Решение по делу № 3а-333/2021 от 27.08.2021

Дело № 3а-333/2021

                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2021 года                             г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кононенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Маркиной Лидии Александровны к Министерству имущества Челябинской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

Маркина Л.А. обратилась в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущества Челябинской области, в котором просит:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 464 520 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 354 200 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 385 600 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 399 510 рубля по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 375 838 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 292 050 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 267 120 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 322 715 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 322 715 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 267 120 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 248 920 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 264 990 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 137 340 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 216 720 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 216 720 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником указанных земельных участков. Приказом Министерства имущества Челябинской области № 163-П утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земельных участков. Вновь установленная кадастровая стоимость земельных участков от 260% до 415% превышает рыночную стоимость земельных участков, установленную отчетом об оценке.

Определением Челябинского областного суда от 30 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Росреестра по Челябинской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Челябинской области», ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области», администрация Еткульского муниципального района Челябинской области, администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области, администрация Троицкого муниципального района Челябинской области, администрация Уйского муниципального района Челябинской области, администрация Октябрьского муниципального района Челябинской области, администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области.

Участники процесса в судебное заседание не явились при надлежащем извещении о дате и времени судебного разбирательства.

Представитель Управления Росреестра по Челябинской области в письменном мнении полагал, что административные исковые требования могут быть удовлетворены в случае предоставления необходимых и допустимых доказательств по делу.

Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 245 КАС РФ, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. На административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , , , , , , , , , (том 2 л.д. 52-105).

На основании статьи 388 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком земельного налога. При этом в соответствии со статьей 390-391 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанных земельных участков определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

Действующие результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены приказом Министерства имущества Челябинской области от 24 октября 2019 года № 163-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков категорий «Земли сельскохозяйственного назначения», «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», «Земли водного фонда», расположенных на территории Челябинской области».

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года составила: с кадастровым номером - 1 573 880 рублей, с кадастровым номером – 1 469 600 рублей, с кадастровым номером – 1 388 160 рублей, с кадастровым номером – 1 384 830 рублей, с кадастровым номером – 1 347 833 рубля 76 копеек, с кадастровым номером – 1 019 520 рублей, с кадастровым номером – 879 800 рублей, с кадастровым номером – 846 564 рубля, с кадастровым номером – 846 564 рубля, с кадастровым номером – 834 220 рублей, с кадастровым номером – 786 940 рублей, с кадастровым номером – 620 730 рублей, с кадастровым номером – 563 220 рублей, с кадастровым номером – 562 800 рублей, с кадастровым номером – 562 800 рублей (том 2 л.д. 3-17).

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости.

Поскольку сведения об оспариваемых кадастровых стоимостях внесены в Единый государственный реестр недвижимости в 2020 году, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена указанным выше актом, не пропущен.

Как указывается в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Часть 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» содержит аналогичные требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Таким образом, заявленные требования могут быть удовлетворены в отношении земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года.

В силу статей 62, 70, части 5 статьи 247 КАС РФ при разрешении административного дела об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.

В подтверждение заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 10-ОЦ-82/2021, выполненный оценщиком ООО «Сарона Групп» Виньковым А.Ю.. Виньков А.Ю. является членом СРО «Экспертный совет», имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, ответственность застрахована договором обязательного страхования ответственности оценщика, полис АО «АльфаСтрахование» № 8191R/776/00263/20.

Согласно данному отчету об оценке, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года составила: с кадастровым номером - 464 520 рублей; с кадастровым номером - 354 200 рублей; с кадастровым номером - 385 600 рублей; с кадастровым номером - 399 510 рубля; с кадастровым номером - 375 838 рублей; с кадастровым номером составила 292 050 рублей; с кадастровым номером - 267 120 рублей; с кадастровым номером - 322 715 рублей; с кадастровым номером - 322 715 рублей; с кадастровым номером - 267 120 рублей; с кадастровым номером - 248 920 рублей; с кадастровым номером - 264 990 рублей; с кадастровым номером - 137 340 рублей; с кадастровым номером - 216 720 рублей; с кадастровым номером - 216 720 рублей (том 1 л.д. 8-258).

Принимая отчет об оценке в качестве достоверного и допустимого доказательства, суд исходит из того, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим специальное высшее образование, необходимый стаж экспертной работы, а также содержит все необходимые сведения: описание объекта оценки, анализ рынка и ценообразующих факторов, анализ наиболее эффективного использования, описание процесса оценки, расчеты и результаты определения рыночной стоимости земельных участков.

Из отчета об оценке № 10-ОЦ-82/2021 следует, что для расчета рыночной стоимости объектов оценки оценщик использовал сравнительный подход с методом сравнения продаж. Отказ от использования других подходов оценщиком мотивирован.

При сравнительном подходе оценщиком проанализированы 27 предложений о продажах земельных участков, расположенных в Челябинской области, выбрано 7 объектов-аналогов.

Сведения о выбранных объектах - аналогах приведены в таблицах 64-65 и подтверждены скриншотами архива объявлений с предложениями о продажах земельных участков с указанием всей необходимой информации, в том числе категории земель, даты предложений, площади и места расположения земельных участков, данных о коммуникациях, о стоимости, а также источники информации, что обеспечивает проверяемость проведенного исследования.

Сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта - аналога оценщик провел по 14 элементам сравнения, применены необходимые корректировки, каждая из которых оценщиком обоснована.

Выводы оценщика основаны на подробном исследовании, мотивированы и ясны, соответствуют требованиям законодательства, позволяют с достоверностью установить рыночную стоимость земельных участков.

Со стороны административного ответчика доказательств, опровергающих правильность выводов оценщика либо позволяющих усомниться в их правильности, отвечающих требованиям статей 59, 60, 61 КАС РФ, представлено не было. Размер рыночной стоимости земельных участков подтвержден вышеуказанным отчетом, участвующими в деле лицами не оспорен. В порядке статьи 77 КАС РФ о назначении экспертизы лица, участвующие в деле, не заявили.

На основании изложенного, у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов, содержащихся в отчете об оценке рыночной стоимости.

Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ представленные административным истцом доказательства рыночной стоимости земельных участков, суд находит их достоверными, отвечающими принципам обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом существенных нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки и правилами оценочной деятельности не установлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость на ту же дату, требования административного истца, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих требований полученные в предусмотренном законом порядке относимые, допустимые и достаточные доказательства, не доверять которым оснований не имеется, подлежат удовлетворению, кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков подлежит установлению в размере их рыночной стоимости.

Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 27 августа 2021 года – дату обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Маркиной Лидии Александровны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 196 000 кв.м., <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере рыночной стоимости 464 520 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 220 000 кв.м., <адрес>, в размере рыночной стоимости 354 200 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 241 000 кв.м., <адрес>, в размере рыночной стоимости 385 600 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 207 000 кв.м., <адрес>, в размере рыночной стоимости 399 510 рубля по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 215 999 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 375 838 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 177 000 кв.м., <адрес>, в размере рыночной стоимости 292 050 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 106 000 кв.м., <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере рыночной стоимости 267 120 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 150 100 кв.м., <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере рыночной стоимости 322 715 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 150 100 кв.м., <адрес> <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере рыночной стоимости 322 715 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 106 000 кв.м., <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере рыночной стоимости 267 120 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 98 000 кв.м., <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере рыночной стоимости 248 920 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 121 000 кв.м., <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере рыночной стоимости 264 990 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 63 000 кв.м., <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере рыночной стоимости 137 340 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 84 000 кв.м., <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере рыночной стоимости 216 720 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 84 000 кв.м., <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере рыночной стоимости 216 720 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Датой подачи заявления считать 27 августа 2021 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий                    Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2021 года

3а-333/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Маркина Лидия Александровна
Ответчики
Министерство имущества Челябинской области
Другие
Администрация Еткульского муниципального района Челябинской области
администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области
Управление Росреестра по Челябинской области
ОГБУ "ГосКадОценка по Челябинской области"
Администрация Уйского муниципального района Челябинской области
Администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области
Администрация Троицкого муниципального района Челябинской области
Администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области
Администрация Октябрьского Муниципального района Челябинской области
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Феофилова Людмила Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
27.08.2021Регистрация административного искового заявления
27.08.2021Передача материалов судье
30.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее