Судья: Сметанина О.Н. гр. дело № 33-8026/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июля 2015 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Шабаевой Е.И. и Подольской А.А.,
при секретаре Пудовкиной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Михайлова Е.Ю. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 13 мая 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Михайлова Е.Ю. к мэрии г.о.Тольятти о признании незаконным распоряжения, обязании поставить не учет отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Михайлова Е.Ю. – Атемаскиной И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя мэрии г.о.Тольятти Самарской области Зыкова В.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Михайлов Е.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения заместителя мэра г.Тольятти Самарской области от 16 февраля 2015 года N 876-р/5 в части отказа в принятии его с составом семьи 3 человека (супруга Михайлова Е.Е. и сын Михайлов А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом боевых действий, проживает с женой и сыном, а также дочерью жены от первого брака Львовой А.А., по адресу: <адрес>, всего в квартире проживает шесть человек, на каждого проживающего приходится 10,55 кв.м, что менее учетной нормы.
В декабре 2014 года он обратился в отдел по учету и распределению жилой площади Комсомольского района мэрии г.о.Тольятти Самарской области с заявлением о принятии его с составом семьи три человека (он, его жена Михайлова Е.Е. и сын Михайлов А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, приложив необходимые документы.
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти Самарской области Самарской области от 16 февраля 2015 года N 876-р/5 в удовлетворении заявления было отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ (в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и семья Михайлова Е.Ю. не является малоимущей).
Ссылаясь на то, что оспариваемым отказом нарушено его право на улучшение жилищных условий Михайлов Е.Ю. просил признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.Тольятти Самарской области от 16 февраля 2015 года N 876-р/5 в оспариваемой им части и возложить на мэрию г.о.Тольятти Самарской области обязанность по его постановке на соответствующий учет с даты обращения с заявлением.
В судебном заседании представитель Михайлова Е.Ю. требования поддержал, в их обоснование также ссылался на то, что принимая решение по заявлению Михайлова Е.Ю. мэрия г.о.Тольятти Самарской области исходила из состава его семью в количестве трех человек, при этом не учитывала дочь его жены от первого брака.
Представитель мэрии г.о.Тольятти Самарской области просил в удовлетворении требований Михайлова Е.Ю. отказать как не основанных на законе.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 56-60).
В апелляционной жалобе Михайлов Е.Ю. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении его требований (л.д. 61-62).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Согласно ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Закон Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 11.07.2006 N 87-ГД определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД действие настоящего Закона распространяется в том числе на такую категорию граждан как инвалиды боевых действий.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пунктом 1 постановления мэра городского округа Тольятти Самарской области от 02.04.2014 г. N 990-п/1 на 2014 год на территории городского округа Тольятти размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина), в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда установлен в размере менее двух ежеквартально устанавливаемых Правительством Самарской области величин прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в Самарской области в соответствии с Законом Самарской области "О порядке установления величины прожиточного минимума в Самарской области" в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих месяцу обращения гражданина.
Постановлением Правительства Самарской области от 23 июля 2014 года N 421 величина прожиточного минимума в Самарской области за II квартал 2014 года установлена:
в расчете на душу населения - 7847 рублей;
для трудоспособного населения - 8557 рублей;
для пенсионеров - 6150 рублей;
для детей - 7586 рублей.
Постановлением Правительства Самарской области от 30 октября 2014 года N 668 величина прожиточного минимума в Самарской области за III квартал 2014 года установлена:
в расчете на душу населения - 7749 рублей;
для трудоспособного населения - 8452 рубля;
для пенсионеров - 6082 рубля;
для детей - 7466 рублей.
Таким образом, величина прожиточного минимума за II - III кварталы 2014 года в сумме составляет:
в расчете на душу населения – 15 596 рублей;
для трудоспособного населения – 17 009 рубля;
для пенсионеров – 12 232 рубля;
для детей – 15 052 рублей.
Судом установлено, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 16 февраля 2015 года N 876-р/5 Михайлову Е.Ю. с составом семьи три человека (сам Михайлов Е.Ю., его жена Михайлова Е.Е. и их сын Михайлов А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) было отказано в принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма (л.д. 5).
Основанием для издания данного распоряжения послужило установление отсутствие нуждаемости семьи Михайлова Е.Ю. в жилом помещении, поскольку семья не является малоимущей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности требований заявителя Михайлова М.Ю. о признании незаконным распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти Самарской области от 16 февраля 2015 года N 876-р/5 в части отказа в принятии его с составом семьи 3 человека на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и возложения на мэрию г.о.Тольятти Самарской области обязанности по его постановке на соответствующий учет с даты обращения с заявлением.
При этом суд обоснованно исходил из положений статьи 54 Жилищного кодекса РФ, регулирующей вопросы принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно пункта 2 части 1 которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что при определении состава семьи Михайловых необходимо учитывать несовершеннолетнюю дочь жены заявителя от другого брака Львову А.А., проживающую вместе с Михайловым Е.Ю. и членами его семьи отклоняется судебной коллегией, поскольку при принятии оспариваемого распоряжения мэрия г.о.Тольятти Самарской области руководствовалась составом семьи, указанном Михайловым Е.Ю. в его заявлении о постановке на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма от 23 декабря 2015 года, в котором он Львову А.А. не указывал.
При оценке данного довода судебная коллегия также исходит из того, что Михайлов Е.Ю. вправе обратится в мэрию г.о.Тольятти Самарской области с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма исходя из состава своей семьи с учетом Львовой А.А.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 13 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайлова Е.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -