УИД23RS0№-06
дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 28 марта 2022 года
Павловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи: Марченко О.В.,
при секретаре судебного заседания: ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд и взыскании недоимки по налогу,
установил:
№
В обоснование административного иска указывает, что в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> на налоговом учете состоит физическое лицо ФИО1
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возлагается обязанность уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
<данные изъяты>
Согласно п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е налогоплательщик должна была оплатить налог до ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушении ст. 45 НК РФ в установленные сроки Ответчиком налог на доходы физических лиц своевременно и в добровольном порядке не уплачен.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии со ст. 69 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ № направлено Ответчику по почте, что подтверждается реестром на отправку заказных писем, и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст. 69 НК РФ). В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика, датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ). Ответчику в порядке досудебного урегулирования в требовании(ях) об уплате налога предложено добровольно оплатить суммы налога и пени.
По настоящее время недоимка по налогу и пени на доходы физических лиц налогоплательщиком не уплачена. Сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц составила 6525.18 рублей, пени на доходы физических лиц составила 7095.26 руб., что подтверждается расшифровкой задолженности.
Налоговым органом в порядке главы 11.1 КАС РФ было подано заявление на выдачу судебного приказа о взыскании по налогу на доходы физических лиц. По заявленным требованиям налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с Ответчика задолженности, на основании ст. 123.7 КАС РФ судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ был отменен, так как Ответчиком предоставлены в установленный срок возражения относительно его исполнения.
Истец указывает, что налоговым органом пропущен срок для направления заявления о выдаче судебного приказа в связи с большой загруженностью - территориально сфера деятельности налогового органа охватывает 6 (шесть) районов и <адрес>. На учете состоит физических лиц - 412946 чел., ИП - 13866 чел, юридических лиц - 2852 организации.
Указывает, что налоговым органом последовательно принимались надлежащие меры по взысканию задолженности; уполномоченным государственным органом было направлено уведомление и требование об уплате налога, которые административный ответчик проигнорировал, в мировой суд было направлено с пакетом документов заявление на вынесение судебного приказа, после отмены судебного приказа было сформировано административное исковое заявление и направлено должнику.
Учитывая объем работы Налоговой инспекции, сокращенные сроки на обращение в суд, установленные законом, время, требуемое для подготовки административного иска и выполнение обязательных процессуальных действий, можно прийти к выводу об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд.
Инспекцией пропущен срок для подачи административного искового заявления, в связи с чем, просит восстановить срок для подачи настоящего административного искового заявления.
В случае отказа в удовлетворении заявления о восстановлении срока, неблагоприятные полследствия, выраженные в неуплате задолженности по налогу, могут, переложены на бюджет РФ, что является не допустимым, так как от своевременного перечисления налогов в казну РФ зависит экономическое состояние в целом Российской Федерации, как суверенного государства, и поскольку обязанность по уплате налогов в соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ возложена на налогоплательщика, неблагоприятные последствия, в связи с неисполнением налогоплательщиком указанной обязанности, не могут быть переложены на бюджет РФ.
В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной ИФНС № по <адрес> не явился, надлежащим образом извещен, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании отсутствует, извещена.
Дело рассмотрено в соответствие со ст. 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся названных лиц, явка которых в судебное заседание не признана судом обязательной.
Исследовав материалы дела, суд считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Оценив представленные доказательства и исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд и взыскании недоимки по налогу не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> на налоговом учете состоит физическое лицо ФИО1 которая ранее состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № по Ямало-Ненецкому автономному округу. По информации, поступившей из Межрайонной ИФНС № по Ямало-Ненецкому автономному округу, у налогоплательщика имеется задолженность по НДФЛ с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 6525,18 рублей за 2008 год.
Согласно п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е налогоплательщик должна была оплатить налог до ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушении ст. 45 НК РФ в установленные сроки Ответчиком налог на доходы физических лиц своевременно и в добровольном порядке не уплачен.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии со ст. 69 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ № направлено Ответчику по почте, что подтверждается реестром на отправку заказных писем, и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст. 69 НК РФ). В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика, датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ). Ответчику в порядке досудебного урегулирования в требовании(ях) об уплате налога предложено добровольно оплатить суммы налога и пени.
По настоящее время недоимка по налогу и пени на доходы физических лиц налогоплательщиком не уплачена. Сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц составила 6525.18 рублей, пени на доходы физических лиц составила 7095.26 руб., что подтверждается расшифровкой задолженности.
Налоговым органом в порядке главы 11.1 КАС РФ было подано заявление на выдачу судебного приказа о взыскании по налогу на доходы физических лиц. По заявленным требованиям налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с Ответчика задолженности, на основании ст. 123.7 КАС РФ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен Определением мирового судьи с/у № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть инспекцией пропущен срок для подачи административного искового заявления, в связи с чем, просит восстановить срок для подачи настоящего административного искового заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании недоимки за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налоговой задолженности может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Таким образом, заявление о взыскании поступило в суд за пределами шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пени, материалы дела не содержат.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
При этом судом учтено, что никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено. Вместе с тем, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд и взыскании недоимки по налогу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Павловский районный суд <адрес>.
Председательствующий: