Дело №2-884(2011)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2011год г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,
с участием прокурора Филипповой Л.Я.,
при секретаре Усковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Клюшникова М.Е. к Администрации г.Ачинска Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах Клюшникова М.Е. обратился в суд с иском к Администрации г. Ачинска о предоставлении жилого помещения. Исковые требования мотивировал тем, что Клюшников М.Е. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы г.Ачинска от 17.06.1994 г. над ним установлена опека, при этом жилье за сиротой закреплено не было. После отмены опеки Клюшников М.Е. был помещен в детский дом на полное государственное обеспечение, где находился до 01.09.1999 года. 13.06.2001 года он был переведен в МУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С 29.08.2008 года по 02.07.2010 года Клюшников М.Е. обучался в КГБОУ НПО «ПЛ №46» на полном государственном обеспечении. За все это время органами опеки и попечительства Клюшников М.Е. на учет по вопросу обеспечения жилья поставлен не был. В настоящее время он живет у знакомых, жильем не обеспечен. В связи с чем, Ачинский межрайонный прокурор просит обязать Администрацию города Ачинска представить Клюшникову М.Е. за счет средств краевого бюджета на территории г.Ачинска на условиях социального найма изолированное, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям данного населённого пункта (л.д. 2-4).
Представитель процессуального истца – помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. пояснила в судебном заседании, что исковые требования поддерживает, просит обязать Администрацию г. Ачинска предоставить Клюшникову М.Е. квартиру за счет средств краевого бюджета на территории г.Ачинска на условиях социального найма. В нарушение действующего законодательства Клюшников М.Е. опекунами на учет для получения жилья поставлен не был, его обращения в администрацию остались без внимания, что не лишает его права в настоящее время требовать предоставления такого жилья.
В судебное заседание истец Клюшников М.Е. не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Ранее в судебном заседании 17.03.2011 года пояснял, что он проживал в квартире бабушки. Когда родителей лишили родительских прав, его забрали в детский дом, после окончании школы учился в ПЛ- № 46, окончил в 2010 году, в настоящее время работает, живет у знакомых на квартире. О своих родственниках он ничего не знает, ходил туда, где ранее проживали, но там живут другие люди. Пытался обратиться в администрацию по вопросу жилья, но ему ничего не ответили, поэтому пошел в прокуратуру.
Представитель ответчика Администрации г. Ачинска Тютикова О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена, согласно представленного письменного отзыва исковые требования не признает, поскольку не представлены документы, перечисленные в Указе Губернатора, необходимые для постановки на учет: копии правоустанавливающих документов на жилое помещение по месту проживания ребенка и его родителей, справка УФРС по Красноярскому краю о регистрации прав на недвижимость с участием ребенка и его родителей, такие же документы на родных братьев (л.д.35-36).
Представитель третьего лица Министерства образования и науки администрации Красноярского края Попова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, согласно отзыву исковые требования не признала, ссылаясь также на отсутствие документов, перечисленных в Указе Губернатора, необходимых для постановки на учет, а также на то, что Клюшников М.Е. с заявлением о постановке его на учет в Министерство образования и науки администрации Красноярского края не обращался, в связи с чем, его право Клюшникова М.Е. не нарушено (л.д.30-32).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования, предъявленные к Администрации г. Ачинска о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев.
Частью 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилым помещением.
Из Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти.
В соответствии с требованиями ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещенийдетям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, с последующими изменениями и дополнениями на 05.03.2010 г., утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения (далее - Положение), согласно которому указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с п.3,4 Приложения 4 данного Указа Губернатора края, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено жилой площадью не ниже нормы предоставления жилой площади, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору найма.
В соответствии с требованиями ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Кроме того, согласно ст. 17 ФЗ «О защите прав ребенка» предоставляемое жилое помещение должно быть размером не ниже установленных социальных норм. Согласно Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», исполнительные органы местного самоуправления районов и городских округов края наделены в 2010 году государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения. В приложении № 1 к закону среди перечня уполномоченных исполнительных органов местного самоуправления, значится и город Ачинск.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец Клюшников М.Е. остался без попечения родителей в 1994 году, поскольку его мать Клюшникова Т.В. и отец Клюшников Е.Н. по решению Ачинского городского суда от 02 июня 1994 года были лишены родительских прав в отношении истца и его братьев: Клюшникова П.Е., Клюшникова Н.Е. (л.д.10-11). Их отец – Клюшников Е.Н. умер 31.10.2005 года (л.д.8).
Постановлением Администрации г.Ачинска от 17.06.1994 года попечителем Клюшникова П.Е., Клюшникова Н.Е., Клюшникова М.Е. была назначена их бабушка Естекбаева В.Т. На Клюшниковых были распространены льготы и нормы материального обеспечения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г. (л.д.12). Жилье за сиротой закреплено не было.
На момент утраты родительского попечения Клюшников М.Е. был зарегистрирован по месту жительства родителей, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.20). Данная квартира являлась собственностью Естекбаевой В.Т., Естекбаева М. на основании договора о безвозмездной передачи жилья в собственность от 30.10.1992 года (л.д.19).
С момента утраты родительского попечения истец постоянно проживал в указанной квартире со своим попечителем Естекбаевой В.Т., однако 25.06.1996 года он был снят с регистрационного учета (л.д.20).
Постановлением Администрации г.Ачинска от 23.10.1996 года, в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей Естекбаева В.Т. была отстранена от исполнения опекунских обязанностей, дети были переданы на полное государственное обеспечение (л.д.13).
Оставшаяся проживать в квартире Естекбаева В.Т. продала ее 24.07.2006 года (л.д.22).
После отмены опеки Клюшников М.Е. был помещен в детский дом на полное государственное обеспечение, где находился до 01.09.1999 года, что подтверждается справкой директора КГОУ «Ачинский детский дом» (л.д.14).
Постановлением Администрации г.Ачинска от 13.06.2001 года он был переведен в МУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полное государственное обеспечение (л.д.15).
С 01.09.2008 года по 02.07.2010 года Клюшников М.Е. обучался в КГБОУ НПО «ПЛ №46» на полном государственном обеспечении (л.д.9).
За все это время органами опеки и попечительства Клюшников М.Е. на учет по вопросу обеспечения жилья поставлен не был. Согласно справки Администрации г.Ачинска от 30.06.2008 года Клюшникову М.Е. с момента утраты родительского обеспечения жилое помещение на условиях социального найма не предоставлялось (л.д.23). В собственности у Клюшникова М.Е. также жилья не имеется (л.д.25,55).
В настоящее время Клюшников М.Е. также никакого жилья не имеет, зарегистрирован в жилом помещении по месту пребывания (л.д.7), на учете в качестве нуждающегося не состоит (л.д.36).
Представитель третьего лица, возражая против иска, ссылается, в том числе и на то обстоятельство, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не обращался с заявлением о постановке его на учет.
По мнению суда, отсутствие доказательств постановки истца на учет, обращения его с таким заявлением в настоящее время не может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных к Администрации г. Ачинска требований истца, имеющего право на внеочередное получение жилья, и не освобождает ответчика от обязанности предоставить истцу жилое помещение при его обращении в суд с таким требованием.
Также не имеет правового значения отсутствие в деле документов, предусмотренных Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года, в том числе в отношении его родных братьев.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав вышеизложенные нормы права, учитывая, что на момент утраты родительского попечения истец проживал на территории города Ачинска, и учитывая требования п. 2 и п. 5 Положения о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, согласно которому обязанность по приобретению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края, и жилые помещения предоставляются по договору найма по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения – суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования, предъявленные к Администрации города Ачинска, обязать Администрацию г. Ачинска Красноярского края предоставить истцу на условиях договора социального найма изолированную благоустроенную квартиру на территории города Ачинска, соответствующую норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края предоставить Клюшникову М.Е. на условиях договора социального найма изолированную благоустроенную квартиру на территории города Ачинска Красноярского края, соответствующую норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 – дневный срок путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья Матушевская Е.П.