Дело № 2-331/19
УИД: 29RS0028-01-2019-000441-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мирный 23 сентября 2019 года
Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего Охотиной М.М.,
при секретаре Серой К.С.,
с участием представителя истца Трапезникова В.В. – Кузнецова А.И., представителя ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по доверенности Шевкопляс Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Мирный Архангельской области гражданское дело по иску Трапезникова Валерия Васильевича к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны РФ о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Трапезников В.В. обратился в суд с иском к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда. В обосновании иска указал, что с 03 апреля 2017 года по настоящее время работает в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ в должности оператора на решетке ЖКС № 9. В период работы в организации ему не начислялась и не выплачивалась северная надбавка и районный коэффициент на дополнительную стимулирующую выплату, в связи с чем ежемесячно не доплачивалась заработная плата. По его расчетам сумма задолженности составляет 30009 руб. 07 коп. Просит суд взыскать с ответчика невыплаченную северную надбавку и районный коэффициент на стимулирующие выплаты с 2017 года по настоящее время в размере 30009 руб. 07 коп., а также компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб.
В судебном заседании истец Трапезников В.В. не участвовал, его интересы представлял по доверенности Кузнецов А.И., который настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по доверенности Шевкопляс Е.А. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что дополнительная стимулирующая выплата выплачивалась из экономии фонда оплаты труда организации, где уже были заложены суммы северной надбавки и районного коэффициента. Данная выплата не носила постоянный характер и зависела от суммы экономии фонда оплаты труда. Также считает, что истцом пропущен срок на обращение в суд согласно ст. 392 ТК РФ. Просит в иске отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно Уставу организации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ является юридическим лицом, имеет в своем подразделении отдел № 9 филиала, расположенный в г. Мирный Архангельской области.
Положениями ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата работника определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Статья 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с требованиями ст. ст. 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районного коэффициента и процентных надбавок.
Аналогичные положения закреплены в Законе РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В соответствии с Постановлением Совета Министров от 3 января 1983 г. N 12 « О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районом Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029», г. Мирный, относящийся к Архангельской области согласно перечня, отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,7.
Согласно трудового договора, Трапезников В.В. с 3 апреля 2017 года был принят на работу в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ в должности оператора на решетке. Оплата труда истца состоит из должностного оклада и районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, также предусмотрено предоставление льгот и выплата компенсаций на условиях, в порядке и размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя и трудовым договором.
Из материалов дела следует, что в период работы с апреля 2017г. по декабрь 2018г. истцу работодателем ежемесячно выплачивалась дополнительная стимулирующая выплата, предусмотренная приказом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 г. № ***, относительно начисления на которую районного коэффициента и процентной надбавки между сторонами возник настоящий спор.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, который регулирует, в том числе, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (за исключением выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда).
Как следует из материалов дела, приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 г. № *** предусмотрено осуществление работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России дополнительных выплат материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда в 2017 г. в соответствии с Положением о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (приложение № 1 к приказу от 11 мая 2017 г. № ***) (далее - Положение).
Пунктом 1.3 Положения устанавливается порядок и условия выплаты материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России за счет экономии фонда оплаты труда и средств от приносящей доход деятельности.
Пунктом 2.1 Положения прямо предусмотрено, что выплата дополнительного материального стимулирования может осуществляться ежемесячно за счет экономии фонда оплаты труда при наличии средств на эти цели и устанавливается в пределах, утвержденных начальником Учреждения контрольных сумм по фонду оплаты труда филиалам (начальником филиала для ЖКО).
Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что спорное материальное стимулирование выплачивалось истцу ежемесячно на протяжении длительного периода, правовое значение для решения вопроса о необходимости начисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера имеет именно источник формирования выплаты, а именно денежные средства, имеющиеся за счет экономии фонда оплаты труда, который сформирован уже с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 г. № ***, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в силу правовой природы дополнительного материального стимулирования, установленного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 г. № ***, оснований для применения к спорной выплате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.
Таким образом, требования истца о взыскании задолженности по заработной плате как связанные с неначислением районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера на материальное стимулирование, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов как производные от основного требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Трапезникова Валерия Васильевича к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны РФ о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Мирнинский городской суд.
Председательствующий М.М. Охотина
Мотивированная часть решения
изготовлена 24 сентября 2019 года.