Решение по делу № 2-1676/2023 от 24.04.2023

    Дело № 2-1676/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    26 сентября 2023 года                                   г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи                    Богаевской Т.С.,

при помощнике судьи                                 ФИО4

с участием представителя истца                   ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя, ЗАО «С. Перовской» о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

    ФИО2 обратилась с исковым заявлением, которым просит суд признать за ней право собственности на земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <данные изъяты>, кадастровый , ранее присвоенный кадастровый ( далее по тексту спорный земельный участок).

Исковое заявление мотивировано тем, что истцу принадлежит на праве собственности спорный земельный участок на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок Серии ЯИ , выданного на основании распоряжения Севастопольской городской администрации от <данные изъяты> года -р.

Истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя для оказания государственной услуги – государственная регистрация прав в отношении земельного участка, как ранее учтённого, посредствам подачи документов через Государственное автономное учреждение «Цифровой Севастополь – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе».

Вместе с соответствующим заявлением был предоставлен оригинал государственного акта на земельный участок, все необходимые документы подтверждающие право собственности на земельный участок, решения судов, удостоверяющих законность принятых распоряжений, на основании которых за ФИО2 было зарегистрировано соответствующее право собственности.

Однако, Истцом был получен отказ в государственной регистрации прав. Причиной отказа было указано то, что согласно п. 2 ст. 6.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» (далее – Закон г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС), акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после ДД.ММ.ГГГГ и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.

В дальнейшем истец повторно неоднократно обращалась для государственной регистрации ранее учтённых прав на земельный участок, однако каждый раз получала отказ в предоставлении запрашиваемой услуги.

В судебное заседание истец не явилась, о дате и месте рассмотрения гражданского дела извещалась надлежащим образом, направила в суд представителя для защиты своих интересов.

Представитель истца ФИО6 исковые требования поддержал в полном объёме, просил суд их удовлетворить по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика и представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причин неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

Представителем ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя ФИО5 представлены возражения на исковые требования ФИО2, в которых представитель ответчика просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.

Возражения мотивированы тем, что передача земельного участка в собственность ФИО2 была осуществлена незаконно, в нарушение требований законодательства Украины, действующего в тот момент.

По мнению представителя ответчика, распоряжение Севастопольской городской государственной администрации является ничтожным, поскольку принято органом государственной власти, не имевшим право распоряжаться землями территориальной громады г. Севастополя, тем более в пределах населённого пункта. Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности помимо воли собственника земельного участка – г. Севастополя в лице Севастопольского городского совета, и при отсутствии согласия ЗАО «С. Перовской», которому спорный земельный участок был предоставлен на праве постоянного пользования.

При этом, представитель ответчика указывает на то, что в соответствии с п. 2 ст. 6.1 Закона г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после ДД.ММ.ГГГГ и несвязанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.

По мнению представителя ответчика, распоряжение о передаче ФИО2 земельного участка не является документом, устанавливающим наличие и/или возникновение права собственности на спорный земельный участок.

Кроме того, в соответствии с ранее высказанной позицией представителя третьего лица – ЗАО «С. Перовской», спорный земельный участок принадлежит ЗАО «С. Перовской» поскольку у него имеется акт постоянного землепользования, полученный в установленном порядке и ни кем не оспоренный, а государственный акт о праве собственности на земельный участок был получен ФИО2 в нарушение действующего на тот момент законодательства государства Украина.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), учитывая мнения явившегося в судебное заседание представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, и представителей третьих лиц.

Заслушав мнение участников судебного разбирательства, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 35 Конституции Российской Федерации установлено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Частью 1 статьи 36 Конституции РФ предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Судом установлено, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдан государственный акт серии ЯИ на право собственности на земельный участок площадью 14,6539 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <данные изъяты> для ведения личного крестьянского хозяйства( л.д. 21).

В соответствии со ст. 116 Земельного кодекса Украины (далее – ЗК Украины) граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определённых настоящим кодексом, или по результатам аукциона.

Положениями ч. 6-9 ст. 118 ЗК Украины определён порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами, согласно которому граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочный размер. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка.

Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и даёт разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.

Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующее разрешение (лицензию) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подаётся Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская и Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Право собственности ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <данные изъяты>, было зарегистрировано в установленном законом порядке регистрирующим органом государства Украина на территории г. Севастополя.

На момент осуществления регистрации права собственности за ФИО2 на спорный земельный участок регистрирующий орган не усмотрел оснований для отказа в государственной регистрации, и её право собственности на земельный участок было признано государством Украина.

Указанное обстоятельство подтверждает, что при передаче Истцу земельного участка в собственность не были нарушены права третьих лиц на него. Как следует из материалов дела, право собственности истца на спорный земельный участок не оспорено, ответчиком, третьими лицами таких требований в настоящем деле не заявлено

Учитывая изложенное, доводы представителя ответчика о том, что передача земельного участка в собственность ФИО2 была осуществлена незаконно, в нарушение требований законодательства Украины, действующего в тот момент на территории г. Севастополя, помимо воли собственника земельного участка, суд считает несостоятельными.

Сам по себе факт приобретения спорного земельного участка на основании решения органа публично-правового образования, принятого с превышением компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, при наличии зарегистрированного права собственности подтвержденного документом, выданным государственным органом, не может являться доказательством незаконного приобретения ФИО2 права собственности на спорный земельный участок.

В период, относящийся к предоставлению спорного земельного участка, имела место неопределённость в разграничении компетенции органа государственной власти – Севастопольской городской государственной администрации и Севастопольского городского совета, по вопросу распоряжения землями г. Севастополя. Однако, подобного рода неопределённость относительно компетенции государственных органов и органов местного самоуправления, а также относительно порядка предоставления земельных участков, само по себе не означает, что данное имущество было утрачено собственником помимо его воли.

Кроме того, нарушение порядка предоставления земельного участка гражданину государственными или муниципальными органами, порядка издания, регистрации и хранения документов, ведения делопроизводства само по себе не означает выбытие имущества из владения помимо воли собственника.

ДД.ММ.ГГГГ подписан и ДД.ММ.ГГГГ ратифицирован Договор между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, с даты подписания которого <адрес> считается принятой в ФИО1.

Правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации закреплены в Федеральном конституционном законе от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ).

В соответствии со ст. 12 ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес> документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 названного федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношений.

Частью 1.1 статьи 12.1 ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ определено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя нормативными правовыми актами названных субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, могут быть установлены особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в г. Севастополе установлены Законом г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории г. Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.

При этом, согласно подп. 9, 9.1 п. 9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие право на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ) государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Таким образом, земельный участок, как объект права, начинает существовать с момента определения местоположения его границ на местности в процессе подготовки межевого плана или при подготовке землеустроительного дела, согласно ранее действовавшего закона.

Частью 1 статьи 16 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ установлено, что кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, 44-А, был поставлен на кадастровый учёт в соответствии с законодательством России, ему был присвоен кадастровый ( л.д. 24).

На основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ были утверждены границы вышеуказанного земельного участка.

Таким образом, спорный земельный участок является ранее учтённым, а право ФИО2 на него ранее возникшим.

При этом ч. 1 ст. 6.1 Закона г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС предусмотрено, что документом, подтверждающим наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, является, помимо прочих, изданный (выданный, оформленный) в установленном порядке, государственный акт на право собственности на земельный участок.

ФИО2 обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя для регистрации права в отношении как ранее учтённого земельного участка расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, 44-А, на основании государственного акта серии ЯИ на право собственности на земельный участок.

Вместе с соответствующим заявлением Истцом был предоставлен оригинал государственного акта на земельный участок, а также все необходимые документы, подтверждающие её право собственности на него.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрации прав осуществляется посредствам внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации -О от ДД.ММ.ГГГГ дано следующее толкование процедуры государственной регистрации – формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникших из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество. Государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создаёт гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочнению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона.

Указанный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Управлением государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя отказано Истцу в регистрации права собственности на земельный участок со ссылкой на то, что в соответствии с п. 2 ст. 6.1 Закона г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после ДД.ММ.ГГГГ и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.

Между тем ФИО2 предъявила для государственной регистрации права собственности не распоряжение Севастопольской городской государственной администрации, а государственный акт.

Вместе с тем в силу пп. 1 п. 1 ст. 6.1 Закона г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС государственный акт на право собственности на земельный участок является документом, подтверждающим наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона, и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости.

В тоже время Закон г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС не предусматривает прекращение прав на земельные участки и (или) отмену государственной регистрации права в отношении зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации прав. Государственная регистрация права на землю, возникших на основании актов Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданных после ДД.ММ.ГГГГ и не связанных с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), в связи с принятием оспариваемой нормы не заблокирована и возможна, если такие права будут установлены решением суда.

Положениями ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путём признания права.

На основании изложенного, проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности наличия у ФИО2 права собственности в отношении спорного земельного участка, которое было зарегистрировано в установленном законом порядке и в силу положений ст. 12 ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ, ст. 1 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ должно быть признано государственными органами.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя удовлетворить.

Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Нахимовский районный суд <адрес>.

Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья                             Богаевская Т.С.

2-1676/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Скурская Галина Ефимовна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Шевченко Тарас Григорьевич
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
ЗАО Софьи Перовской
Правительство г. Севастополь
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Богаевская Татьяна Станиславовна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
24.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2023Передача материалов судье
26.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2023Подготовка дела (собеседование)
24.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2023Судебное заседание
02.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее