Дело № 2-439/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2017 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Ершовой А.Е.,
с участием представительницы ответчика Морозовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Перми в интересах Репина В.Н. к ГУ ФСИН России по Пермскому краю об организации бесплатного медицинского обслуживания по изготовлению зубных протезов,
установил:
прокурор Индустриального района г. Перми в интересах Репина В.Н. обратился в суд с иском к ГУ ФСИН России по Пермскому краю, требуя возложить на ответчика обязанность в срок до 30.03.2017 года организовать предоставление Репину В.Н. бесплатного медицинского обслуживания по изготовлению зубных протезов, указав в обоснование иска, что Репин В.Н. является <данные изъяты> на пенсии, стаж службы <данные изъяты>. 27.01.2016 года Репин В.Н. обратился в ГУ ФСИН России с заявлением о содействии в реализации права на бесплатное протезирование зубов. Письмом ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от 20.02.2016 г. Репину В.Н. отказано, в связи с тем, что услуги по изготовлению зубных протезов Управление не оказывает, кроме того денежные средства выделяются для возмещения расходов на оказание медицинской помощи только сотрудникам УИС. Истец считает отказ необоснованным, поскольку в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» пенсионеры УИС приравнены к сотрудникам этих органов при реализации прав на бесплатное и льготное медицинское обслуживание. Являясь пенсионером ФСИН России Репин В.Н. имеет право на бесплатное медицинское обслуживание. Отсутствие правового регулирования получения пенсионерами УИС установленного и гарантированного государством объема медицинской помощи не может служить основанием для отказа в получении данной помощи.
Истец, представитель прокурора Индустриального района г. Перми, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, в отзыве на иск (л.д. 29-30, 40-42) указала, что прокурор не вправе обращаться от имени Репина В.Н. в суд в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку доказательств невозможности предъявления иска самим Репиным В.Н. не представлено. Кроме того, ГУ ФСИН России по Пермскому краю является ненадлежащим ответчиком. Медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей осуществляется ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России. Специалисты, оказывающие протезно-ортопедические услуги, и зубопротезные кабинеты в ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России отсутствуют, т.е. объективной возможности реализации прав Репина В.Н. на бесплатное оказание зубопротезирования не имеется. В соответствии с Правилами оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел РФ № 911 от 31.12.2004 г. при отсутствии медицинских учреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь может оказываться в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи.
Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.
Согласно выписке из приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Репин В.Н. уволен из кадров <данные изъяты> по ограниченному состоянию здоровья с ДД.ММ.ГГГГ Выслуга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляет <данные изъяты> (л.д. 24).
Из справки ФКУ Больница ГУФСИН России по Пермскому краю поликлиника № 2 г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Репин В.Н. нуждается в протезировании зубов (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ Репин В.Н. обратился в начальнику ГУ ФСИН России по Пермскому краю с заявлением о содействии в реализации права на бесплатное протезирование зубов (л.д. 9).
Из ответа ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России № 152/1-488 от 20.02.2016 года следует, что в штатом расписании ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России стоматологический ортопедический кабинет в филиале «Центр медицинской и социальной реабилитации» не предусмотрен, в связи с чем услуги по изготовлению зубных протезов не оказываются. Кроме того, денежные средства, выделяемые ГУ ФСИН России по Пермскому краю на реализацию постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы», предусматривают возмещение расходов на оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других материалов), только сотрудникам УИС (л.д. 10).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий являются основными принципами охраны здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ), настоящий ФЗ регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона № 283-ФЗ от 30.12.2012 г. предусмотрено, что сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.
Гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющим стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, гарантировано право на медицинское обслуживание, предусмотренное частью 1 настоящей статьи. Порядок организации медицинского обслуживания указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 10 Федерального закона № 283-ФЗ от 30.12.2012 г.).
Из совокупности приведенных выше норм следует, что лица, уволенные со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию со стажем службы 20 лет и более, имеют право на медицинское обеспечение в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти в том же объеме, что и действующие сотрудники.
С учетом того, что Репин В.Н. является пенсионером ФСИН России со стажем службы более 20 лет, он имеет гарантированное право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов.
Из представленных суду документов следует, что в целях осуществления медико-санитарного обеспечения сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, создаются специальные учреждения, на территории Пермского края таким учреждением является ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России. В соответствии с выданной лицензией № ОС-59-01-001503 от 27.08.2015 г. ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, филиал «Центр медицинской и социальной реабилитации» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России вправе оказывать, в т.ч. и стоматологические услуги (л.д.17). Однако в ведомственных медицинских организациях, то как ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, «Центр медицинской и социальной реабилитации» зубопротезные кабинеты и специалисты, оказывающие протезно-ортопедические услуги отсутствуют.
В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 283-ФЗ, при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения. Порядок медицинского обеспечения сотрудника и возмещения расходов указанным организациям устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок организации медицинского обслуживания указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти должен быть установлен Правительством Российской Федерации, которое до настоящего времени соответствующее Постановление не приняло.
Вместе с тем, отсутствие правового регулирования получения пенсионерами органов УИС установленного и гарантированного государством объема медицинской помощи не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 911 утвержден «Порядок оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенным с военной службы» (далее – Порядок), в рамках которого утверждены Правила оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила),
Согласно пп. «б» п. 1 Правил, медицинская помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета МВД РФ на предусмотренные настоящими Правилами цели, оказывается: гражданам РФ, уволенным со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе с правом на пенсию и имеющим стаж службы (выслугу лет) в указанных учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), медицинскими изделиями в медицинских организациях - бесплатно.
Пунктом 5 Правил, при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских учреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Поскольку истец нуждается в медицинской помощи по зубопротезированию, отсутствие по месту его жительства медицинских учреждений осуществляющих данные услуги, не освобождает ответчика от обязанности обеспечить оказание медицинской помощи истцу надлежащего качества.
Довод ответчика о том, что ГУ ФСИН России по Пермскому краю является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельным.
В соответствии с п. 9, 10 ст. 10 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермской области, утвержденного приказом ФСИН РФ от 11.03.2005 № 73, основными задачами Главного управления являются финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников. Содействие дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы и социальной сферы УИС; организация правовой, социальной защиты и личной безопасности сотрудников (работников) УИС, членов их семей и пенсионеров УИС, организация психологического и медицинского обеспечения деятельности сотрудников (работников) УИС.
Одной из основных функции Главного управления является обеспечение реализации положений законодательства РФ о пенсионном обеспечении, медицинском и санаторно-курортном обслуживании сотрудников (работников) Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и других подведомственных учреждений, а также пенсионеров УИС.
В силу изложенных норм, обязанность организовать медицинское обслуживание истца лежит на ответчике.
Несостоятельными суд считает возражения ответчика относительно отсутствии у прокурора права обратиться в суд с рассматриваемым заявлением от имени Репина В.Н.
Из анализа ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурор обратился в суд в защиту интересов Репина В.Н. в связи с нарушением прав последнего, связанных с охраной здоровья.
На основании изложенного исковые требования прокурора Индустриального района г.Перми в интересах Репина В.Н. к ГУ ФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности организовать предоставление Репину В.Н. медицинского обслуживания в виде изготовления зубных протезов подлежат удовлетворению. При этом суд не усматривает оснований для ограничения права ответчика на выбор способа оплаты этих услуг в рамках порядка, предусмотренного Правилами оказания медицинской помощи от 31.12.2004г: бесплатно или с возмещением истцу понесенных расходов на оказание медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Индустриального района г. Перми в интересах Репина В.Н. к ГУ ФСИН России по Пермскому краю удовлетворить:
обязать ГУ ФСИН России по Пермскому краю организовать предоставление Репину В.Н. медицинского обслуживания в виде изготовления зубных протезов бесплатно или с возмещением понесенных расходов.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: