Решение по делу № 33-2649/2022 от 04.08.2022

                                                                                                      46RS0031-01-2021-005664-85

                                                                                                      № 2-2135/18-2022

Судья Мазалова Е.В. № 33-2649/2022

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                                                                                       23 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Лобковой Е.А.,

судей Лавриковой М.В., Чупрыной С.Н..,

при секретаре Крюковой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного административного округа г. Курска в интересах Павловой Н.Г. к Администрации г. Курска об обеспечении жилым помещением, поступившее с апелляционными жалобами ответчика Администрации г. Курска и третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска на решение Ленинского районного суда г. Курска от 1 июня 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Железнодорожного административного округа г.Курска в интересах Павловой Н.Г. удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Курска предоставить Павловой Н.Г., <данные изъяты>, уроженке г.Курска, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Курска за счет субвенций, выделяемых из бюджета Курской области, с последующим включением данного жилого помещения в реестр муниципального имущества г.Курска, и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Лобковой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Железнодорожного административного округа г.Курска обратился в суд в интересах Павловой Н.Г. с иском к Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области о предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В обоснование исковых требований прокурор указал, что по обращению Павловой Н.Г. прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части обеспечения детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В ходе проверки установлено, что Павлова Н.Г., <данные изъяты> относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Павлова Н.Г. включена в сводный список детей-сирот, подлежащих внеочередному обеспечению жилым помещением, поскольку установлен факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: г.<данные изъяты>, ул.<данные изъяты>, д.<данные изъяты>, кв.<данные изъяты>, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, и до настоящего времени жильем не обеспечена.

Прокурор просит суд обязать ответчика предоставить Павловой Н.Г. по договору найма благоустроенное специализированное жилое помещение на территории г.Курска не ниже норм, установленных в субъекте Российской Федерации, за счет средств, выделяемых из бюджета Курской области.

В ходе рассмотрения дела судом произведена замена ответчика, в качестве надлежащего ответчика к участию в деле привлечена Администрация г.Курска.

Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований прокурора.

В апелляционных жалобах ответчик Администрация г. Курска и третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска просят решение суда отменить как незаконное, в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.

На апелляционную жалобу ответчика Администрации г. Курска прокурором Железнодорожного административного округа г. Курска поданы возражения, в которых прокурор просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, принятое в соответствии с нормами материального и процессуального права.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика Администрации г. Курска, третьих лиц Администрации Курской области, Комитета социальной защиты г. Курска, Комитета по управлению имуществом г. Курска, Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области, отдела образования опеки и попечительства администрации Железнодорожного административного округа г. Курска, МКУ «Городской жилищный фонд», надлежащим образом извещённых о времени и месте слушания дела, не предоставивших суду сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлявших.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав объяснения прокурора Белых В.А., истца Павловой Н.Г., возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, полагавших решение суда законным и обоснованным, рассмотрев дело на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях на них, судебная коллегия, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебной коллегией таких нарушений по данному делу не установлено.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии с п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст.123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.

Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ (введена Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Пунктом 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 9 статьи 8 установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения (Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2018 г. №41-КГ18-17).

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в Курской области регулируются Законами Курской области от 28.12.2007 № 139-ЗКО «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области» и от 20.08.2021 № 77-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступил в силу с 01.01.2022), в соответствии с нормами которых жилые помещения предоставляются указанным в них категориям граждан по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на управление, распоряжение и содержание специализированного жилищного фонда Курской области для данных лиц в соответствии со списком, сформированным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учётом даты наступления права на обеспечение жилым помещением (ч. 5 ст. 5.1 Закона от 28.12.2007 № 139-ЗКО); органы местного самоуправления Курской области наделяются отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, включающим: формирование специализированного жилищного фонда для предоставления благоустроенных жилых помещений детям-сиротам; приобретение и (или) строительство жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд; предоставление благоустроенных жилых помещений детям-сиротам из специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированных жилых помещений (пункты 1-3 абз. 1 ст. 2 Закона от 20.08.2021 № 77-ЗКО).

В связи с наделением органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений вышеуказанных категорий граждан п.1 ч.1 статьей 4 Закона Курской области от 20.08.2021 №77-ЗКО предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельного государственного полномочия имеют право на финансовое обеспечение отдельного государственного полномочия за счет предоставляемых субвенций из областного бюджета.

Судом установлено, что истец Павлова Н.Г., в интересах которой заявлен иск прокурором, родилась <данные изъяты> в г. <данные изъяты>.

Материалы гражданского дела подтверждают, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку <данные изъяты>, что подтверждается копия свидетельства о <данные изъяты> серии <данные изъяты> от <данные изъяты> года, в графе <данные изъяты>.

Постановлением администрации Курчатовского района Курской области от <данные изъяты> года № <данные изъяты> над Павловой Н.Г. установлена <данные изъяты>.

Согласно сообщениям Администрации Курчатовского района Курской области от <данные изъяты> года, Администрации <данные изъяты> округа г.Курска от <данные изъяты> г. на территории <данные изъяты> района <данные изъяты> области, <данные изъяты> округа г.<данные изъяты> за Павловой Н.Г. жилье не закреплялось.

В собственности жилых помещений Павлова Н.Г. не имеет, что подтверждается уведомлением от 28 мая 2022 года об отсутствии в ЕГРН сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированном за Павловой Н.Г.

Павлова Н.Г. зарегистрирована по адресу: г<данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, кв. <данные изъяты>

Согласно выписке из приказа департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области № <данные изъяты> от <данные изъяты> года установлен факт невозможности проживания Павловой Н.Г. в жилом помещении по адресу: г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, кв. <данные изъяты>, в связи с тем, что площадь, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы, установленной решением Курского городского собрания от 04 мая 2005 г. № 108-3-РС.

<данные изъяты> года Павлова Н.Г. обратилась в Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области с заявлением об обеспечении её жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда.

Из сообщения Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области от <данные изъяты> года № <данные изъяты> следует, что Павлова Н.Г. включена в Сводный список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и будет обеспечена жилым помещением после приобретения необходимого количества жилых помещений на территории г.Курска.

При этом сторонами по делу не оспаривалось, что до настоящего времени Павлова Н.Г. жилым помещением, предоставленным по договору найма специализированного жилого помещения, не обеспечена. Из пояснений истца в судебном заседании следует, что она вынуждена проживать на съемной квартире.

Исследовав и оценив представленные доказательства, установив, что Павлова Н.Г. относится к категории лиц, указанных в ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», была включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат однократному обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Курской области по договорам найма специализированных жилых помещений, при этом в собственности жилых помещений не имеет, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального права, регулирующего спорные отношения сторон. Оснований для признания их неправильными суд апелляционной инстанции не усматривает.

Довод апелляционных жалоб ответчика и третьего лица на стороне ответчика о том, что предоставление истцу жилья по решению суда нарушит права и законные интересы других лиц этой же категории, включённых в Список, право которых возникло ранее, судебной коллегией отклоняется, как противоречащий нормам материального права.

Как правомерно указано судом первой инстанции, ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных правовых актов не устанавливают очередность внутри Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Формирование Списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; обязанность по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, законодателем не ставится.

           То есть, действующее законодательство не ставит право на предоставление жилого помещения указанной категории лиц в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения, от обеспечения их жильем, от времени включения в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

              Как следует из содержания приведенных выше правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

            К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

            При этом, как указал Верховный Суд РФ, федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

            Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

            При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Также являются несостоятельными доводы ответчика Администрации г.Курска о том, что ответчик не наделен полномочиями по обеспечению жилым помещением Павловой Н.Г. и не нарушал ее права на предоставление жилого помещения, которое возникло до 01 января 2022 года, поскольку они противоречат положениям ст. 1 Закона Курской области от 20 августа 2021 года № 77-ЗКО, где определен предмет регулирования отношений, связанных с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области, к числу которых относится Администрация города Курска, отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

           Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционных жалоб повторяют позиции ответчика Администрации г. Курска и третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 1 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Администрации г. Курска и третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и на него может быть подана кассационная жалоба в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33-2649/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Курский областной суд
Судья
Лобкова Елена Александровна
Дело на странице суда
oblsud.krs.sudrf.ru
05.08.2022Передача дела судье
23.08.2022Судебное заседание
02.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2022Передано в экспедицию
23.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее