Судья Абикова Ю.В. УИД 65RS0001-01-2021-005086-24
дело №72-98/2022
РЕШЕНИЕ
21 апреля 2022 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу исполняющего обязанности директора акционерного общества «Сахалинская нефтяная компания» Емельяновой О.Г. на постановление государственного инспектора Российской федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 02 декабря 2021 года №ОП-20-330/2021 о привлечении акционерного общества «Сахалинская нефтяная компания» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 25 января 2022 года,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора) от 02 декабря 2021 года акционерное общество «Сахалинская нефтяная компания» (далее – АО «Сахалинская нефтяная компания», Общество) привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 25 января 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, законный представитель АО «Сахалинская нефтяная компания» - Емельянова О.Г. просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы об их незаконности.
В судебное заседание законный представитель Общества не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Руководствуясь частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя Общества.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Общества Карелина А.С., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 указанной статьи Закона №7-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).
Согласно пункту 7 статьи 67 Закона №7-ФЗ юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 Приложения №2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утвержденных приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года №74 (далее - Требования №74), отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности (пункт 1 Приложения №2).
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании приказа исполняющего обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 07 июня 2021 года №550-КНД в период с 15 июня по 12 июля 2021 года проведена плановая выездная проверка АО «Сахалинская нефтяная компания», в ходе которой установлено, что АО «Сахалинская нефтяная компания» имеет лицензию на пользование недрами с целевым назначением и видам работ – добыча газа на Восточно-Луговском газовом месторождении и Южно-Луговском газовом месторождении, сроком действия до 16 апреля 2030 года, участок недр расположен в 5 км западнее города Анивы Анивского района Сахалинской области. УПГ Восточно-Луговское и УПГ Южно-Луговское газовые месторождения относятся к I категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Проверкой установлено, что Общество в нарушение требований пунктов 4, 7 статьи 67 Закона №7-ФЗ и Требований №74 не представило в установленные сроки в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора отчетность по программе экологического контроля по объектам, относящимся к I категории воздействия.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении АО «Сахалинская нефтяная компания» протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении наказания от 02 декабря 2021 года, оставленного без изменения решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 25 января 2022 года, о привлечении к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в действие 06 апреля 2022 года, статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 6, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из положений приведенных норм следует, что при выявлении в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия нескольких административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу назначается одно наказание.
Указанные нормы улучшают положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что по результатам одной плановой выездной проверки, проведенной в период с 15 по 17 июня 2021 года Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора, выявлено несколько нарушений, допущенных АО «Сахалинская нефтяная компания», и наряду с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждены иные дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления о привлечении Общества к административной ответственности: от 17 ноября 2021 года № ОП-20-245/2021 по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; от 02 декабря 2021 года № ОП-20-330/2021 по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; от 02 декабря 2021 года № ОП-20-331/2021 по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; от 02 декабря 2021 года № ОП-20-332/2021 по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; от 02 декабря 2021 года № ОП-20-333/2021 по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; от 02 декабря 2021 года № ОП-20-334/2021 по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; от 02 декабря 2021 года № ОП-20-335/2021 по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 17 ноября 2021 года №ОП-20-245/2021 АО «Сахалинская нефтяная компания» по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> не обжаловано вступило в законную силу 02 декабря 2021 года.
Доказательств тому, что обжалуемое по настоящему делу об административном правонарушении постановление должностного лица административного органа исполнено, материалы дела не содержат и таковых при рассмотрении настоящей жалобы не представлено.
Таким образом, назначение наказания с соблюдением требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не представляется возможным, поскольку имеется вступившее в законную силу постановление № ОП-20-245/2021 о привлечении АО «Сахалинская нефтяная компания» по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие которого исходя из правила, установленного частью 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключает возможность назначения наказания по настоящему делу.
В силу положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть изменено, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда, вынесенные в отношении АО «Сахалинская нефтяная компания», подлежат изменению путем исключения из резолютивной части указания о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 02 декабря 2021 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 25 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Сахалинская нефтяная компания» - изменить, исключив указание о назначении акционерному обществу «Сахалинская нефтяная компания» административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В остальной части указанное постановление и решение оставить без изменения.
Вступившее в законную силу решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая