2-5178/16 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2016 года суд Центрального района города Воронежа, в составе:
председательствующего судьи: Парадовской В.В.,
при секретаре: Никулиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихоненко 1ИО к Тихоненко 2ИО, Администрации городского округа город Воронеж об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Тихоненко 1ИО. обратилась в суд с иском к Тихоненко 2ИО, Администрации городского округа город Воронеж, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (с учетом уточнений) об установлении факта принятия Тихоненко 1ИО после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследства – гаража № в лит. Г8 общей площадью 22,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на дворовой территории <адрес>, кадастровый № (ранее - гараж № в гаражно-строительном кооперативе «<данные изъяты>» по <адрес> № в городе <адрес>), о признании за Тихоненко 1ИО право собственности в порядке наследования на гараж № в лит. Г8 общей площадью 22,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на дворовой территории <адрес>, кадастровый № (ранее - гараж № в гаражно-строительном кооперативе «<данные изъяты>» по <адрес> № в городе <адрес>), ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3. Завещание умершим оставлено не было. Истец Тихоненко 1ИО приходилась умершему супругой, по закону является наследником первой очереди. Другим наследником первой очереди является ее сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Тихоненко 2ИО от принятия наследства после смерти отца ФИО3 отказался в пользу истца.
На день смерти ФИО3, у него в собственности находился гараж № в гаражно-строительном кооперативе «Звездочка», расположенный по адресу: <адрес>, позднее поставленный на кадастровый учет под номером № как гараж № в лит. Г8 на дворовой территории <адрес>. Право собственности ФИО3 на гараж № по адресу: <адрес>, на дворовой территории <адрес>, кадастровый № (ранее - гараж № в ГСК «<данные изъяты>») подтверждается регистрационным удостоверением, выданным БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за № на основании Постановления Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. На момент смерти ФИО3 ГСК «<данные изъяты>» был ликвидирован.
В установленном действующим законодательстве порядке и сроки истец обратилась в нотариальную контору с целью получения свидетельства о праве на наследство по закону, однако получила отказ, в связи с неоформлением гаража в установленном действующим законодательстве порядке и отсутствием сведений о нем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. При жизни право собственности на указанный гараж ФИО3 не успел оформить. После смерти ФИО3 истцом были приняты вещи, являющиеся собственностью наследодателя, в том числе и вещи из домашней утвари, т.е. истец своими действиями фактически принял наследство. С момента смерти ФИО3 истица несла расходы по содержанию гаража, ремонтировала его за счет личных денежных средств.
Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 28.11.2016 года, занесенным в протокол предварительного судебного заседания, из числа ответчиков исключено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Истец Тихоненко 1ИО. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем имеется заявление.
В судебное заседание представитель истца Тихоненко 1ИО., действующая на основании доверенности Полянских Н.Н., заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующий на основании доверенности Солтанов М.Ш., исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.
Ответчик Тихоненко 2ИО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, причина неявки признана судом неуважительной.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, причина неявки признана судом неуважительной.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное разбирательство не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
На основании пояснений лиц, участвующих в деле, представленных суду письменных доказательств, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем отделом ЗАГС <адрес> по регистрации смерти составлена запись акта о смерти за №, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, серии № (л.д. 6). Завещание умершим оставлено не было.
После смерти ФИО3 открылось наследство на имущество - гараж № в лит. Г8, расположенный по адресу: <адрес>, на дворовой территории <адрес>.
На день смерти ФИО3, у него в собственности находился гараж № в гаражно-строительном кооперативе «Звездочка», расположенный по адресу: <адрес>, позднее поставленный на кадастровый учет под номером № как гараж № в лит. Г8 на дворовой территории <адрес> (л.д. 13).
Право собственности ФИО3 на гараж № по адресу: <адрес>, на дворовой территории <адрес>, кадастровый № (ранее - гараж № в ГСК «<данные изъяты>») подтверждается регистрационным удостоверением, выданным БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за № на основании Постановления Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Согласно справке БТИ <адрес>, гараж имеет площадь 22,9 кв.м., инвентарный № (бывш. 156) (л.д. 10). На момент смерти ФИО3 ГСК «Звездочка» был ликвидирован.
Как следует из пояснений истца, при жизни право собственности на указанный гараж ФИО3 не успел оформить. Данные обстоятельства никем не опровергаются.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
В силу ст. ст. 128, 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось. Гражданское законодательство рассматривает наследство как единое целое. Поэтому оно может быть принято каждым наследником лишь как единое целое: не требуется принимать наследство в отношении каждой отдельной вещи, каждого в отдельности права или каждой обязанности, входящих в состав имущества умершего.
В соответствии с требования ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Пунктом 1 ст. 1153 ГК РФ предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Истец Тихоненко 1ИО приходилась умершему супругой, что следует из свидетельства о заключении брака (л.д. 7), которая по закону является наследником первой очереди. Другим наследником первой очереди является ее сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Тихоненко 2ИО от принятия наследства после смерти отца ФИО3 отказался в пользу истца.
Таким образом, наследником по закону имущества ФИО3 после его смерти является его супруга Тихоненко 1ИО..
ДД.ММ.ГГГГ Тихоненко 1ИО. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследуемого имущества (л.д. 33).
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ нотариуса нотариального округа <адрес> ФИО4 в выдаче свидетельств о праве на наследство по закону после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на гараж № в лит. Г8, расположенного по адресу: <адрес>, на дворовой территории <адрес>, отказано, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие право собственности наследодателя на вышеуказанный объект недвижимости (л.д. 67).
Как установлено судом, ФИО3 при жизни владел, пользовался и распоряжался своим имуществом - гаражом № в лит. Г8 общей площадью 22,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на дворовой территории <адрес>, кадастровый № (ранее - гараж № в гаражно-строительном кооперативе «<данные изъяты>» по <адрес> № в городе <адрес>).
Таким образом, ФИО3 являлся собственником спорного гаража по день смерти.
После смерти ФИО3 истцом были приняты вещи, являющиеся собственностью наследодателя, в том числе и вещи из домашней утвари, т.е. истец своими действиями фактически приняла наследство. С момента смерти ФИО3 истица несла расходы по содержанию гаража, ремонтировала его за счет личных денежных средств.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование истца об установлении факта принятия наследства подлежит удовлетворению. Установление данного факта необходимо истцу для оформления наследственных прав на имущество после смерти ФИО3.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.
Статьей 219 ГКРФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В абзаце 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что наследодатель при жизни не зарегистрировал в ЕГРП право собственности на спорный гараж, суд считает, что исковые требования Тихоненко 1ИО. о признании права собственности на гараж № в лит. Г8 общей площадью 22,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на дворовой территории <адрес>, кадастровый № (ранее - гараж № в гаражно-строительном кооперативе «<данные изъяты>» по <адрес> № в <адрес>) в порядке наследования после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Тихоненко 1ИО к Тихоненко 2ИО, Администрации городского округа город Воронеж об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.
Установить факт принятия Тихоненко 1ИО после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследства – гаража № в лит. Г8 общей площадью 22,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на дворовой территории <адрес>, кадастровый № (ранее - гараж № в гаражно-строительном кооперативе «<данные изъяты>» по <адрес>).
Признать за Тихоненко 1ИО право собственности в порядке наследования на гараж № в лит. Г8 общей площадью 22,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на дворовой территории <адрес>, кадастровый № (ранее - гараж № в гаражно-строительном кооперативе «<данные изъяты>» по <адрес>).
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через суд, принявший решение.
Судья /подпись/ Парадовская В.В.
Решение в окончательной форме принято судом 26.12.2016 года.