РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2013 года
Клинский городской суд Московской области в составе
Председательствующего судьи Иоффе Н.Е.
при секретаре Якуниной Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 751\13 по исковому заявлению Угрюмова С. В. к ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышепоименованными исковыми требованиями, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, общая площадь /площадь/ кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенные по адресу: /адрес/, по направлению на юго-восток, АОЗТ «Новостройка», кадастровый номер /номер/.
Указанный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером /номер/. Ранее земельному участку с кадастровым номером /номер/, на основании Постановления Администрации Клинского муниципального района Московской области от /дата/ /номер/ «Об изменении разрешенного использования земельных участков» был изменен вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства». Данное обстоятельство послужило основанием перерасчета кадастровой стоимости земельного участка.
Спорный земельный участок принадлежит истцу на основании договора купли-продажи земельного участка заключенного с Т.
Спорный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером /номер/ и в силу п. 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222, в случае образования нового или выявленного ранее учтенного земельного участка в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения, изменение вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения либо муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка. В связи с отсутствием в Распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009г. №121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для Клинского района, органом осуществляющим кадастровый учет земельных участков по Московской области произведен /дата/ перерасчет кадастровой стоимости спорного земельного участка с применением среднего значения УПКСЗ дачных объединений Московской области, утвержденного Распоряжением в размере /сумма/ (/сумма/) за 1 квадратный метр.Кадастровая стоимость составила /сумма/ копеек.
П. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании экспертного заключения №003-13 об определении рыночной стоимости земельных участков от /дата/, рыночная стоимость спорного земельного участка на /дата\. составляет \сумма/ рублей.
Несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушением прав истца как собственника земельных участков и плательщика земельного налога.
В силу п.3 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации, налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности» №135-ФЗ от 29.07.1998, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно п. 4.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 №П/307, в случаях наличия рыночной стоимости земельных участков объединений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка истца может быть определена в размере рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена (утверждена) кадастровая стоимость.
Просит обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь /площадь/ кв.м, адрес объекта: \адрес/, по направлению на юго-восток, АОЗТ «Новостройка», кадастровый номер: /номер/, в размере /сумма/ копееки удельном показателе кадастровой стоимости /сумма\ за 1 кв.м, и внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, на дату внесения записи (/дата\), на основании экспертного заключения Общества с ограниченной ответственностью «Центр Юридических Услуг «ЮрПрофБизнес» от /дата/ равной /сумма/, с удельным показателем кадастровой стоимости /сумма\ кв.м.
Представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился дважды,надлежаще извещен, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, Администрации Клинского муниципального района, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Представитель третьего лица, Т.., поддержала исковые требования.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему:
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, общая площадь /площадь/ кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенный по адресу: /адрес\,, АОЗТ «Новостройка», кадастровый номер /номер/.
Указанный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером \номер\. Ранее земельному участку с кадастровым номером /номер/, на основании Постановления Администрации Клинского муниципального района Московской области от /дата/ /номер/ «Об изменении разрешенного использования земельных участков» был изменен вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства». Данное обстоятельство послужило основанием перерасчета кадастровой стоимости земельного участка.
Спорный земельный участок принадлежит истцу на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного /дата/ г. с Т.
На основании Постановления Администрации Клинского муниципального района Московской области от 17.02.2010 г № 249 «Об изменении разрешенного использования земельных участков» земельному участку был изменен вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства». Данное обстоятельство послужило основанием 06.09.2010г. пересчета кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке, кадастровая стоимость участка с кадастровым номером №/номер/ определена в сумме /сумма/ руб.
Кадастровая стоимость в отношении данного земельного участка определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости в размере /сумма/ за 1 кв. м на площадь земельного участка.
П. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании экспертного заключения /номер/ об определении рыночной стоимости земельного участка от /дата/ года, рыночная стоимость спорного земельного участка на /дата/. составляет /сумма/ рублей, из расчета /сумма\ рублей за 1 квадратный метр.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пунктам 9 и 5 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12 2009г. N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. В результате принятия указанного распоряжения изменилась кадастровая стоимость земельных участков в Московской области, а соответственно и налогооблагаемая база. При этом средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Клинскому муниципальному району данным Распоряжением установлен не был.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка был изменен в 2010 году, то его кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222.
Согласно п. 2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта в целом) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельного участка истцов (дачное строительство), является дачное объединение.
Согласно п. 4.2.Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002г. №П\307, в случаях наличия рыночной стоимости земельных участков объединений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь /площадь/ кв.м, адрес объекта: /адрес/, по направлению на юго-восток, АОЗТ «Новостройка», кадастровый номер: /номер/, в размере /сумма/ и удельном показателе кадастровой стоимости \сумма\ рублей за 1 кв.м, и внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, на дату внесения записи (/дата/), на основании экспертного заключения Общества с ограниченной ответственностью «Центр Юридических Услуг «ЮрПрофБизнес» от /дата/ равной /сумма/, с удельным показателем кадастровой стоимости /сумма/за 1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2013 года
Судья Клинского городского суда: Иоффе Н.Е.