Дело № 2-114/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бердюжье «25» июня 2015года
Бердюжский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего федерального судьи Калининой О.Н.,
при секретаре Ирцовой М.Я.,
истца Верещагиной Л.Н.,
представителя ответчика ГУ отдела пенсионного фонда в Бердюжском районе– Захаровой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-114/2015 по иску Верещагиной Ларисы Николаевны к Государственному Учреждению отдела Пенсионного фонда РФ в Бердюжском районе Тюменской области о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Истец Верещагина Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ – отделу пенсионного фонда РФ в Бердюжском районе о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию. Требования мотивированы тем, что она работает педагогом и имеет право на досрочную трудовую пенсию в 2018году в связи с выработанным стажем 25 лет. Она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о проведении проверки документов о периодах её работы и получила письменный ответ, что в специальный стаж работы не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АНО ДОД «Центр творчества детей и молодежи»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МАУ БР ДОД «Центр творчества детей и юношества»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МАУ ДОД «Центр творчества детей и молодежи». Не согласна с пенсионным фондом, т.к. в данные периоды она осуществляла свою трудовую деятельность в соответствии с Законом «Об образовании», получала заработную плату, пользовалась предоставленными льготами. Просит суд обязать ответчика включить в специальный стаж указанные выше периоды работы.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала. Суду показала, что она работала с 2006года на основании Закона «Об образовании», пользовалась льготами, которые предоставлялись педагогическим работникам, работала в одном и том же коллективе, менялись только названия организации и то, что не верно указана её должность, не может служить основанием к отказу в зачисление данных периодов в специальный стаж.
Представитель ответчика ГУ отдела пенсионного фонда в Бердюжском районе– Захарова О.И. исковые требования не признала, суду показала, что спора о работе не возникает, у истца подтвержден стаж работы, согласно трудовой книжке, но засчитать в специальный стаж данные периоды работы нет возможности на основании закона и Постановления Правительства № 781.
Суд, выслушав стороны и исследовав представленные доказательства по делу, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из письменного уведомления ГУ – пенсионного фонда РФ в Бердюжском районе, адресованном истцу Верещагиной Л.Н., в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, не засчитываются периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АНО ДОД «Центр творчества детей и молодежи»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МАУ БР ДОД «Центр творчества детей и юношества»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МАУ ДОД «Центр творчества детей и молодежи», т.к. не соблюдены условия; на ДД.ММ.ГГГГ нет необходимого стажа работы (16 лет 8 месяцев), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подтверждается факт работы в должностях и учреждениях согласно п.2 раздела 2 «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка. На ДД.ММ.ГГГГ стаж по трудовой книжке составляет 7 лет 3 месяца 3 дня при необходимом - 16 лет 8 месяцев.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ( который вступил в силу с 01.01.2015года), со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 вышеуказанной нормы Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 12 названных Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в числе которых директор (начальник, заведующий), заместитель директора (начальника, заведующего) в учреждениях, указанных исключительно в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ, если на указанную дату у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы (независимо от ее продолжительности) в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 12 Правил). При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.
Из трудовой книжки истца Верещагиной Л.Н. следует, что она начала свою трудовую деятельность ДД.ММ.ГГГГ воспитателем пионерского лагеря, где проработала до 01.09.1992года, далее проходила обучение, ДД.ММ.ГГГГ принята учителем изобразительного искусства в Беляковскую неполную среднюю школу, назначена заместителем директора данной школы, освобождена от занимаемой должности, ДД.ММ.ГГГГ назначена учителем изобразительного искусства, черчения, экологии, информатики в Беляковской основой общеобразовательной школе, где проработала по 26.08.2006года. Далее с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность педагога дополнительного образования в автономную некоммерческую организацию дополнительное образование детей (АНО ДОД) «Центр творчества детей и юношества», ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в муниципальное автономное учреждение (МАУ) Бердюжского района дополнительное образование детей (ДОД) «Центр творчества детей и юношества» и ДД.ММ.ГГГГ принята переводом в качестве педагога дополнительного образования, ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с переводом к другому работодателю. ДД.ММ.ГГГГ принята в муниципальное автономное учреждение (МАУ) Бердюжского района дополнительного образования детей (ДОД) «Центр творчества детей и молодежи» на должность педагога дополнительного образования. ДД.ММ.ГГГГ принята в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье» на работу по совместительству учителем искусства. ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье» именована как муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье» (МАОУ СОШ с. Бердюжье). ДД.ММ.ГГГГ уволена из МАУ Бердюжского района ДОД «Центр творчества детей и молодежи» по собственному желанию.
Наименование должности - педагог дополнительного образования и наименование организации – учреждение дополнительного образования детей предусмотрены в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных исключительно в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Таким образом, работа истца в качестве педагога дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АНО ДОД «Центр творчества детей и молодежи»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МАУ БР ДОД «Центр творчества детей и юношества»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МАУ ДОД «Центр творчества детей и молодежи», после ДД.ММ.ГГГГ могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только в том случае, если на ДД.ММ.ГГГГ истец имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Между тем, на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж работы Верещагиной Л.Н. составил, как следует из сведений пенсионного фонда, 7 лет 3 месяца 3 дня, в связи с чем, оснований для включения в льготный стаж периодов работы истца после ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с ранее действовавшем Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и настоящим Федеральным законом «О страховых пенсиях» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение, что отражено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, что отражено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П.
Для граждан, которые в период до ДД.ММ.ГГГГ занимали должность преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после ДД.ММ.ГГГГ в этой должности. Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, к числу которых относится истец Верещагина Л.Н.
Суд не может принять доводы истца по поводу того, что не верно указано наименование должности, и она выполняла работу педагога, получала заработную плату и пользовалась соответствующими льготами, поскольку, по всем письменным документам (трудовой книжки, штатного расписания, тарификационного листа приказов) истец работала в спорный период времени педагогом дополнительного образования, а согласно Уставов АНО ДОД «Центр творчества детей и молодежи», МАУ БР ДОД «Центр творчества детей и юношества», МАУ ДОД «Центр творчества детей и молодежи», главными целями деятельности Организаций являлись – предоставление услуг в области дополнительного образования.
Руководствуясь ст. ст. 198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Верещагиной Ларисы Николаевны к Государственному Учреждению отдела Пенсионного фонда РФ в Бердюжском районе Тюменской области о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Бердюжский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2015 года.
Судья