Решение по делу № 2-4320/2018 от 18.09.2018

Дело № 2-4320/2018 Мотивированное решение изготовлено 03.12.2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2018 года г. Пермь

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Рожковой И.П.,

при секретаре Долгих О.А.,

с участием представителя истца Сотниковой Е.В., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ГБУЗ ПК «МСЧ №6» - Ощепкова Н.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Медико-санитарная часть № 6», Министерству здравоохранения Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее по тексту – Управление) обратилось в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Медико-санитарная часть № 6» (далее - ГБУЗ ПК «МСЧ № 6»), Министерству здравоохранения Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства, просит возложить на ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» обязанность по устранению нарушений санитарных требований, а именно: обеспечить устранение дефектов внутренней отделки в следующих помещениях:

- в отделении кардиологии на 2 этаже (в палате № 25, в комнате сестры хозяйки);

- в отделении реабилитации на 3 этаже (в кабинете старшей медицинской сестры, в палатах №№ 37, 38, в душевой, в санузле мужском);

в отделении пульмонологии на 4 этаже (в палатах №№ 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, в ординаторской, в сестринской, в кабинете старшей медицинской сестры);

в отделении гастроэнтерологии на 4 этаже (в палатах №№ 401, 404, 405, 406, 407, 414, 416, 417, в кабинете старшей медицинской сестры, в комнате хранения грязного белья, в клизменной, в душевой для пациентов, в мужском санузле для пациентов, в процедурном кабинете, в душевой для сотрудников, в раздевалке для сотрудников);

в отделении эндоскопии на 1 этаже (в моечной (кабинет № 1) кабинета колоноскопии, в комнате отдыха и приема пищи) согласно требований п.п. 4.2, 4.3, 4.5, 4.7, 7.8 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

В отделении кардиологии в палатах №№ 22, 23, 24, 26, 27;

в отделении реабилитации в палатах №№ 32, 33, 34, 35, 37;

в отделении пульмонологии в палате № 44;

-    в отделении гастроэнтерологии в палатах №№ 404, 405, 406, 407, 408, 414, 416, 417 установить шкафы для хранения личных вещей пациентов согласно требований п. 8.1 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

В буфетных отделениях пульмонологии и кардиологии предусмотреть два помещения: для раздачи пищи и для мытья посуды согласно требований п. 14.21 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Помещение для обработки эндоскопов оборудовать местной вытяжной вентиляцией для удаления паров растворов на уровне моечных ванн согласно требованиям п. 5.8 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

Зону окончательной очистки оборудовать моечной ванной, ёмкостью не менее 10 литров, подключенной к канализации и водоснабжению согласно требованиям п. 19.2 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 5.13 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

Кабинет колоно- и ректоскопии оборудовать шкафом для хранения чистых ректоскопов согласно требованиям п. 19.2 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционньгх и паразитарных болезней», п. 5.14 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

Организовать качественное проведение текущей и заключительной дезинфекции в манипуляционных кабинетах кабинета эндоскопии: заменить медицинскую мебель с дефектами покраски, ржавчиной согласно требованиям п. 11.1 главы I СанПиН. 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».Предусмотреть использование жёстких контейнеров или лотков для транспортировки эндоскопов и инструментов к ним между помещениями эндоскопического кабинета согласно требованиям п. 3.8 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

Организовать проведение экспресс-тестов на определение антигена легионелл в моче пациентов для исключения внебольничной пневмонии легионеллезной этиологии согласно требованиям п. 5.9 СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний».

Также Управление просит возложить на Министерство здравоохранения Пермского края обязанность выделить ГБУЗ ПК «Медико-санитарную часть № 6» денежные средства для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе плановой проверки, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУЗ ПК «МСЧ № 6», выявлены многочисленные нарушения требований санитарного законодательства, которые в силу абз. 10 ст. 1 Закона № 52-ФЗ создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. С целью устранения выявленных при проверке нарушений санитарных правил и норм, в адрес ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» должностным лицом Управления направлено предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. По результатам внеплановой проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» по предписанию от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что 1 пункт (п. 1) выполнен частично и 8 пунктов (п.п. 6, 9, 11, 12, 13, 14, 15,16) не выполнены, нарушения санитарного законодательства не устранены, в связи с чем Управлением в отношении ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение в срок пунктов №№ 1,6, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 предписания от ДД.ММ.ГГГГ По результатам рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 10000 рублей. Выявленные в ходе проверки ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» нарушения требований санитарного законодательства касаются укрепления материально-технической базы учреждения, устранение этих нарушений требует значительных материальных затрат. Согласно Уставу ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» является юридическим лицом и в силу ст.ст. 48, 56 ГК РФ, статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несет самостоятельную ответственность за свои действия (бездействия). Между тем, в силу Устава ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» является некоммерческим бюджетным учреждением (п. 1.8), учредителем которого в соответствии с п. 1.7 Устава является Министерство здравоохранения Пермского края. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 52-ФЗ осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ. Министерство здравоохранения Пермского края осуществляет бюджетные полномочия главного администратора бюджета Пермского края в части администрируемых видов доходов и в установленном порядке осуществляет финансовое обеспечение деятельности ГБУЗ ПК «МСЧ № 6», и, следовательно, обязанность по финансированию мероприятий, направленных на исполнение ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» требований санитарного законодательства, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарного законодательства, законом возложена на Министерство здравоохранения Пермского края. Отсутствие достаточного финансирования со стороны Министерства здравоохранения Пермского края не позволяет ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» в установленные предписанием сроки устранить нарушения требований санитарного законодательства, в результате чего нарушаются права граждан, предусмотренные ст.ст. 41,42 Конституции РФ. Материалы дела свидетельствуют о наличии реальной угрозы жизни и здоровью пациентов и сотрудников ГБУЗ ПК «МСЧ № 6», поскольку наличие дефектов внутренней отделки стен, потолков и пола в помещениях лечебного учреждения с несвоевременным их устранением и иные, указанные в предписании нарушения, способствуют микробиологической загрязненности возбудителями вирусных, бактериальных, грибковых инфекционных патологий. При постоянном нахождении медицинского персонала на рабочем месте, не отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, существует реальная угроза возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Таким образом, понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан. Свои требования обосновывают положениями ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 46, ст. 131, 132 ГПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г.

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика - ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требования, заявленных к ГБУЗ ПК «МСЧ № 6», отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.176-177). Также указал, что выявленные нарушения ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» устранить не может, в связи с отсутствием достаточного финансирования.

Ответчик - Министерство здравоохранения Пермского края извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просит провести судебное заседание без участия представителя, направил письменный отзыв, в котором указал, что финансовое обеспечение деятельности ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» осуществляется за счет нескольких источников, в том числе субсидии на выполнение государственного задания, средств обязательного медицинского страхования, субсидий на иные цели, приносящей доход деятельности. В соответствии с Тарифным соглашением на 2018 год и плановым периодом на 2019 и 2020 годы, работы, услуги по содержанию имущества включают в себя расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием), ремонтом нефинансовых активов, находящихся в собственности, оперативном управлении или аренде медицинской организации, в целях обеспечения собственных нужд медицинской организации, за исключением капитального ремонта, в связи с чем работы, относящиеся к текущему ремонту, могут быть выполнены ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» за счет средств обязательного медицинского страхования. ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» являясь медицинской организацией, вправе самостоятельно осуществлять необходимые для осуществления уставной деятельности организационные и иные решения в отношении своих структурных подразделений в рамках действующего законодательства Российской Федерации, обеспечивающие оказание медицинских услуг. Кроме того, отмечает, что заявка на выделение денежных средств для выполнения работ ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» направлена только в октябре 2018 года, то есть после начала рассмотрения дела в суде. Доказательств, подтверждающих факт не устранения ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» выявленных истцом нарушений в связи с действиями Министерства здравоохранения Пермского не представлено. В связи с чем считает, что оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на Министерство здравоохранения Пермского края обязанности выделить денежные средства ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» не имеется (л.д.214-215).

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика ГБУЗ ПК «МСЧ № 6», исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с положениями ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Данные положения Конституции развиваются в ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. (далее - Закон № 52-ФЗ), согласно которой граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой отсутствует какое-либо вредное воздействие, имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма, возможны достойная жизнь и здоровье человека.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона N 323-Ф3 от 21.11.11 "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закона N 323-Ф3) государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 323-Ф3 право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответственного качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Из п. 2 ч. 5 ст. 19 Закона N 323-Ф3 следует, что пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

В ч. 1 ст. 24 Закона N 52-ФЗ указано, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью, обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с положениями положений абз. 10 ст. 1 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с частью 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ч.1). Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено (ч.5).

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Пермского края, утввержденным Постановлением Правительства Пермского края от 18.09.2012 N 880-п, Министерство здравоохранения Пермского края (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Пермского края:

обеспечивающим проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан на территории Пермского края и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан Пермского края;

осуществляющим полномочия Российской Федерации в сфере охраны здоровья, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах компетенции, установленной действующим законодательством;

осуществляющим полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах компетенции, установленной действующим законодательством.

Целью деятельности Министерства является реализация мероприятий, направленных на защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Пермского края, а также на повышение доступности и качества медицинской и лекарственной помощи для населения на основе единого использования всех источников финансирования.

Министерство для достижения поставленной цели деятельности осуществляет следующие функции:

3.1. защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

3.2. формирование, организация исполнения государственного задания в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, доведение государственного задания до государственных учреждений здравоохранения Пермского края, в том числе, разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний;3.3 осуществление функции главного администратора доходов и главного распорядителя средств федерального и краевого бюджетов (за исключением средств федерального бюджета от государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием в сфере здравоохранения видов деятельности, указанных в пункте 3.7 настоящего Положения);

3.12. осуществление функций и полномочий учредителя (отраслевого органа) подведомственных государственных учреждений здравоохранения Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края;

3.15. утверждение бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных бюджетных учреждений здравоохранения Пермского края, осуществление финансирования казенных учреждений в рамках указанных смет в пределах предусмотренных на эти цели ассигнований в бюджете Пермского края;

3.18. осуществление контроля за выполнением реконструкции, капитального и текущего ремонта зданий, технического оснащения подведомственных государственных учреждений здравоохранения Пермского края, подготовка их к работе в зимних условиях;

3.27. осуществление ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных Министерству государственных учреждений здравоохранения.

3.31. Министерство наряду с выполнением перечисленных функций осуществляет:

формирование предложений о финансовых потребностях на реализацию на территории Пермского края федеральных законов и федеральных целевых программ в сфере здравоохранения;

участие в пределах своих полномочий в формировании краевого бюджета в части расходов на здравоохранение;

организацию и финансирование отдельных мероприятий в рамках краевых целевых программ в сфере здравоохранения в соответствии с законодательством Пермского края;

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

В силу частей 2, 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа Министерства здравоохранения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ создано Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Медико-санитарная часть № 6» в результате реорганизации Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Медико-санитарная часть № 6», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская поликлиника № 8» в форме слияния, за которым на праве оперативного управления закреплен в том числе стационар по адресу: <Адрес>

В соответствии с Уставом Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Медико-санитарная часть № 6» (ГБУЗ ПК «МСЧ № 6») является юридическим лицом (п.1.9), некоммерческой бюджетной организацией (п.1.8), учредителем которой в соответствии с п. 1.7 Устава является субъект РФ - Пермский край, функции и полномочия Учредителя от имени Пермского края осуществляет в пределах своей компетенции отраслевой орган - Министерство здравоохранения Пермского края и уполномоченный орган - Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края. Учреждение имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, собственником имущества является Пермский край, учреждение не вправе без согласия учредителя и уполномоченного органа распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним уполномоченным органом или приобретенным за счет выделенных ему средств на приобретение такого имущества, источником формирования имущества являются, в том числе, регулярные и единовременные поступления от Учредителя в виде субсидий на выполнение Учреждением государственных заданий и субсидий на иные цели бюджетных инвестиций, финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из бюджета Пермского края (п.п. 1.9, 3.1, 3.4, 3.9, 3.10 Устава) (л.д.89-101).

На основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-19) в отношении ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» проведена плановая выездная проверка, в результате которой выявлены нарушения требований санитарного законодательства, зафиксированных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-44), вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений с установлением срока исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-47).

На основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением ГБУЗ ПК «МСЧ №6» предписания должностного лица Роспотребнадзора, уполномоченного проводить проверку, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-49), в результате которой выявлено, что 4 пункта (п.п.4, 5, 10, 17) выполнены; 1 пункт (п.1) выполнен частично, 8 пунктов (п.п. 6, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16) не выполнены (л.д. 51-77).

ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пермскому краю в отношении ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д. 78-82).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Орджоникидзевского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписания должностного лица Роспотребнадзора (л.д.83-86), а именно:

1. Допущены текущие дефекты внутренней отделки в следующих отделениях:

1.1.    В отделении кардиологии (2 этаж) в следующих помещениях:

-    в палате № 25 - на полу ковролин;

-    в комнате сестры хозяйки на 2 этаже - на стенах трещины, что не позволяет в данных помещениях качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию и является нарушением п.п. 4.2, 4.3 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

1.2.     В отделении реабилитации (3 этаж) в следующих помещениях:

в кабинете старшей медицинской сестры - потолок типа «Байкал», имеющий перфорированную поверхность;

в палате № 38 - потолок типа «Байкал», имеющий перфорированную поверхность, светильники общего освещения, размещенные на потолке, имеют трещины и сколы на защитной арматуре;

в палате № 37 - на потолке трещина;

в душевой на 3-м этаже - на потолке трещины и следы плесени; в санузле мужском на 3-м этаже - на потолке трещины, что не позволяет в данных помещениях качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию и является нарушением 4 2 4.5, 4.7, 7.8 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

1.3.    В отделении пульмонологии (4 этаж) в следующих помещениях:

в палате № 41 - на полу линолеум в дырах, на стенах обои, на потолке трещины;

в палате № 42 - на полу линолеум в дырах;

в палате № 43 - на полу линолеум в дырах, стены в трещинах, местами отпала побелка;

в палате № 44 - стены в трещинах и сколах, местами отпала краска и побелка;

в палате № 45 - стены в трещинах и сколах, местами отпала краска и побелка;

в палате № 46 - на полу линолеум в дырах, стены в трещинах и сколах, местами отпала краска и побелка, на потолке трещины;

в палате № 47 - стены и потолок в трещинах и сколах, местами отпала краска и побелка, на стене следы плесени;

в ординаторской на 4-м этаже - на стенах обои;

в сестринской на 4-м этаже - на стенах обои, на потолке сколы;

-    в кабинете старшей медицинской сестры на 4-м этаже - на стенах трещины, что не позволяет в данных помещениях качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию и является нарушением п.п. 4.2, 4.3, 4.7 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

1.4.    В отделении гастроэнтерологии (4 этаж) в следующих помещениях:

в палате № 401 - потолок типа «Байкал», имеющий перфорированную поверхность;

в палате № 404 - на стенах и потолке трещины;

-    в палатах №№ 405, 406, 407, 416, 417, кабинете старшей медицинской сестры - на стенах и потолке трещины, местами отпала краска;

-    в палате № 414 - дыра в потолке возле трубы;

-    в комнате хранения грязного белья - на полу отпала плитка, стены и потолок в трещинах, на стенах местами отпала краска;

-    в клизменной - на стене и потолке следы плесени и грибок;

в душевой для пациентов - потолок в трещинах, местами отпала краска, на потолке следы плесени и грибок;

в мужском санузле для пациентов - на стене отпала плитка, на потолке трещины, местами отпала краска, следы плесени;

-    в процедурном кабинете, душевой для сотрудников - на потолке местами отпала краска;

-    в раздевалке для сотрудников - на стенах обои, на потолке трещины, что не позволяет в данных помещениях качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию и является нарушением п.п. 4.2, 4.3, 4.5, 4.7 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую стельность».

1.5. В отделении эндоскопии (1 этаж) в следующих помещениях:

в моечной (кабинет № 1) кабинета колоноскопии - на потолке трещина;

в комнате отдыха и приема пищи - на потолке местами отпала кусками водоэмульсионная краска, что не позволяет в данных помещениях качественно проводить влажную уборку и инфекцию и является нарушением п.п. 4.2, 4.7 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

2. В отделении кардиологии в палатах №№ 22, 23, 24, 26, 27;

- в отделении реабилитации в палатах №№ 32, 33, 34, 35, 37;

- в отделении пульмонологии в палате № 44;

- в отделении гастроэнтерологии в палатах №№ 404, 405, 406, 407, 408, 414, 416, 417 отсутствуют шкафы для хранения личных вещей пациентов, что является нарушением п. 8.1 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

В буфетных отделениях пульмонологии и кардиологии мытье столовой посуды и раздача пищи осуществляются в одном помещении (при требовании наличия двух помещений: для раздачи пищи и для мытья посуды), что является нарушением п. 14.21 главы I СанПиН 2 1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Помещение для обработки эндоскопов не оборудовано местной вытяжной вентиляцией для удаления паров растворов на уровне моечных ванн, что является нарушением п. 5.8 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

Зона окончательной очистки не оборудована моечной ванной, ёмкостью не менее 10 литров, подключенной к канализации и водоснабжению (используемая ванна недостаточного объёма, ёмкостью 8 литров), что является нарушением п. 19.2 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 5.13 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

Кабинет колоно- и ректоскопии не оборудован шкафом для хранения чистых ректоскопов, что является нарушением п. 19.2 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 5.14 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

Не организовано качественное проведение текущей и заключительной дезинфекции в манипуляционных кабинетах кабинета эндоскопии: медицинская мебель (медицинские столики для контейнеров, столы для пациентов) имеет негладкую поверхность, дефекты покраски, ржавчину, что не обеспечивает доступность для обработки с использованием моющих и дезинфицирующих средств и является нарушением требований п. 11.1 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Не предусмотрено использование жёстких контейнеров или лотков для транспортировки эндоскопов и инструментов к ним между помещениями эндоскопического отделения, что является нарушением требований п. 3.8 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

Не проводился экспресс-тест на определение антигена легионелл в моче пациентов для исключения внебольничной пневмонии легионеллезной этиологии, что является нарушением п. 5.9 СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний».

В соответствии со ст. 48, ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования, поэтому оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.

Таким образом, суд считает установленным наличие указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ нарушений, которые подтверждаются актом проверки Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 10.07.2017г. и не оспариваются ответчиком – ГБУЗ ПК «МСЧ № 6», в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

Допущенные ГБУЗ ПК «МСЧ № 6» нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие на момент рассмотрения дела сведений об устранении допущенных нарушений, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

С учетом того, что Министерство здравоохранения Пермского края, выполняя полномочия и функции учредителя ГБУЗ ПК «МСЧ № 6», не обеспечило достаточное финансирование, позволяющее исполнить предписание должностного лица, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, суд считает подлежащим удовлетворению требования истца о возложении на Министерство здравоохранения Пермского края, как главного распорядителя бюджетных средств, обязанности по осуществлению финансирования мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ГБУЗ ПК «МСЧ № 6», в указанном истцом объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

С учетом объема выявленных нарушений санитарных требований, обязанность по устранению которых возложена на ГБУЗ ПК «МСЧ №6», суд считает необходимым установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиками.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Медико-санитарную часть № 6» в срок до 01 июня 2020 года выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства в стационаре по адресу: <Адрес> (лит.Т1, Т2, Т3):

обеспечить устранение дефектов внутренней отделки в следующих помещениях:

- в отделении кардиологии на 2 этаже (в палате № 25, в комнате сестры хозяйки);

- в отделении реабилитации на 3 этаже (в кабинете старшей медицинской сестры, в палатах №№ 37, 38, в душевой, в санузле мужском);

в отделении пульмонологии на 4 этаже (в палатах №№ 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, в ординаторской, в сестринской, в кабинете старшей медицинской сестры);

в отделении гастроэнтерологии на 4 этаже (в палатах №№ 401, 404, 405, 406, 407, 414, 416, 417, в кабинете старшей медицинской сестры, в комнате хранения грязного белья, в клизменной, в душевой для пациентов, в мужском санузле для пациентов, в процедурном кабинете, в душевой для сотрудников, в раздевалке для сотрудников);

в отделении эндоскопии на 1 этаже (в моечной (кабинет № 1) кабинета колоноскопии, в комнате отдыха и приема пищи) согласно требований п.п. 4.2, 4.3, 4.5, 4.7, 7.8 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

В отделении кардиологии в палатах №№ 22, 23, 24, 26, 27;

в отделении реабилитации в палатах №№ 32, 33, 34, 35, 37;

в отделении пульмонологии в палате № 44;

-    в отделении гастроэнтерологии в палатах №№ 404, 405, 406, 407, 408, 414, 416, 417 установить шкафы для хранения личных вещей пациентов согласно требований п. 8.1 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

В буфетных отделениях пульмонологии и кардиологии предусмотреть два помещения: для раздачи пищи и для мытья посуды согласно требований п. 14.21 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Помещение для обработки эндоскопов оборудовать местной вытяжной вентиляцией для удаления паров растворов на уровне моечных ванн согласно требованиям п. 5.8 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

Зону окончательной очистки оборудовать моечной ванной, ёмкостью не менее 10 литров, подключенной к канализации и водоснабжению согласно требованиям п. 19.2 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 5.13 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

Кабинет колоно- и ректоскопии оборудовать шкафом для хранения чистых ректоскопов согласно требованиям п. 19.2 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционньгх и паразитарных болезней», п. 5.14 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

Организовать качественное проведение текущей и заключительной дезинфекции в манипуляционных кабинетах кабинета эндоскопии: заменить медицинскую мебель с дефектами покраски, ржавчиной согласно требованиям п. 11.1 главы I СанПиН. 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».Предусмотреть использование жёстких контейнеров или лотков для транспортировки эндоскопов и инструментов к ним между помещениями эндоскопического кабинета согласно требованиям п. 3.8 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

Организовать проведение экспресс-тестов на определение антигена легионелл в моче пациентов для исключения внебольничной пневмонии легионеллезной этиологии согласно требованиям п. 5.9 СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний».

Возложить на Министерство здравоохранения Пермского края обязанность выделить ГБУЗ ПК «Медико-санитарную часть № 6» денежные средства для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства в срок до 01 июня 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий И.П.Рожкова

2-4320/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее