Решение по делу № 2а-5923/2021 от 29.09.2021

50RS0<№ обезличен>-88    Дело № 2а-5923/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2021 года    г. Химки, <адрес>

Химкинский городской суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Кобызева В. А.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителей административного истца по доверенности ФИО8, ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО5, прокурора ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Участковой избирательной комиссии № 4120 об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с требованиями об отмене решения Участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах в Московскую областную Думу.

В обоснование своих требований административный истец указал, что принимал участие в выборах в Московскую областную Думу в качестве кандидата в депутаты, однако в ходе голосования и при подведении итогов голосования на избирательном участке № 4120 допущен ряд нарушений избирательного законодательства, которые, привели к невозможности выявления действительной воли избирателей на данном избирательном участке.

В частности административный истец указывал, что многие избиратели не были внесены в книги учёта избирателей; книга с избирателями, подавшими заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, имеют признаки несоответствия подписей лицу, указанному в качестве председателя территориальной избирательной комиссии ФИО7 На участке использовались пишущие принадлежности, которыми их снабдила территориальная комиссия и физико-химические свойства которых не позволяют сохранить на избирательном бюллетене отметку о волеизъявлении избирателя (стираются после полного высыхания, испаряются при нагреве); избирательная документация, а также бюллетени для голосования хранились вне места нахождения комиссии; журналы (книги) учёта избирателей на момент подсчёта голосов не содержали установленных законом сведений, нарушен установленный законодательством порядок подсчета голосов.

На основании изложенного, административный истец просил признать недействительными итоги голосования на избирательном участке № 4120 и протокол участковой избирательной комиссии № 4120 об итогах голосования на выборах депутатов <адрес> Думы Химкинского одномандатного избирательного округа № 23 на территории городского округа Химки <адрес>.

Административный ответчик в письменных возражениях административный иск не признал, указывая, что оснований признания незаконными итогов голосования на избирательном участке № 4120 не имеется, так как административным истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих наличие существенных нарушений законодательства, допущенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования.

Административный истец ФИО1 в лице представителей по доверенности в судебном заседании поддержали исковые требования.

Административный ответчик Участковая избирательная комиссия № 4120 в лице представителя по доверенности в судебном заседании возражал против административного иска, полагая права административного истца не нарушенными, а оспариваемое решение законным.

Заинтересованное лицо Территориальная избирательная комиссия <адрес> в лице представителя по доверенности в судебном заседании возражал против иска, полагая права административного истца не нарушенными, а подведенные итоги голосования законными.

Прокурор в своем заключении полагал административное исковое заявление не подлежащем удовлетворению.

Судебное разбирательство в соответствии с ч. 3 ст. 243 КАС РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещавшихся о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд.

Исследовав материалы дела в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. В тоже время в силу положений ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд при рассмотрении дела о защите избирательных прав при определении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела, не связан основаниями и доводами лиц, участвующих в деле.

Согласно ч. 15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Проверяя законность оспариваемого решения и выясняя предусмотренные положениями ст. 243 КАС РФ обстоятельства, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от <дата> N 67ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 39 постановления от <дата> N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснил, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона.

Приведенные нормы также согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от <дата> N 8П, где указывается, что лишь существенные нарушения законодательства, допущенные при подведении итогов, не позволяющие установить действительную волю избирателей, могут служить основанием для их отмены.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

<адрес> Думы от <дата> № 29/150П выборы депутатов <адрес> Думы были назначены на <дата>.

В соответствии с решением <адрес> избирательной комиссии полномочия Окружной избирательной комиссии № 23 были возложены на Территориальную избирательную комиссию <адрес>.

В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от <дата> № 13/109–8, с учетом изменений от <дата> г., голосование на выборах, назначенных на <дата> г., проводилось в течение нескольких дней– 17 сентября, 18 сентября и <дата>.

Итоги голосования на выборах депутатов <адрес> Думы на избирательном участке № 4120 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 23 от <дата>.

Как следует из материалов административного дела, указанный протокол составлен и подписан в соответствии с требованиями ст. ст. 67-68 Федерального закона от <дата> N 67ФЗ большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

Протокол об итогах голосования избирательной комиссией содержит предусмотренную законом информацию о зарегистрированных кандидатах, о количестве избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования, количестве выданных бюллетеней в помещении для голосования и вне помещения для голосования, количестве погашенных бюллетеней, бюллетеней находившихся в стационарных и переносных ящиках, а также недействительных, действительных, утраченных и неучтенных при получении.

Голоса избирателей, согласно подведенным итогам голосования распределились между кандидатами и их общее число соответствует количеству бюллетеней, признанных действительными, контрольные соотношения показателей заполненных строк протокола проверены, арифметических ошибок и погрешностей не выявлено.

Как следует из содержания протокола об итогах голосования, оспариваемый протокол подписан лицами, наделенными таким правом в соответствии с действующим законодательством, доказательств того, что в содержание протокола вносились заведомо ложные сведения, в материалах административного дела не имеется, расхождений в количестве выданных и имеющихся при подсчете избирательных бюллетеней не выявлено.

Особого мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса к протоколу не приложено, единственная жалоба относительно процедуры подсчета голосов избирателей рассмотрена.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии ненадлежащего хранения избирательной документации, повлекшего искажение действительной воли избирателей, судом не установлено.

Ходатайства административного истца об истребовании доказательств, заявленные при рассмотрении дела по существу, оставлены без удовлетворения, поскольку в них отсутствовали указания на конкретные нарушения, при этом в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 КАС РФ административный истец вправе заявить перед судом ходатайства об истребовании доказательств, при подготовке административного дела к судебному разбирательству, имея в виду необходимость добросовестной реализации процессуальных прав и соблюдения срока рассмотрения дела.

В силу части 3 статьи 14 КАС РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из отсутствия доказательств наличия в ходе выборов на избирательном участке № 4120 существенных нарушений, влекущих незаконность итогов голосования, при этом оспариваемый протокол участковой избирательной комиссии № 4120 об итогах голосования подготовлен в рамках предоставленной комиссии компетенции, с соблюдением установленного порядка, в соответствующей форме, при наличии кворума.

В административном иске также не названо обстоятельств, которые в силу п. 2 ст. 77 Федерального закона от <дата> N 67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» свидетельствовали бы о нарушениях в ходе предвыборной компании, голосования и подведения его итогов.

В свою очередь несогласие административного истца с решением избирательной комиссии связано исключительно с неудовлетворенностью итогами голосования на соответствующем избирательном участке, что само по себе не является основанием для признания выборов недействительными.

Доводы административного истца о не включении всех избирателей в списки, не имеют правого значения, поскольку списки избирателей были получены из вышестоящей избирательной комиссии, уточнялись вплоть до дня голосования. Сведений о нарушении прав конкретных избирателей, о не включении либо о необоснованном включении в список избирателей не имеется.

Доводы административного истца о наличии несоответствии подписей в книгах списка избирателей и отсутствующих в книгах сведений, не имеют правого значения по следующим основаниям.

Списки избирателей были составлены с использованием программного обеспечения ГАС «Выборы», в точном соответствии с требованиями пунктов 7, 11 ст. 17 ФЗ N 67, жалоб о не включении либо о необоснованном включении в списки граждан в дни голосования в УИК не поступало. Согласно пункту 13 ст. 17 ФЗ 67, участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей, участников референдума на отдельные книги, каждая из которых не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя, а не председателя Территориальной избирательной комиссии.

Доводы административного истца об использовании письменных принадлежностей, обладающих свойствами исчезновения штрихов, не обоснованы какими-либо достоверными доказательствами.

Доводы административного истца о нарушении порядка хранения не имеет правого значения, поскольку закон с этими обстоятельствами не связывает возможность отмены итогов голосования.

Доводы административного истца о невероятной явке на избирательном участке приближенной к 100% сами по себе не свидетельствуют о нарушениях избирательного голосования.

Доводы административного истца о том, что бюллетеней на избирательный участок выдано больше чем зарегистрировано избирателей, что следует из п. 1 и п. 2 протокола и противоречит п. 13 ст. 63 Федерального закона N 67, заслуживает внимание, однако не может свидетельствовать о недействительности итогов голосования, поскольку это не влияет на нарушения волеизъявления при голосовании, а само по себе нарушение имеет формальный характер.

Исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных ранее, суд приходит к выводу о том, что нарушений избирательного законодательства, которые привели бы к искажению воли избирателей, а равно создали условия невозможности установления действительной воли избирателей не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 243, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Участковой избирательной комиссии № 4120 с требованиями признать недействительными итоги голосования на избирательном участке № 4120 и протокол участковой избирательной комиссии № 4120 об итогах голосования на выборах депутатов <адрес> Думы Химкинского одномандатного избирательного округа № 23 на территории городского округа Химки <адрес> – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия решения суда.

Резолютивная часть решения суда объявлена <дата>.

В окончательной форме решение суда принято <дата>.

Судья    Кобызев В. А.

50RS0<№ обезличен>-88    Дело № 2а-5923/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

<дата>    г. Химки, <адрес>Химкинский городской суд <адрес> в составепредседательствующего судьи Кобызева В. А.,при секретаре судебного заседания ФИО2,с участием представителей административного истца по доверенности ФИО8, ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО5, прокурора ФИО6,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Участковой избирательной комиссии № 4120 об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования

<дата>    г. Химки, <адрес>Химкинский городской суд <адрес> в составепредседательствующего судьи Кобызева В. А.,при секретаре судебного заседания ФИО2,с участием представителей административного истца по доверенности ФИО8, ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО5, прокурора ФИО6,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Участковой избирательной комиссии № 4120 об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования

<дата>    г. Химки, <адрес>Химкинский городской суд <адрес> в составепредседательствующего судьи Кобызева В. А.,при секретаре судебного заседания ФИО2,с участием представителей административного истца по доверенности ФИО8, ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО5, прокурора ФИО6,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Участковой избирательной комиссии № 4120 об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования

<дата>    г. Химки, <адрес>Химкинский городской суд <адрес> в составепредседательствующего судьи Кобызева В. А.,при секретаре судебного заседания ФИО2,с участием представителей административного истца по доверенности ФИО8, ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО5, прокурора ФИО6,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Участковой избирательной комиссии № 4120 об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования

<дата>    г. Химки, <адрес>Химкинский городской суд <адрес> в составепредседательствующего судьи Кобызева В. А.,при секретаре судебного заседания ФИО2,с участием представителей административного истца по доверенности ФИО8, ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО5, прокурора ФИО6,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Участковой избирательной комиссии № 4120 об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования

<дата>    г. Химки, <адрес>Химкинский городской суд <адрес> в составепредседательствующего судьи Кобызева В. А.,при секретаре судебного заседания ФИО2,с участием представителей административного истца по доверенности ФИО8, ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО5, прокурора ФИО6,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Участковой избирательной комиссии № 4120 об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования,

руководствуясь частью 2 статьи 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Участковой избирательной комиссии № 4120 с требованиями признать недействительными итоги голосования на избирательном участке № 4120 и протокол участковой избирательной комиссии № 4120 об итогах голосования на выборах депутатов <адрес> Думы Химкинского одномандатного избирательного округа № 23 на территории городского округа Химки <адрес> – оставить без удовлетворения.Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия решения суда.

Административное исковое заявление ФИО1 к Участковой избирательной комиссии № 4120 с требованиями признать недействительными итоги голосования на избирательном участке № 4120 и протокол участковой избирательной комиссии № 4120 об итогах голосования на выборах депутатов <адрес> Думы Химкинского одномандатного избирательного округа № 23 на территории городского округа Химки <адрес> – оставить без удовлетворения.Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия решения суда.

Судья    Кобызев В. А.

Химкинский городской суд

<адрес>

ул. Ленинградская, д. 13Б, г. Химки,

<адрес>, 141402

тел.: (498) 691–35–15;

факс: (498) 691–35–16

    himki.mo@sudrf.ru    

ФИО1

<адрес>, г. Долгопрудный, <адрес>, д. 49, кв. 110

Участковой избирательной комиссии <№ обезличен>

141410, <адрес>, г. о. Химки, ул. Парковая, д. 10, помещение МБОУ лицея <№ обезличен>

Территориальной избирательной комиссии г. Химки <адрес>

141400, г. Химки, ул. Калинина, д. 4

Химкинская городская прокуратура <адрес>

ул. Маяковского, д. 30, г. Химки, <адрес>, 141402

2а-5923/2021

На №

от

В соответствии с требованиями ст. 182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направляю Вам копию решения Химкинского городского суда <адрес> от <дата> по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Участковой избирательной комиссии № 4120 об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

Секретарь судебного заседания    

2а-5923/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Надеждин Борис Борисович
Ответчики
Участковая избирательная комиссия №4120
Другие
Архипов Дмитрий Юрьевич
Территориальная избирательная комиссия г.Химки Московской области
Суд
Химкинский городской суд Московской области
Судья
Кобызев Владислав Алексеевич
Дело на странице суда
himki.mo.sudrf.ru
29.09.2021Регистрация административного искового заявления
29.09.2021Передача материалов судье
01.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2021Подготовка дела (собеседование)
13.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2021Судебное заседание
21.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
08.11.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
11.11.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
15.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
21.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее