Дело №2-137/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2017 года Варнавинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи О.Ш.Муратовой, при секретаре О.А.Поляковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, Федеральной службы исполнения наказания России о понуждению к действиям,
у с т а н о в и л :
истец обратился в суд с заявлением к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, Федеральной службы исполнения наказания России о понуждению к действиям, указав, что Сухобезводненской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка деятельности ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области по соблюдению требований действующего законодательства, регламентирующего обязанность привлечения осужденных к труду.
Проверкой установлено, что в ИК-6 привлечение трудоспособных осужденных к труду осуществляется в центре трудовой адаптации осужденных, а также в целях хозяйственного обслуживания учреждения.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ИК-6 отбывают наказание 548 осужденных, из которых 544 – трудоспособны, из них 134 – привлечены к труду, 410 – не привлечены. В учреждении в целях трудоустройства осужденных организовано 183 рабочих места, из них только 104 в центре трудовой адаптации.
Из числа трудоспособных осужденных – 220 имеют задолженность по исполнительным документам на сумму 56157328 рублей, требования по которым исполнены в размере 3120 рублей, что составляет 1%. При этом из числа трудоспособных осужденных, имеющих обязательства по исполнительным листам, к труду не привлечено 83 осужденных, что не соответствует конституционному принципу об охране прав потерпевших от преступлений, закрепившему обязанность государства по обеспечению доступа к компенсации причиненного ущерба.
Так, по состоянию на 1 полугодие 2017 года в ИК-6 на содержание неработающих осужденных было затрачено на питание 3 573 572 руб. 78 коп., на вещевое обеспечение – 746 926 руб. 47 коп., на коммунально-бытовые услуги – 2 949 225 руб. 04 коп..
Между тем осужденные, получающие заработную плату, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены (ч. 4 ст. 99 УИК РФ). Возмещение расходов на содержание осужденных производится в соответствии со ст. 107 УИК РФ ежемесячно в пределах фактических произведенных затрат.
Таким образом, отсутствие в ИК-6 рабочих мест препятствует учреждению возмещать стоимость произведенных государством затрат на содержание осужденных, непривлеченных к труду по не зависящим от них причинам.
Обеспечение по привлечению осужденных к труду в силу п. 3 ст. 13 Закона является обязанностью учреждения, исполняющего наказания.
На основании изложенного, истец просит обязать ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области организовать в Учреждении рабочие места с учетом возможности трудоустройства всех трудоспособных осужденных и привлечь их к труду; обязать ФСИН России и ГУФСИН России по Нижегородской области организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием в ИК-6 необходимого количества рабочих мест.
В судебном заседании Сухобезводненский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Котельников А.Л. представил суду отказ от требований предъявляемых к ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ истца от требований предъявляемых к ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, принят, производство по делу в указанной части прекращено.
В прядке ст.39 ГПК РФ истец уточнил требования предъявляемые к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области, просил суд обязать ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области предпринять все возможные меры к созданию рабочих мест с целью трудоустройства трудоспособных осужденных.
В судебном заседании помощник Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в Исправительных учреждениях Саргсян А.Г. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области начальник исправительного учреждения Аношин А.В. заявленное требование признал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Заслушав стороны по делу, исследовав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, суд считает требование истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Являясь гражданами РФ, лица, отбывающие уголовное наказание, обладают правами и свободами человека и гражданина.
В соответствии со ст. 10 УИК РФ государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Согласно требований абз.2 и 4 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания (ИУ), обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ и обеспечивать привлечение осужденных к труду.
В силу ст. 17 указанного закона, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду в центрах трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) и производственных (трудовых) мастерских ИУ; на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы; на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях ИУ и вне их; по хозяйственному обслуживанию ИУ и следственных изоляторов.
В соответствии с п.п. 1 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, задачей ФСИН России является привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.
Согласно п.12 Положения одной из задач ЦТАО является привитие осужденным необходимых трудовых навыков и уважительного отношения к труду, создание условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда.
В соответствии со ст.103 ч.1 УИК РФ администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ИК-6 отбывают наказание 548 осужденных, из которых 544 – трудоспособны, из них 134 – привлечены к труду, 410 – не привлечены. В учреждении в целях трудоустройства осужденных организовано 183 рабочих места, из них только 104 в центре трудовой адаптации (л.д.11-15).
Как предусматривает ст.52 Конституции РФ, права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба
Данное конституционное положение согласуется с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.
Согласно практике применения Европейским Судом по правам человека п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ, исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть справедливого правосудия, - в противном случае, если в национальной правовой системе допускается, что окончательное, обязательное судебное решение может не исполняться или остаться недействующим к ущербу одной из сторон, "право на суд" становится иллюзорным.
Исходя из материалов дела, а именно представлений Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в Исправительных учреждениях об устранении нарушений законов в деятельности администрации ФКУ ИК – 6 ГУФСИН России по Нижегородской области, представленных истцом, усматривается, что из числа трудоспособных осужденных, отбывающих наказания в ИК -6 – 220 имеют задолженность по исполнительным документам на сумму 56157328 рублей, требования по которым исполнены в размере 3120 рублей. При этом из числа трудоспособных осужденных, имеющих обязательства по исполнительным листам, к труду не привлечено 138 осужденных. У суда нет оснований не доверять представленным документам, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
В ч. 2 ст. 43 УК РФ законодатель закрепил в качестве одной из целей наказания – восстановление социальной справедливости, к которому относится возмещение ущерба как к отдельному потерпевшему, так и к обществу в целом.
Порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 98 которого предусмотрено обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника в случае отсутствия или недостаточности у него денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. Поэтому лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
Несмотря на то, что ч. 2 ст. 37 Конституции РФ принудительный труд запрещен, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в том числе прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, а также они не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей.
Поскольку в силу ст. 103 УИК трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, является обязанностью каждого осужденного, гарантированное ст. 105 УИК РФ вознаграждение за труд в условиях изоляции становиться единственным источником доходов осужденных, являющихся должниками по исполнительным документам.
Кроме того, по смыслу ч. 3 ст. 99 УИК РФ материально-бытовое обеспечение осужденных, не получающих пенсию и заработную плату, осуществляется за счет государства.
Согласно справке выданной заместителем главного бухгалтера ФКУ ИК – 6 ГУФСИН РОССИИ по Нижегородской области Ю.Б.Обжогиной, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ИК-6 на содержание неработающих осужденных было затрачено на питание 3 573 572 руб. 78 коп., на вещевое обеспечение – 746 926 руб. 47 коп., на коммунально-бытовые услуги – 2 949 225 руб. 04 коп. (л.д.10).
Между тем осужденные, получающие заработную плату, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены (ч. 4 ст. 99 УИК РФ). Возмещение расходов на содержание осужденных производится в соответствии со ст. 107 УИК РФ ежемесячно в пределах фактических произведенных затрат.
Таким образом, судом установлено, что отсутствие в ИК-6 рабочих мест препятствует учреждению возмещать стоимость произведенных государством затрат на содержание осужденных, непривлеченных к труду по не зависящим от них причинам.
Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания, по привлечению осужденных к труду определяется Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее – Закон) (ст. 15 Закона).
В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду ст. 7 Закона предусмотрено, что территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.
Обеспечение по привлечению осужденных к труду в силу п. 3 ст. 13 Закона является обязанностью учреждения, исполняющего наказания.
В соответствии со ст. 17 указанного закона, учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду:
1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания (ст. 18 Закона);
2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы;
3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;
4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.
Таким образом, деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства об обязательном привлечении осужденных к труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определена Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что уголовно-исполнительным законодательством в соответствии с нормами международного права и требований Конституции Российской Федерации для осужденных декларирована обязанность – трудиться, а для администраций исправительных учреждений – привлекать осужденных к труду.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковое заявление Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в Исправительных учреждениях действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области о принятии все возможные меры к созданию рабочих мест с целью трудоустройства трудоспособных осужденных – удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области предпринять все возможные меры к созданию рабочих мест с целью трудоустройства трудоспособных осужденных.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца через Варнавинский районный суд Нижегородской области.
Судья (подпись) О.Ш.Муратова
Копия верна. Судья