Дело №
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
424028
город Йошкар-Ола 17 февраля 2020 года
ул.Баумана 91-А
Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием, лица в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении,- Желонкина А.М.,
защитника Волкова Д.И.,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл – Журавлевой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Желонкина А.М. на постановление заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
Желонкин А.М., <иные данные>, ранее к административной ответственности за совершение однородного правонарушения не привлекавшийся,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № заместителя руководителя-начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ЕОВ от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Желонкин А.М., привлечен к административной ответственности и подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 15000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, Желонкин А.М. подал жалобу в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, в которой просил указанное постановление отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава правонарушения.
В обоснование жалобы указал, что приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл (нерегулируемые тарифы)», было изменено и внесено в раздел 1 Реестра маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл (нерегулируемые тарифы) расписание отправления транспортных средств ИП КСА по маршруту “<адрес>» в части отправления из начального остановочного пункта в 6-50, 9-00 и по маршруту «<иные данные>» в части отправления из начального остановочного пункта в 13-30.
Вышеуказанный Приказ № подготовил ведущий специалист эксперт отдела транспортного комплекса Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл ЕОМ, подписал министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл САА. Контроль за исполнением данного приказа возложен на заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Желонкина А.М.
Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Желонкин А.М. не являлся лицом, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющим функции представителя власти, то есть наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственном органе.
Согласно абзацу 16 раздела 1 должностного регламента государственного гражданского служащего Республики Марий Эл, замещающего должность заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл САА (далее регламент), заместитель министра непосредственно подчинен министру транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл.
Ответственным за подготовку приказов министерства об изменении расписаний движения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, в соответствии с разделом 3 регламента (должностные обязанности), заместитель министра не является.
Каких-либо поручений со стороны министра по данному вопросу в адрес заместителя министра не поступало, решение об издании приказа Желонкин А.М. не принимал.
Кроме того, согласно абзацу 10 раздела 1 должностного регламента государственного гражданского служащего Республики Марий Эл, утвержденного 31 июля 2017 года, основными задачами начальника отдела являются осуществление общего руководства работой отдела транспортного комплекса министерства (далее отдел), организация и планирование работы‚ направленной на обеспечение выполнения возложенных на отдел задач и функций, ответственность за своевременное и качественное выполнение и подготовку материалов по вопросам, находящимся в компетенции отдела. Согласно пункту 7 Положения об отделе транспортного комплекса Министерства, утвержденного приказом министра промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 22 ноября 2011 года № 235, одной из основных задач является разработка и реализация государственной политики в области транспорта.
С учетом вышеизложенного заявитель полагает, что ответственным должностным лицом по делу № по признакам административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является начальник отдела транспортного комплекса Министерства КСА
В судебном заседании Желонкин А.М. и защитник Волков Д.И. доводы и требования жалобы поддержали.
Поскольку в судебное заседание потерпевший ИП КАГ не явился, судья считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Представитель УФАС по Республике Марий Эл Журавлева Н.В. с доводами жалобы не согласилась, считает постановление законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, материалы дела № и дела № Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Желонкина А.М. к административной ответственности послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о том, что названным лицом, являющимся заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл нарушено требование части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 ФЗ «О защите конкуренции», выразилось в изменении расписания отправления транспортных средств ИП КСВ по маршруту «<адрес>» в части времени отправления из начального остановочного пункта в 06 часов 50 минут, 09 часов 00 минут и по маршруту «<адрес>» в части времени отправления из начального остановочного пункта в 13 часов 30 минут, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Приказом № министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл САА от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в реестр межмуниципальные маршруты регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, отправления транспортных средств ИП КСВ по вышеуказанному маршруту «<адрес>» и «<адрес>».
Согласно пункта 7 раздела II Правил «Организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл», утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2015 г. N 748 (далее по тексту Правила), предусмотрено установление и изменение межмуниципального маршрута регулярных перевозок, согласно которому инициатор изменения межмуниципального маршрута регулярных перевозок - перевозчик представляет в уполномоченный орган при изменении расписания движения предлагаемое расписание движения в виде таблицы с указанием времени отправления транспортного средства от начального остановочного пункта (конечного остановочного пункта), согласованное с владельцами данных остановочных пунктов.
При этом, в соответствии подпунктом Б пункта 8 Правил, в случае, если разница в расписаниях меньшая, чем это указанов частях 1 и 3 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 г. N 26-З, то предлагаемое расписание движения должно быть в письменной форме согласовано инициатором с перевозчиками, осуществляющими регулярные перевозки по ранее установленным межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и (или) муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
В части 1 статьи 6 Закона № 26-З указано, что если устанавливаемый или изменяемый межмуниципальный маршрут регулярных перевозок включает в себя несколько общих остановочных пунктов с ранее установленным межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, то минимальная разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств из данных остановочных пунктов должна соответствовать значениям, установленным Правительством Республики Марий Эл.
На 10 сентября 2018 года Правительством в Республике Марий Эл такие значения минимальной разницы во времени отправления не приняты.
Также, согласно подпункта З пункта 14 Правил, основанием для отказа в установлении или изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок является, заявленный к установлению или изменению межмуниципальный маршрут регулярных перевозок совпадает с ранее установленным межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок более чем на 85 процентов своей протяженности.
Согласно реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл и договора на транспортное обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ИП КАГ осуществлял регулярные перевозки по межмуниципальному маршруту № «<адрес>» со временем отправления с начального остановочного пункта г. Йошкар-Ола в 6-59, 8-59, 12-31, 13-36, 17-18
ИП КСВ осуществлял регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам № «<адрес>», № «<адрес>», по установленному расписания отправления транспортных средств по указанным маршрутам: по маршруту «<адрес>» - из г. Йошкар-Олы: 7-29, 8-20, 1100, 15-41, из Юрино: 6-00, 12-00, 14-00, 15-00; по маршруту «<адрес>» - из <адрес>: 14-12, из <адрес>: 6-30.
Приказом № 214 от 10 сентября 2018 года, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, по заявлению КСВ, в расписание по данным маршрутам Министерством внесены изменения, и установлено время отправления: по маршруту «<адрес>» - из <адрес>: 6-50, 9-00, 11-00, 15-00, 17-00, по маршруту «<адрес>» - из Йошкар-Олы в 13-30.
Таким образом, после изменения расписания по некоторым рейсам расписание по маршрутам «<адрес>», «<адрес>» практически совпадает с расписанием по маршруту «<адрес>» рейсы:
06-59 «<адрес>» - 06-50 «<адрес>»,
08-59 «<адрес>» - 09-00 «<адрес>,
13-30 «<адрес>» - 13-36 «<адрес>»
Маршрут «<адрес>» проходит от начального остановочного пункта г<адрес> по тем же улицам, автомобильным дорогам, что и маршруты «<адрес>», «<адрес>», по всем маршрутам по пути следования находятся идентичные остановки.
При этом протяженность совпадающих маршрутов «<адрес>» - <адрес> - 208,9 км, «<адрес>» - 222,8 км., <адрес>» - 120,5 км, т.е. заявленный ИП КСВ к установлению или изменению межмуниципальный маршрут регулярных перевозок – 208,9 км и 222,8 км совпадает с ранее установленным – 120.5 км межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок на 173, 36 % и 184, 89 %, т.е. более чем на 85 процентов своей протяженности (подпункт З пункта 14 Правил)
Несмотря на то, что на 10 сентября 2019 года в Правительством Республики Марий Эл минимальная разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств из данных остановочных пунктов приняты не были (часть 1 статьи 6 Закона № 26-З), министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл издает названный приказ № и вопреки, требованию подпункта Б пункта 8 Правил, при рассмотрении заявления ИП КСВ не имело место согласование в письменной форме с ИП КАГ
Данное обстоятельство: то, что ИП КСВ и ИП КАГ не пришли к согласию по изменению расписания движения, в судебном заседании подтвердил защитник Волков Д.И.
Между тем, минимальные значения разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл были приняты Постановлением Правительства Республики Марий Эл 29.01.2020 N 19 "Об установлении значений минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл".
Вместе с тем принятым актом должностного лица согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Желонкину А.М., занимавшему должность заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, в объем правонарушения вменено нарушение должностных обязанностей выразившееся в осуществлении регулирования в сфере автомобильного и пассажирского транспорта.
Однако имеющийся в материалах дела № Должностной регламент государственного гражданского служащего Республики Марий Эл, замещающего должность заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 30 марта 2018 года, с которым Желонкин А.М. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, в перечень должностных обязанностей осуществление регулирования в сфере автомобильного и пассажирского транспорт не входит.
Данная формулировка отражена в общих положениях Должностного регламента как вид профессиональной деятельности, которым нельзя отнести к описанию предъявленного события как правонарушения.
В силу пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ, выяснению подлежит виновность лица в совершении правонарушения.
В соответствии с Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ, изменение расписания отправления транспортных средств ИП КСВ по маршруту «<адрес>» в части времени отправления из начального остановочного пункта в 06 часов 50 минут, 09 часов 00 минут и по маршруту «<адрес>» в части времени отправления из начального остановочного пункта в 13 часов 30 минут, утверждено и подписано министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл САА На Желонкина А.М., являвшегося заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, был возложен только контроль за исполнением настоящего приказа.
При описании события правонарушения в постановлении указано: - «Действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл по изменению расписания отправления транспортных средств маршрутам «<адрес>», «<адрес>» без учета времени отправления по маршруту «<адрес>» ограничивают конкуренцию на рынке пассажирских перевозок в Республике Марий Эл», нарушают требования статьи 15 Закона о защите конкуренции».
Таким образом, с момента утверждения и подписания приказа № ДД.ММ.ГГГГ состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является оконченным. И дальнейший контроль (отсутствие контроля) со стороны Желонкин А.М. за исполнением этого приказа, который мог привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции административным органом ему в правонарушение не предъявлялся, поскольку в постановлении указано: - «Объективная сторона - действия по изменению расписания отправления транспортных средств по маршрутам «<адрес>», «<адрес>» без учета времени отправления по маршруту «<адрес>» ограничивают конкуренцию на рынке пассажирских перевозок в Республике Марий Эл».
Вместе с этим, в силу пункта 11 "Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл", утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ №, министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
Довод заявителя о том, что за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ ответственным является начальник отдела транспортного комплекса Министерства КСА, не может быть принять, поскольку не относится к предмету судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что в действиях Желонкина А.М. отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи 14.9 КоАП РФ, поскольку он не является субъектом данного правонарушения, и, следовательно, у Марийского УФАС не имелось юридических основании для привлечения его к административной ответственности.
Согласно статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ о признании Желонкин А.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ и назначение ему административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей – отменить и производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Р.Я. Сабирьянов