Судья Романов С.А. дело № 2-449/2021
(первая инстанция)
дело № 33-153/2022
(33-4111/2021)
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 января 2022 года город Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Анашкиной И.А., Козуб Е.В.,
при секретаре Осколович Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 20 февраля 2021 года по гражданскому делу по иску Танатара В. В.ча к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Правительству Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя, об обязании произвести капитальный ремонт и предоставлении коммунальных услуг,
заслушав доклад судьи Анашкиной И.А.,
УСТАНОВИЛА:
Танатар В.В. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Правительству Севастополя, просил возложить на ответчиков обязанность осуществить капитальный ремонт <адрес> в <адрес> г. С. в сроки, не превышающие 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, возложить на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанность предоставить истцу предусмотренные в договоре социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № № коммунальные услуги, после проведения капитального ремонта квартиры передать данную квартиру в состоянии, пригодном для проживания, отвечающей требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям по акту приема передачи Танатару В.В.
В обоснование исковых требований указано, что на основании решения Нахимовского районного суда города Севастополя от 24 октября 2019 года Департамент капитального строительства города Севастополя, как наниматель, заключил с истцом договор социального найма № № от ДД.ММ.ГГГГ. По договору истцу передано жилое помещение, находящееся в собственности города Севастополя, состоящее из трех комнат, общей площадью 63,8 кв.м, жилой - 41,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
По условиям договора Департамент капитального строительства принял на себя обязательство в течение 10 дней со дня подписания Договора передать жилое помещение Нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование для проживания в нем, свободное от прав третьих лиц, в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, и обеспечить предоставление за плату коммунальных услуг по электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению.
Обязанность осуществлять капитальный ремонт жилого помещения согласно подпункту «в» пункта 5 Договора возложена на Наймодателя, а Наниматель в силу подпункта «г» пункта 6 Договора вправе требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения и предоставления предусмотренных договором коммунальных услуг надлежащего качества.
Межведомственной комиссией, созданной Постановлением Правительства Севастополя от 25.06.2014 № 93, выявлены основания для признания жилых помещений <адрес> г. С. подлежащими капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, что отражено в заключении от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции».
Поскольку до настоящего времени какие-либо действия по ремонту квартиры осуществлены не были, акт приема-передачи квартиры не составлен, истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 20 февраля 2021 года исковые требования Танатара В.В. удовлетворены, на Департамент капитального строительства города Севастополя возложена обязанность провести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: г. С., <адрес>, установлен срок для исполнения обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения шесть месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения, также на Департамент капитального строительства города Севастополя возложена обязанность обеспечить предоставление Танатару В.В. предусмотренных в договоре социального найма № № от ДД.ММ.ГГГГ коммунальных услуг, после проведения капитального ремонта передать квартиру, пригодную для проживания, отвечающую требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям Танатару В.В. по акту приема-передачи.
Исковые требования Танатара В.В. к Департаменту городского хозяйства г. Севастополя и Правительству г. Севастополя оставлены без удовлетворения.
В поданной апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента капитального строительства города Севастополя просит решение суда первой инстанции отменить. Указывает на то, что Департамент капитального строительства города Севастополя не является надлежащим ответчиком по данному спору, поскольку в его полномочия не входит обязанность по проведению капитального ремонта. Полномочия Департамента по распоряжению жилыми помещениями, входящими в состав государственного жилищного фонда города Севастополя ограничены заключением договоров социального найма, договоров найма специализированного жилищного фонда, договоров безвозмездного пользования жилыми помещениями (приватизация). При этом Департамент не реализует единолично весь комплекс полномочий собственника жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя. Заключенный между сторонами договор социального найма является типовым, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом заключение договора социального найма с истцом по своей сути не порождает новых гражданско-правовых отношений, а предполагает только оформление фактически сложившихся правоотношений по пользованию жилым помещением на условиях социального найма. Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, относится к государственному жилищному фонду социального использования, является собственностью города Севастополя. Обязанность по капитальному ремонту жилых помещений, предоставляемых гражданам по договорам социального найма лежит на собственнике жилых помещений – органе местного самоуправления, которым в данном случае является Правительство Севастополя. Правительством Севастополя было вынесено постановление от 23 мая 2016 года № 479-ПП, которым спорное жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту, и обязанность его произвести возложена на Департамент городского хозяйства города Севастополя.
В возражения на апелляционную жалобу ответчик Департамент городского хозяйства города Севастополя просит решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное. Считает доводы апелляционной жалобы несостоятельны, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 23 мая 2016 года № 479-ПП «О признании помещения, расположенного по адресу: <адрес> подлежащим капитальному ремонту», спорное помещение признано подлежащим капитальному ремонту, который необходимо произвести в соответствии со статьей 65 ЖК РФ. В этой связи выполнение указанных работ является обязанностью наймодателя, в данном случае Департамента капитального строительства города Севастополя.
Представитель Департамента капитального строительства города Севастополя в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Истец в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное.
Представитель Департамента городского хозяйства города Севастополя поддержал доводы письменных возражений, просил оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об уважительности причин отсутствия не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
Представитель Правительства Севастополя города Севастополя в судебное заседание не явился, извещен.
Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав судью-докладчика, пояснения сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований к отмене состоявшегося по делу решения.
Согласно пункту 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По мнению судебной коллегии постановленное по делу решение суда приведенным требованиям закона соответствует.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Нахимовского районного суда города С. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-23) за Танатаром В.В. признано право пользования квартирой <адрес>, на Департамент капитального строительства города Севастополя возложена обязанность заключить с Танатаром В.В. договор социального найма указанной квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ между Танатаром В.В. (Наниматель) и Департаментом капитального строительства города Севастополя (Наймодатель) заключен договор социального найма жилого помещения № (далее - Договор), по которому Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи в бессрочное пользование <адрес> в <адрес> г. С. (л.д.19-21).
Пунктом 1 Договора предусмотрена обязанность Наймодателя передать жилое помещение Нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование для проживания в нем, а также обеспечить предоставление за плату коммунальных слуг: теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение.
Согласно подпункту «а» пункта 5 Договора Наймодатель обязан передать Нанимателю в течение 10 дней со дня подписания Договора пригодное для проживания помещение, свободное от прав третьих лиц, в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
В силу подпункта «в» пункта 5 Договора Наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении Наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении, Наниматель вправе по своему выбору требовать уменьшение платы за жилое помещение, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей Наймодателем.
Подпунктом «ж» пункта 5 Договора установлена обязанность Наймодатель обеспечивать предоставление Нанимателю предусмотренных в Договоре коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Договора Наниматель вправе требовать от Наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления предусмотренных Договором коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно Заключению «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» от ДД.ММ.ГГГГ №, составленному межведомственной комиссией, созданной Постановлением Правительства Севастополя от 25.06.2014 № 93, выявлены основания для признания жилых помещений <адрес> подлежащими капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями (л.д.24-26).
Постановлением Правительства Севастополя от 23.05.2016 № 479-ПП <адрес> признана подлежащей капитальному ремонту. Этим же нормативным актом постановлено произвести капитальный ремонт указанного помещения в рамках действующего законодательства в соответствии со статьей 65 ЖК РФ.
Письмом Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27) истцу по вопросу капитального ремонта вышеуказанной квартиры предложено обратиться в Департамент городского хозяйства города Севастополя.
Установив приведенные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 210, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о Департамента капитального строительства города Севастополя, утвержденным постановлением правительства Севастополя от 08.09.2016 № 840-ПП, условиями договора социального найма, суд пришел к выводу о том, что поскольку по договору социального найма наймодателем является Департамент капитального строительства г. Севастополя, то именно Департамент капитального строительства г. Севастополя является стороной, обязанной по Договору произвести капитальный ремонт вышеуказанной квартиры и обеспечить предоставление истцу предусмотренных Договором коммунальных услуг.
Доводы представителя ответчика, что Департамент капитального строительства города Севастополя не является надлежащим ответчиком, поскольку не наделен полномочиями по производству капитального ремонта, суд счел несостоятельными, поскольку согласно пункту 3.1.2.11 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного Постановление Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 840-ПП, Департамент капитального строительства г. Севастополя осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности (п.3.1.2. В сфере жилищной политики) в случаях, установленных законами города Севастополя, иными правовыми актами города Севастополя.
Таким случаем, по мнению суда, является изданное постановление Правительства г.Севастополя от 23.05.2016 года №479-ПП, которым постановлено произвести капитальный ремонт помещения по адресу: город <адрес>, в рамках действующего законодательства в соответствии со статьей 65 ЖК РФ, то есть наймодателем по Договору - Департаментом капитального строительства г.Севастополя. То есть, по мнению суда, указано не только об определении надлежащего исполнителя постановления, но и порядок устранения выявленных недостатков – проведение капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 4.1.4 Положения Департамент капитального строительства г.Севастополя наделен правом совершать в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации сделки, иные юридические акты, необходимые для выполнения функций и полномочий Департамента.
На этом основании суд пришел к выводу о том, что Департамент капитального строительства г. Севастополя имеет правовые возможности если не силами самого Департамента, то путем заключения сделок с третьими лицами, принять меры к выполнению своих обязанностей по Договору, неисполнение которых послужило основанием для обращения истца в суд.
Поэтому суд пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по исковым требованиям истца является Департамент капитального строительства г. Севастополя, поэтому исковые требования истца к Департаменту капитального строительства г. Севастополя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, оценка которым дана в свете подлежащих применению к спорным отношениям норм права.
Довод апеллянта о том, что Департамент капитального строительства не является надлежащим ответчиком, судебная коллегия находит ошибочным.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство Севастополя - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя.
Согласно статье 5 Закона «О Правительстве Севастополя» исполнительную власть в городе Севастополе осуществляют Губернатор города Севастополя, Правительство Севастополя и исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
В силу пункта 3 статьи 23 Закона «О Правительстве Севастополя» правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24 Закона «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий:
определяет полномочия подведомственных ему Исполнительных органов, утверждает положения об Исполнительных органах, их штатную численность и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Севастополя;
осуществляет контроль за деятельностью подведомственных ему Исполнительных органов.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 28 Закона «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий в том числе разрабатывает и осуществляет городскую политику в жилищной сфере, в области социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, а также в других областях социальной сферы; разрабатывает направления и методы деятельности органов исполнительной власти города Севастополя в области обеспечения граждан жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 840-ПП, Департамент капитального строительства города Севастополя (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики.
Одними из основных задач Департамента являются реализация государственных федеральных программ и государственных программ города Севастополя в области строительства и жилищной политики на территории города Севастополя; реализация государственной жилищной политики на территории города Севастополя; оказание государственных услуг в сфере жилищной политики; реализация иных полномочий в установленной сфере деятельности (пункты 2.6., 2.10., 2.11., 2.12. Положения).
К функциям Департамента капитального строительства города Севастополя в сфере жилищной политики в числе прочего относятся: участие в формировании жилищного фонда города Севастополя, принятие решений о распоряжении жилищным фондом города Севастополя; реализация на территории города Севастополя государственные программы Российской Федерации и города Севастополя в жилищной сфере; заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя, осуществление иных полномочий в установленной сфере деятельности в случаях, установленных законами города Севастополя, иными правовыми актами города Севастополя (пункты 3.1.2.1., 3.1.2.4., 3.1.2.6, 3.ДД.ММ.ГГГГ. Положения).
Материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривается, что <адрес> признана подлежащей капитальному ремонту.
Указанная квартира является собственностью города Севастополя.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Установлено, что от имени собственника города Севастополя наймодателем по договору социального найма, заключенному с истцом, выступает Департамент капитального строительства города Севастополя.
В силу положений части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, в числе прочего, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Согласно статьей 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
По условиям договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №№, заключенному между Танатаром В.В. и Департаментом капитального строительства города Севастополя, на наймодателя возложена обязанность по передаче нанимателю пригодного для проживания помещения, свободного от прав третьих лиц, в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, обязанность по осуществлению капитального ремонта жилого помещения, предоставление за плату коммунальных слуг: теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение.
Таким образом, обязанность по проведению капитального ремонта жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, законом и договором возложена на наймодателя, который выступает от имени собственника.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Пунктом 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, по общим положениям обязательственного права ответственность из договорного обязательства может нести лишь лицо, выступающее в качестве стороны обязательства.
Поскольку Департамент капитального строительства города Севастополя является стороной заключенного с истцом договора социального найма, именно указанный Департамент является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, приведенные доводы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, фактически выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат.
Доводов, ставящих под сомнение законность состоявшегося по делу судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения, по материалам дела и доводам жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Департамента капитального строительства города Севастополя оставить без удовлетворения, решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 20 февраля 2021 года - без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Ж.В. Григорова
Судьи: И.А. Анашкина
Е.В. Козуб
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 24.01.2022