Дело № 5- 1/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31.01.2024 г. Томск
Судья Кировского районного суда г. Томска Галяутдинова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, производство по которому ведется в отношении Департамента лесного хозяйства Томской области, /________/, место нахождения и адрес которого: Томская область, г. Томск, пр. Кирова, 41,
установил:
на основании исполнительного листа № /________/, выданного /________/ Шегарским районным судом Томской области по результатам рассмотрения /________/ гражданского дела (решение суда вступило в законную в силу /________/), Департамента лесного хозяйства Томской области обязан в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить очистку территории лесного фонда в выделе 2 /________/ от захламления отходами на площади 11686 квадратных метров.
В рамках исполнительного производства /________/-ИП, возбужденного /________/, постановлением судебного пристава-исполнителя от /________/ с Департамента лесного хозяйства Томской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, который оплачен /________/ согласно п/п /________/, и выставленным требованием установлен новый срок для исполнения судебного постановления до /________/.
Ввиду неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, /________/ Департамент лесного хозяйства Томской области привлечен к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В дальнейшем Департаменту лесного хозяйства /________/ неоднократно вручались соответствующие требования и неисполнение судебного акта в сроки, вновь установленные после наложения административного штрафа, что повлекло вынесение службой судебных приставов постановления от /________/ о признании юридического лица виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (постановление вступило в законную силу /________/, административный штраф оплачен /________/ согласно п/п /________/
В определенный постановлением судебного пристава-исполнителя от /________/ 2023, полученного должником /________/, в очередной раз в новый срок до /________/ возложенное на Департамент лесного хозяйства Томской области обязательство по исполнению исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанного с обеспечением пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия в срок до /________/, вновь определенный после вынесения постановления от /________/ о наложении административного штрафа по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, исполнено не было.
Данные о наличии объективных непреодолимых причин, препятствующих исполнению должнику упомянутого обязательства, по делу отсутствуют.
Департаментом лесного хозяйства Томской области исчерпывающие меры, направленные на исполнение исполнительного документа по настоящему делу, не приняты.
В срок, установленный судебным приставом-исполнителем (с /________/ до /________/) Департамент лесного хозяйства Томской области за отсрочкой, рассрочкой исполнения решения суда не обращался.
/________/ от ОСП по Шегарскому району УФСП России по Томкой области поступило уведомление об исполнении поручения, согласно которому /________/ был осуществлен выезд на территорию лесного фонда в выделе /________/, и выявлено, что требования исполнительного документа не исполнены, о чём составлен акт совершения исполнительных действий.
Наличие несанкционированно размещенных твердых бытовых отходов ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории лесного фонда в выделе 2 квартала 33 Богородского урочища Богородского участкового лесничества в /________/, приводит к пожароопасным ситуациям в лесах, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, 00 часов 00 минут /________/ по адресу г. Томск, /________/, Департамент лесного хозяйства Томской области совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении им исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
В судебном заседании защитники ФИО2, ФИО3 настаивали на отсутствии вины Департамента лесного хозяйства Томской области в совершении вменяемого ему административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие материальной возможности в установленный судебным приставом-исполнителем вновь срок исполнить решение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, прихожу к следующим выводам.
В силу требований ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
Фактические обстоятельства дела и вина Департамента лесного хозяйства Томской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, подтверждаются собранными доказательствами, которые приведены выше, в том числе: протоколом об административном правонарушении от /________/, копией решения Шегарского районного суда Томской области от /________/, уведомлением об исполнении поручения по совершению отдельных исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения от /________/, актом о совершении исполнительных действий от /________/, постановлением о назначении нового срока исполнения от /________/, копией постановления по делу об административном правонарушении от /________/, постановлением о взыскании исп. сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от /________/, постановлением о принятии ИП к исполнению от /________/, постановлением о возбуждении исполнительного производства от /________/, копией исполнительного листа по делу № 2а-49/2020 от /________/.
Все доказательства оформлены уполномоченными на то должностными службы судебных приставов в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Вопреки защитной позиции, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных ч.1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 5.35, ст. 5.35.1, 17.3 - 17.6, 17.8, 17.9, ч. 2 и 2.1 ст.17.14, ч.1.1, 1.2, 2.1, 3 и 4 ст. 17.15, ч. 1 ст. 19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6, 19.7, ч.3 ст.20.2.2, ч.4 ст.20.25 настоящего Кодекса.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, о наличии обстоятельств, объективно препятствующих Департаменту лесного хозяйства Томской области исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, не представлено.
Согласно разъяснениям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа. Таких сведений в материалах дела не имеется.
С момента вынесения судебного решения прошёл достаточный срок, в течение которого должником не предпринимались меры для выполнения требования суда.
Отсутствие денежных средств в бюджете и недостаточное финансирование Департамента лесного хозяйства Томской области из бюджета Томской области на осуществление расходов по организации очистки территории лесного форда от захламлений во исполнение решения суда в рамках настоящего исполнительного производства не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствуют о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта.
То обстоятельство, что начальник Департамента обращался в представительные органы с целью выделения бюджетных ассигнований для исполнения требований исполнительного документа и при этом бюджетные средства на указанные цели своевременно не выделялись, а выделенных было в недостаточной сумме, чтобы исполнить решение суда по настоящему делу, не является основанием для освобождения Департамента лесного хозяйства Томской области от административной ответственности.
При этом из материалов дела следует, что Департамент не обращался с заявлением о приостановлении исполнительного производства и с заявлением об отсрочке исполнения решения.
Следовательно, Департаментом лесного хозяйства Томской области не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
С учётом изложенного прихожу к выводу о наличии в рассматриваемом случае события и квалифицирующих признаков объективной и субъективной сторон состава выявленного правонарушения.
Поэтому имеются основания для привлечения Департамента лесного хозяйства Томской области к административной ответственности по ч.2.1 ст.17.17 КоАП РФ и назначения административного наказания; обстоятельств, исключающих производство по делу, а также для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, не установлено.
Статья 4.1 КоАП РФ, определяющая общие правила назначения административного наказания, устанавливает, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей (часть 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания в соответствии с ч.2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция ч. 2.1. ст. 17.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность на юридических лиц в виде административного штрафа в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, не усматриваются.
При таких обстоятельствах, с учетом указанных выше требований закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, учитывая конкретные обстоятельства дела, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, считаю возможным применить в данном случае положения ч. 2.2 и ч. 2.3 ст.4.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа для юридического лица ниже низшего предела санкции ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, что будет отвечать принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Департамент лесного хозяйства Томской области признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1. ст. 17.15 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам:
ИНН 70171067820, КПП 701701001, УФК по Томской области (Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области л/с 04651785640), КБК 32211601171019000140, ОКТМО 69701000, Банк получателя Отделение Томск Банка России// УФК по Томской области г. Томск, БИК 0169022004, Расчетный счет 03100643000000016500, корреспондентский счет 40102810245370000058.
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в отдел делопроизводства суда по адресу: г.Томск, ул. Дзержинского, 58, каб.6.
В случае отсутствия квитанции будет произведено принудительное взыскание.
Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Разъяснить положение статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья: (подписано)
Копия верна.
Судья: Галяутдинова Е.В.