Решение по делу № 2-137/2017 от 19.09.2017

Дело №2-137/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2017 года Варнавинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи О.Ш.Муратовой, при секретаре О.А.Поляковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, Федеральной службы исполнения наказания России о понуждению к действиям,

у с т а н о в и л :

истец обратился в суд с заявлением к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, Федеральной службы исполнения наказания России о понуждению к действиям, указав, что Сухобезводненской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка деятельности ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области по соблюдению требований действующего законодательства, регламентирующего обязанность привлечения осужденных к труду.

Проверкой установлено, что в ИК-6 привлечение трудоспособных осужденных к труду осуществляется в центре трудовой адаптации осужденных, а также в целях хозяйственного обслуживания учреждения.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ИК-6 отбывают наказание 548 осужденных, из которых 544 – трудоспособны, из них 134 – привлечены к труду, 410 – не привлечены. В учреждении в целях трудоустройства осужденных организовано 183 рабочих места, из них только 104 в центре трудовой адаптации.

Из числа трудоспособных осужденных – 220 имеют задолженность по исполнительным документам на сумму 56157328 рублей, требования по которым исполнены в размере 3120 рублей, что составляет 1%. При этом из числа трудоспособных осужденных, имеющих обязательства по исполнительным листам, к труду не привлечено 83 осужденных, что не соответствует конституционному принципу об охране прав потерпевших от преступлений, закрепившему обязанность государства по обеспечению доступа к компенсации причиненного ущерба.

Так, по состоянию на 1 полугодие 2017 года в ИК-6 на содержание неработающих осужденных было затрачено на питание 3 573 572 руб. 78 коп., на вещевое обеспечение – 746 926 руб. 47 коп., на коммунально-бытовые услуги – 2 949 225 руб. 04 коп..

Между тем осужденные, получающие заработную плату, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены (ч. 4 ст. 99 УИК РФ). Возмещение расходов на содержание осужденных производится в соответствии со ст. 107 УИК РФ ежемесячно в пределах фактических произведенных затрат.

Таким образом, отсутствие в ИК-6 рабочих мест препятствует учреждению возмещать стоимость произведенных государством затрат на содержание осужденных, непривлеченных к труду по не зависящим от них причинам.

Обеспечение по привлечению осужденных к труду в силу п. 3 ст. 13 Закона является обязанностью учреждения, исполняющего наказания.

На основании изложенного, истец просит обязать ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области организовать в Учреждении рабочие места с учетом возможности трудоустройства всех трудоспособных осужденных и привлечь их к труду; обязать ФСИН России и ГУФСИН России по Нижегородской области организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием в ИК-6 необходимого количества рабочих мест.

В судебном заседании Сухобезводненский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Котельников А.Л. представил суду отказ от требований предъявляемых к ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ истца от требований предъявляемых к ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, принят, производство по делу в указанной части прекращено.

В прядке ст.39 ГПК РФ истец уточнил требования предъявляемые к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области, просил суд обязать ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области предпринять все возможные меры к созданию рабочих мест с целью трудоустройства трудоспособных осужденных.

В судебном заседании помощник Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в Исправительных учреждениях Саргсян А.Г. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области начальник исправительного учреждения Аношин А.В. заявленное требование признал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Заслушав стороны по делу, исследовав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, суд считает требование истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Являясь гражданами РФ, лица, отбывающие уголовное наказание, обладают правами и свободами человека и гражданина.

В соответствии со ст. 10 УИК РФ государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Согласно требований абз.2 и 4 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания (ИУ), обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ и обеспечивать привлечение осужденных к труду.

В силу ст. 17 указанного закона, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду в центрах трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) и производственных (трудовых) мастерских ИУ; на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы; на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях ИУ и вне их; по хозяйственному обслуживанию ИУ и следственных изоляторов.

В соответствии с п.п. 1 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , задачей ФСИН России является привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.

Согласно п.12 Положения одной из задач ЦТАО является привитие осужденным необходимых трудовых навыков и уважительного отношения к труду, создание условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда.

В соответствии со ст.103 ч.1 УИК РФ администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ИК-6 отбывают наказание 548 осужденных, из которых 544 – трудоспособны, из них 134 – привлечены к труду, 410 – не привлечены. В учреждении в целях трудоустройства осужденных организовано 183 рабочих места, из них только 104 в центре трудовой адаптации (л.д.11-15).

Как предусматривает ст.52 Конституции РФ, права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба

Данное конституционное положение согласуется с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.

Согласно практике применения Европейским Судом по правам человека п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ, исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть справедливого правосудия, - в противном случае, если в национальной правовой системе допускается, что окончательное, обязательное судебное решение может не исполняться или остаться недействующим к ущербу одной из сторон, "право на суд" становится иллюзорным.

Исходя из материалов дела, а именно представлений Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в Исправительных учреждениях об устранении нарушений законов в деятельности администрации ФКУ ИК – 6 ГУФСИН России по Нижегородской области, представленных истцом, усматривается, что из числа трудоспособных осужденных, отбывающих наказания в ИК -6 – 220 имеют задолженность по исполнительным документам на сумму 56157328 рублей, требования по которым исполнены в размере 3120 рублей. При этом из числа трудоспособных осужденных, имеющих обязательства по исполнительным листам, к труду не привлечено 138 осужденных. У суда нет оснований не доверять представленным документам, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

В ч. 2 ст. 43 УК РФ законодатель закрепил в качестве одной из целей наказания – восстановление социальной справедливости, к которому относится возмещение ущерба как к отдельному потерпевшему, так и к обществу в целом.

Порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 98 которого предусмотрено обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника в случае отсутствия или недостаточности у него денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. Поэтому лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.

Несмотря на то, что ч. 2 ст. 37 Конституции РФ принудительный труд запрещен, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в том числе прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, а также они не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей.

Поскольку в силу ст. 103 УИК трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, является обязанностью каждого осужденного, гарантированное ст. 105 УИК РФ вознаграждение за труд в условиях изоляции становиться единственным источником доходов осужденных, являющихся должниками по исполнительным документам.

Кроме того, по смыслу ч. 3 ст. 99 УИК РФ материально-бытовое обеспечение осужденных, не получающих пенсию и заработную плату, осуществляется за счет государства.

Согласно справке выданной заместителем главного бухгалтера ФКУ ИК – 6 ГУФСИН РОССИИ по Нижегородской области Ю.Б.Обжогиной, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ИК-6 на содержание неработающих осужденных было затрачено на питание 3 573 572 руб. 78 коп., на вещевое обеспечение – 746 926 руб. 47 коп., на коммунально-бытовые услуги – 2 949 225 руб. 04 коп. (л.д.10).

Между тем осужденные, получающие заработную плату, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены (ч. 4 ст. 99 УИК РФ). Возмещение расходов на содержание осужденных производится в соответствии со ст. 107 УИК РФ ежемесячно в пределах фактических произведенных затрат.

Таким образом, судом установлено, что отсутствие в ИК-6 рабочих мест препятствует учреждению возмещать стоимость произведенных государством затрат на содержание осужденных, непривлеченных к труду по не зависящим от них причинам.

Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания, по привлечению осужденных к труду определяется Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее – Закон) (ст. 15 Закона).

В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду ст. 7 Закона предусмотрено, что территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Обеспечение по привлечению осужденных к труду в силу п. 3 ст. 13 Закона является обязанностью учреждения, исполняющего наказания.

В соответствии со ст. 17 указанного закона, учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду:

1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания (ст. 18 Закона);

2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы;

3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;

4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Таким образом, деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства об обязательном привлечении осужденных к труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определена Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что уголовно-исполнительным законодательством в соответствии с нормами международного права и требований Конституции Российской Федерации для осужденных декларирована обязанность – трудиться, а для администраций исправительных учреждений – привлекать осужденных к труду.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковое заявление Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в Исправительных учреждениях действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области о принятии все возможные меры к созданию рабочих мест с целью трудоустройства трудоспособных осужденных – удовлетворить.

Обязать ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области предпринять все возможные меры к созданию рабочих мест с целью трудоустройства трудоспособных осужденных.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца через Варнавинский районный суд Нижегородской области.

Судья (подпись) О.Ш.Муратова

Копия верна. Судья

2-137/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Сухобезводнинский прокурор по надзору за солюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области
Федеральная служба исполнения наказания
ГУФСИН России по НИжегородской области
Суд
Варнавинский районный суд Нижегородской области
Дело на сайте суда
varnavinsky.nnov.sudrf.ru
19.09.2017Передача материалов судье
19.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2017Предварительное судебное заседание
02.11.2017Предварительное судебное заседание
17.11.2017Судебное заседание
13.12.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее