Решение по делу № 33-5692/2024 от 02.05.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

председательствующий судья суда первой инстанции Родькина Л.А. (дело № 2-1633/2023)

УИД 91RS0024-01-2022-003292-61

судья-докладчик суда апелляционной инстанции Пономаренко А.В. (№33-5692/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июня 2024 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи    Пономаренко А.В.,

судей                        Буровой А.В., Каменьковой И.А.,

при секретаре                Гаук А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Ялты Республики Крым в интересах Скориковой Анны Алексеевны к администрации г. Ялта Республики Крым, Министерству финансов Республики Крым, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство финансов Российской Федерации, о предоставлении благоустроенного жилого помещения, понуждении выполнить определенные действия,

по апелляционной жалобе Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

заместитель прокурора г. Ялты Республики Крым в интересах Скориковой А.А. обратился в суд с указанным иском, в котором с учетом дальнейших уточнений заявленных требований (Т. 1 л.д. 59-62) просит возложить на Министерство финансов Республики Крым обязанность предоставить в бюджет муниципального образования городской округ Ялта субвенцию из бюджета Республики Крым на приобретение жилья для члена семьи умершего (погибшего) инвалида Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий – Скориковой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; возложить на администрацию г. Ялта Республики Крым обязанность предоставить Скориковой А.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, из расчета обшей площади жилья 36 кв. м.

В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Ялты Республики Крым проведена проверка по обращению Скориковой А.А., в ходе которой установлено, что решением исполнительного комитета Массандровского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ Скорикова А.А. поставлена на квартирный учет, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, однако до настоящего времени жильем не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище.

Заочным решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования заместителя прокурора г. Ялты Республики Крым в интересах Скориковой А.А. удовлетворены.

На Министерство финансов Республики Крым возложена обязанность предоставить в бюджет муниципального образования городской округ Ялта субвенцию из бюджета Республики Крым на приобретение жилья для члена семьи умершего (погибшего) инвалида Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий – Скориковой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность предоставить члену семьи умершего (погибшего) инвалида Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий – Скориковой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, из расчета обшей площади жилья 36 кв. м.

Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ указанное заочное решение суда отменено на основании заявления Министерства финансов Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым привлечено к участию в деле в качестве соответчика (Т. 1 л.д. 132-133).

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования заместителя прокурора г. Ялты Республики Крым в интересах Скориковой А.А. удовлетворены частично.

На администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность предоставить члену семьи умершего (погибшего) участника Великой Отечественной войны – Скориковой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное (применительно к условиям муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым) жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым общей площади жилого помещения не менее 36 кв. м.

На Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым возложена обязанность предоставить в бюджет муниципального образования городской округ Ялта субвенцию из бюджета Республики Крым на приобретение жилья для члена семьи умершего (погибшего) участника Великой Отечественной войны – Скориковой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Указано, что решение суда подлежит исполнению в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с решением суда, ответчик Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит судебное постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, заявленных заместителем прокурора г. Ялты Республики Крым в интересах Скориковой А.А. к данному Министерству, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывал на то, что Скорикова А.А. не была включена Министерством труда и социальной зашиты Республики Крым в Сводный список на предоставления жилья в 2023 году, в адрес Министерства документы о ней не поступали, в связи, с чем отсутствуют законное основание для выделения Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, как главным распорядителем бюджетных средств, субвенций из бюджета Республики Крым на предоставление денежной выплаты Скориковой А.А. на приобретение жилого помещения по договору социального найма, поскольку повлечет нецелевое использование бюджетных средств.

Возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Ответчик администрация г. Ялта Республики Крым решение суда первой инстанции не обжаловала.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика администрации г. Ялта Республики Крым и третьих лиц не явились, были извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали, в связи с чем, на основании положений ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело без их участия.

Согласно требованиям Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о назначенном судебном заседании по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.

Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя ответчика Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым Куцовой К.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Скориковой А.А., прокурора Ислямовой М.В. против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Скорикова (до брака – ФИО1) А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась дочерью ФИО1, убитого ДД.ММ.ГГГГ на фронте во время Великой Отечественной войны (л.д. 69-70).

На основании решения исполнительного комитета Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Скорикова А.А. поставлена на квартирный учет, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий (л.д. 7).

Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, Скорикова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: Республика Крым, <адрес> (л.д. 6).

В указанном жилом помещении также зарегистрированы и проживают: дочь истца ФИО11 – с 1990 года, внук истца Скориков А.А. – с 1992 года (л.д. 9).

Согласно информации, предоставленной ГУП РК «Крым БТИ» ДД.ММ.ГГГГ, данная квартира принадлежит на праве собственности за Скориковой А.А., ФИО11, Скорикову А.А. на основании свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53).

Из материалов дела, в том числе выписки из ЕГРН, справки ГЖЭО «Массандра» усматривается, что вышеуказанная квартира является однокомнатной, имеет общую площадь 39,3 кв. м (л.д. 9, 51-52).

Обращаясь в суд с настоящим иском в интересах Скориковой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заместитель прокурора г. Ялты Республики Крым ссылался на то, что истец относится к категории граждан, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с действующим законодательством, однако до настоящего времени жильем не обеспечена, чем нарушены ее права.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Порядка и условий предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, жилья в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 февраля 2018 года №94 (далее – Порядок №94), возложил на администрацию г. Ялта Республики Крым обязанность предоставить Скориковой А.А., как члену семьи умершего (погибшего) участника Великой Отечественной войны жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым общей площади жилого помещения не менее 36 кв. м.

Одновременно суд первой инстанции возложил на Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, как главного распорядителя бюджетных средств, обязанность предоставить в бюджет муниципального образования городской округ Ялта субвенцию из бюджета Республики Крым на приобретение жилья истцу Скориковой А.А., установив срок исполнения решения суда в указанной части – 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.Решение в части удовлетворения исковых требований к администрации г. Ялта Республики Крым сторонами не обжалуется и судебной коллегией в отсутствие соответствующих доводов апелляционной жалобы ответчика Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется, поскольку апелляционная инстанция связана доводами апелляционной жалобы стороны ответчика.

Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, которое определяется характером спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений ст. 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.

Оспаривая решение суда первой инстанции, ответчик Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым ссылался на то, что порядок предоставления Министерством, как главным распорядителем бюджетных средств, денежных средств на приобретение жилья истцу регламентирован Порядком №94, и возложение на Министерство обязанности по предоставлению в бюджет муниципального образования городской округ Ялта субвенций в ином порядке повлечет нецелевое использование бюджетных средств.

Проверив решение суда первой инстанции по вышеизложенным доводам апелляционной жалобы Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 3 Порядка №94 предоставление гражданам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», жилья в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым за счет средств субвенций на реализацию отдельных государственных полномочий из бюджета Республики Крым за счет средств, поступающих из федерального бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Главным распорядителем средств субвенций является Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (п. 4 Порядка №94).

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе орган местного самоуправления (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (п. 4 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Такой порядок в рассматриваемых правоотношениях закреплен разделом ІІ Порядка №94.

Так, согласно п. 8 Порядка №94, органы местного самоуправления в период с 01 по 10 июня и с 01 по 10 декабря года, предшествующего планируемому, формируют списки указанных в пункте 2 настоящего Порядка категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на обеспечение жильем, изъявивших желание получить его в планируемом году, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

Списки и документы подаются одновременно органами местного самоуправления в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым не позднее 10 июня и не позднее 10 декабря года, предшествующего планируемому (п. 10 Порядка №94).

В соответствии с п. 11 Порядка №94, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым рассматривает представленные органами местного самоуправления списки и документы в части определения статуса граждан на соответствие требованиям соответствующих федеральных законов.

Не позднее 30 июня и не позднее 30 декабря года, предшествующего планируемому, Министерством труда и социальной защиты Республики Крым формируются и утверждаются в установленном ниже порядке Сводные списки по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку и направляются в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в течение пяти рабочих дней со дня их утверждения.

Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в течение пяти рабочих дней со дня получения от Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Сводных списков доводит до органов местного самоуправления выписки из Сводных списков.

С учетом вышеизложенного, понуждение Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Указанное соотносится с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 декабря 2023 года №18-КГ23-195-К4.

Учитывая вышеизложенное, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым обязанности предоставить в бюджет муниципального образования городской округ Ялта субвенцию из бюджета Республики Крым, а также в части установления срока исполнения решения суда в силу положений ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых заместителя прокурора г. Ялты Республики Крым в интересах Скориковой А.А. к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.

В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым обязанности предоставить в бюджет муниципального образования городской округ Ялта субвенцию из бюджета Республики Крым, а также в части установления срока исполнения решения суда отменить, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Ялты Республики Крым в интересах Скориковой Анны Алексеевны к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым – отказать.

В остальной части решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.

Председательствующий судья:

Судьи:

33-5692/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Скорикова Анна Алексеевна
Заместитель прокурора г. Ялты Мерзляков И.В.
Ответчики
Администрация города Ялта Республики Крым
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым
Министерство Финансов Республики Крым
Другие
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым
Министерство финансов Российской Федерации
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
02.05.2024Передача дела судье
30.05.2024Судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
10.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2024Передано в экспедицию
27.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее