключению эксперта ... N от 17 сентября 2019 года стоимость восстановительного ремонта автомобиля, без учета износа, составляет 41533 рубля.

Разрешая исковые требования по существу, мировой судья исходил из того, что ущерб в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 23 августа 2019 года, причинен в результате ненадлежащего исполнения УЖКХ администрации г. Оренбурга обязанности по содержанию ливневой канализации в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность для движения автомобилей.

С указанными выводами суд апелляционной инстанции соглашается, считает их законными, обоснованными, соответствующими установленным обстоятельствам по делу.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответственность за ущерб не может быть возложена на УЖКХ администрации г. Оренбурга, поскольку дорожно-транспортное происшествие произошло в результате виновных действий Марар Ю.К., которая при обнаружении опасности, не предприняла возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства, являлся предметом проверки и оценки суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований суд апелляционной инстанции не усматривает.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №10 Ленинского района г. Оренбурга, от 05 февраля 2020 года по гражданскому делу по иску Марар Ю. К. к управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, обществу с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, оставить без изменения, апелляционную жалобу управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.

Судья А.А. Плясунова

11-106/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Марар Юлия Камильевна
Ответчики
УСДХ г. Оренбурга
Другие
ООО "Оренбург Водоканал"
Томина Е.В.
Администрация МО г. Оренбурга
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Плясунова Анастасия Александровна
Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
23.05.2020Регистрация поступившей жалобы (представления)
25.05.2020Передача материалов дела судье
27.05.2020Вынесено определение о назначении судебного заседания
27.05.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее