Решение по делу № 2-505/2024 (2-5852/2023;) от 03.05.2023

Дело № 2-505/2024

УИД № 23RS0047-01-2023-004222-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар                                                                             24 апреля 2024 года

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи Кантимира И.Н.,

при секретаре Черкашиной И.В.,

с участием:

представителя истца Лойко А.И. – Токаревой Л.В. (доверенность 23АВ3839376 от 06.04.2023 года),

представителя ответчика администрации муниципального образования город Краснодар – Аветовой С.Г. (доверенность № 2934/01 от 20.12.2023 года),

представителя ответчика ГКУ КК «Центр организации дорожного движения» - Щегловой О.А. (доверенность № 9 от 19.01.2024 года)

рассмотрев гражданское дело по иску Лойко А. И. к ООО «Краевой кадастровый центр», администрации муниципального образования город Краснодар, ГКУ КК «Центр организации дорожного движения» об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

                                                     УСТАНОВИЛ:

     Лойко А.И. обратился в суд с иском к ООО «Краевой кадастровый центр», администрации муниципального образования город Краснодар, ГКУ КК «Центр организации дорожного движения», в котором просит:

- установить выделение доли принадлежащей истцу в размере 20 000 кв.м. (2 га) в праве общей долевой собственности на земельный участок из территории АО «Союз-92» осуществляется в границах реорганизованного совхоза «Пашковский», а именно в землях, относящихся к долевой собственности в соответствии с проектом межевания земельных участков от 10.01.2023;

- истребовать из чужого незаконного владения администрации обособленного земельного участка площадью 16461 +/- 45 кв.м., внесенный в ЕГРН под кадастровым номером входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером площадью 16602+/- 45 в счёт выделяемой земельной доли Лойко А.И. в границах, определенных проектом межевания от 10.01.2023 в связи с пересечением границ земельных участков;

- прекратить право собственности администрации на земельный участок с кадастровым номером , площадью 16602 +/- 45 кв.м., почтовый адрес ориентира: <адрес>;

- признать право собственности на обособленный земельный участок с кадастровым номером , площадью 16461 кв.м. почтовый адрес ориентира: <адрес>;

- прекратить право бессрочного пользования ГКУ Краснодарского края «Центр организации дорожного движения» в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 16 602 +/- 45 кв.м. местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.

    В обоснование доводов иска указано, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в комземресурсах г.Краснодара № 671 от 25.12.1996 он является собственником земельной доли в размере 2 га в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес>. Право собственности подтверждается свидетельством на право собственности на землю серия , выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Краснодара 26.12.1996, регистрационная запись № 1066. В соответствии с постановлением администрации г. Краснодар от 22.06.1992 № 302 «О реорганизации совхоза «Пашковский» рабочим, служащим, пенсионерам и работникам социальной сферы акционерного общества закрытого типа «Союз-92», принято решение о ликвидации совхоза «Пашковский» и создании на его базе АОЗТ «Союз-92», объединяющего товарищество с ограниченной ответственностью «Приморское», «Плодовод», «Овощевод», «Животновод», «Прикубанское», земли переданы в коллективную долевую собственность рабочим, служащим, пенсионерам и работникам социальной сферы акционерного общества закрытого типа «Союз-92». Таким образом, постановлением администрации г. Краснодара от 22.06.1992 № 302 «О реорганизации совхоза «Пашковский» переданы в коллективную долевую собственность земельные участки общей площадью 2961 га, в том числе сельхозугодия 2333 кв.м., рабочим, служащим, пенсионерам и работникам социальной сферы АОЗТ «Союз-92». Таким образом, постановлением администрации г.Краснодара от 22.06.1992 № 302 «О реорганизации совхоза «Пашковский» переданы в коллективную долевую собственность земельные участки общей площадью 2961 га, в том числе сельхозугодия 2333 кв.м., рабочим, служащим, пенсионерам и работникам социальной сферы АОЗТ «Союз-92». В целях проведения выдела земельного участка в счет принадлежащей ему земельной доли он обратился в ООО «Краевой кадастровый центр». 13.10.2022 между ООО «Краевой кадастровый центр» в лице генерального директора А.А. Бондарюк и ним был заключен договор на выполнение кадастровых работ № ККЦ/22-190 предметом которого, в соответствии с п. 1.3 договора, является изготовление проекта межевания на бумажном носителе и межевого плана на объект в формате, установленном действующим законодательством с целью выдела в счет принадлежащей ему земельной доли из территории «Союз-92». Кадастровым инженером Сушиной А.В. являющейся членом Ассоциация Саморегулируемой организации «Межрегиональный союз кадастровых инженеров» (квалификационный аттестат №23-11-327) 10.01.2023 был подготовлен проект межевания земельного участка, кадастровый номер земельного участка из которого осуществляется выдел земельного участка в счет земельной доли . Согласно заключения кадастрового инженера А.В. Сушиной в результате осуществления выдела из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> образуется земельный участок , общей площадью 16461 кв.м., (в счет земельной доли Лойко А.И., которая составляет 20 000 кв.м.(2Га) согласно свидетельства серия от ДД.ММ.ГГГГ № peг. записи 1066). В соответствии с п.2 ст.13, п.10 ст. 13.1 ФЗ № 101 от 24.07.2002 извещение о согласовании проекта межевания земельного участка, выделяемого в счет доли Лойко А.И. из земельного участка с кадастровым номером опубликовано в газете «Краснодарские известия» от 10.01.2023. Возражений от участников долевой собственности относительно размера и местоположения границ выделяемого участка в течении срока обозначенного в извещении не поступало. Проект внутрихозяйственного землеустройства приложен к настоящему проекту межевания. При выполнении кадастровых работ использованы копии документов ГФДЗ, предоставленных управлением Росреестра по Краснодарскому краю: материалы поконтурной ведомости к банку данных контуров земельных угодий ООО «Союз-92», 2000г. Доступ к образуемому земельному участку обеспечивается посредством земель общего пользовании, а именно: <адрес>. Утверждение проекта межевания осуществляется в соответствии с п.23 Приказа Минэкономразвития России от 03.08.2011 № 3388 «Об утверждении требований у проекту межевания земельных участков» и ст. 13 ФЗ №101 от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ввиду отсутствия обоснованных возражений, что подтверждается заключением кадастрового инженера. Согласно письма от 15.03.2023 № 30/23-71 ООО «Краевой кадастровый центр» в ходе выполнения работ, связанных с выделом земельного участка в счет принадлежащей ему земельной доли согласно свидетельства на право собственности на землю серия , выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Краснодара 26.12.1996, регистрационная запись № 1066 отсутствует возможность однозначно установить местоположение долевой собственности, так как представленные схемы из государственного фона данных содержат информацию о территориях в разных локациях. Дальнейшие работы по выполнению межевого плана приостанавливаются.

Представитель истца Лойко А.И. – Токарева Л.В., в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика ООО «Краевой кадастровый центр» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Краснодар – Аветова С.Г., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что с 24.12.1996 истец знал о наличии у него права собственности на доли земельного участка в АО «Союз-92», однако истец не принял меры по формированию своей доли, также не осваивал его, и не зарегистрировал прав на долю, а с иском обратился в суд только 28.11.2023. На основании просила применить срок исковой давности и отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика ГКУ КК «Центр организации дорожного движения» - Щеглова О.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

    Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Лойко А.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного в комземресурсах г. Краснодара от 25.12.1996 № 671 является собственником земельной доли в размере 2 га в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес>

Право собственности подтверждается свидетельством на право собственности на землю серия , выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Краснодара от 26.12.1996, регистрационная запись № 1066.

В соответствии с постановлением администрации от 22.06.1992 № 302 «О реорганизации совхоза «Пашковский» рабочим, служащим, пенсионерам и работникам социальной сферы акционерного общества закрытого типа «Союз-92», принято решение о ликвидации совхоза «Пашковский» и создании на его базе АОЗТ «Союз-92», объединяющего товарищество с ограниченной ответственностью «Приморское», «Плодовод», «Овощевод», «Животновод», «Прикубанское», земли переданы в коллективную долевую собственность рабочим, служащим, пенсионерам и работникам социальной сферы акционерного общества закрытого типа «Союз-92». Таким образом, постановлением администрации города Краснодара от 22.06.1992 № 302 «О реорганизации совхоза «Пашковский» переданы в коллективную долевую собственность земельные участки общей площадью 2961 га, в том числе сельхозугодия 2333 кв.м. рабочим, служащим, пенсионерам и работникам социальной сферы АОЗТ «Союз-92».

Таким образом постановлением администрации города Краснодара                    от 22.06.1992 № 302 «О реорганизации совхоза «Пашковский» переданы в коллективную долевую собственность земельные участки общей площадью 2961 га, в том числе сельхозугодия 2333 кв.м. рабочим, служащим, пенсионерам и работникам социальной сферы АОЗТ «Союз-92».

13.10.2022 года между ООО «Краевой кадастровый центр» в лице генерального директора А.А.Бондарюк и истцом был заключен договор на выполнение кадастровых работ № ККЦ/22-190 предметом которого в соответствии с п.1.3 договора является изготовление проекта межевания на бумажном носителе и межевого плана на объект в формате, установленном действующим законодательством с целью выдела в счет принадлежащей истцу земельной доли из территории «Союз-92».

Кадастровым инженером Сушино А.В. являющейся членом Ассоциация Саморегулируемой организации «Межрегиональный союз кадастровых инженеров» 10.01.2023 был подготовлен проект межевания земельного участка, кадастровый номер земельного участка из которого осуществляется выдел земельного участка в счёт земельной доли .

Согласно заключению кадастрового инженера, в результате осуществления выдела из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> образуется земельный участок , общей площадью 16 461 кв.м. (в счёт земельной доли Лойко А.И., которая составляет                              20 000 кв.м. (2га).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Истец просит признать право на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0410050:219, у которого не установлены границы надлежащим образом.

Земельный участок как недвижимость является таким, каким он описан и учтён в Государственном кадастре объектов недвижимости.

В соответствии со ст. 14 Федеральным законом от 24.07.2007 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости (площадь, границы земельного участка с учетом красных линий, смежных земельных участков, естественных границ земельного участка).

Спорный земельный участок в ЕГРН не содержит сведений о границах земельного участка, в связи с чем он не является индивидуально-определенной вещью и не может быть вовлечен в гражданский оборот, что исключает возможность признания каких-либо прав на данный земельный участок.

Таким образом, отсутствует объект гражданских правоотношений и, следовательно, предмет спора.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно статье 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех её участников.

Согласно ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех её участников, а при не достижении согласия – в порядке, установленном судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в ред. от 05.02.2007, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счёт своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона.

Местоположение земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Образование земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.

Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации.

В случае не достижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ред. от 05.02.2007) решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности.

Решением общего собрания участников долевой собственности определяются:

условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление;

местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей;

местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой находятся невостребованные земельные доли;

местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в аренду;

местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в уставный (складочный) капитал;

местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в доверительное управление.

Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 01.11.2023                          № 17655/29, в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утверждённым решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п.15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар», земельный участок с кадастровым номером располагался в зоне транспортной инфраструктуры.

В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утверждённым решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1, вышеуказанный земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утверждёнными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 (с изменениями от 29.05.2023 № 57 п. 4) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (Т-1).

Таким образом, рассматриваемый земельный участок обладает признаками территории общего пользования.

Частью 2 статьи 11 ЗК РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с положениями статей 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относятся к вопросам местного значения и осуществляется органами местного самоуправления городского округа самостоятельно.

Обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности в соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются основными принципами законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ, документами территориального планирования городских округов являются генеральные планы городских округов, которые в том числе содержат карты планируемого размещения объектов местного значения, карты функциональных зон, их параметры и подготавливаются с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

Статьями 1, 23, 36 ГрК РФ установлено, что функциональное назначение территории, в том числе путем определения функциональных зон, характеристик их планируемого развития и параметров, устанавливается положениями генерального плана муниципального образования.

В соответствии со статьей 26 ГрК РФ, реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Из совокупного толкования вышеуказанных норм права следует, что положениями ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Согласно пункту 12 статьи 1 ГрК РФ территорией общего пользования является территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Исходя из смысла пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Таким образом, предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность истцу нарушит нормы земельного и градостроительного законодательства, запрещающие передачу таких земельных участков в частное владение и пользование.

Предоставление земельного участка, включающего территории общего пользования во временное владение и пользование определенному лицу исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке; при передаче в собственность земельного участка общего пользования единственным пользователем земли может быть только собственник, что противоречит правовому режиму земель общего пользования, установленному ст.ст. 27, 85 ЗК РФ, ст. 262 ГК РФ, ст. 1 ГрК РФ. (Определение Верховного суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 308-ЭС18-8200).

Статей 17 Земельного кодекса Российской Федерации к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» признан утратившим силу с 01.07.2006 Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности в настоящее время установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон), действующего с 01.07.2006.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3.1. Вводного закона, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук.

Согласно пункту 2 статьи 3.3. Вводного закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Законом Краснодарского края от 10.03.2004 № 670-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделении его статусом городского округа» установлены границы муниципального образования город Краснодар, утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования город Краснодар.

Согласно ст. ст. 6 и 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» до разграничения государственной собственности на землю орган местного самоуправления управляет и распоряжается земельными участками, находящимися на территории муниципального образования.

Таким образом, администрация имела право распорядиться земельным участком на основании статьи 209 ГК РФ, на основании которой собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, закрепив земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования за ГКУ КК «Центр организации дорожного движения».

В соответствии с требованиями в пунктах 1, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено следующее.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.

Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Как установлено, Лойко А.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного в комземресурсах г. Краснодара от 25.12.1996 № 671, является собственником земельной доли в размере 2 га в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес>

Таким образом, с 24.12.1996 истец знал о наличии у него права собственности на доли земельного участка в АО «Союз-92», однако истец не принял меры по формированию своей доли, также не осваивал его, и не зарегистрировал прав на долю, а с иском обратился в суд только 28.11.2023, то есть с пропуском срока исковой давности.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований Лойко А. И. к ООО «Краевой кадастровый центр», администрации муниципального образования город Краснодар, ГКУ КК «Центр организации дорожного движения» об истребовании имущества из чужого незаконного владения – отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

    Судья Советского

    районного суда г. Краснодара                                                И.Н. Кантимир

    Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2024 года.

    Судья Советского

    районного суда г. Краснодара                                                И.Н. Кантимир

2-505/2024 (2-5852/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Лойко Александр Иванович
Ответчики
ООО "Краевой кадастровый центр"
администрация м.о.г. Краснодар
ГКУКК " Центр организации дорожного движения"
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Дело на сайте суда
krasnodar-sovetsky.krd.sudrf.ru
03.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2023Передача материалов судье
11.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2023Подготовка дела (собеседование)
26.06.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.07.2023Подготовка дела (собеседование)
19.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.07.2023Предварительное судебное заседание
14.09.2023Предварительное судебное заседание
13.10.2023Предварительное судебное заседание
14.11.2023Предварительное судебное заседание
28.11.2023Предварительное судебное заседание
10.01.2024Предварительное судебное заседание
29.01.2024Предварительное судебное заседание
29.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.04.2024Предварительное судебное заседание
24.04.2024Предварительное судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее