Решение по делу № 21-781/2020 от 22.09.2020

Судья Анциферова О.Е. Дело № 7-21-781

РЕШЕНИЕ

12 октября 2020 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника администрации г.Владивостока – Букатовой О.А. на решение судьи Первомайского районного суда г.Владивостока от 01 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации г.Владивостока,

установила:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 22 июня 2020 года администрация г.Владивостока признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Первомайского районного суда г.Владивостока от 01 сентября 2020 года постановление изменено в части размера наказания, снижен штраф до 100000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с данным решением, защитником администрации г.Владивостока – Букатовой О.А. в Приморский краевой суд подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по данному делу.

В судебное заседание защитник администрации г.Владивостока не явился, юридическое лицо извещено о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Ответственность по части 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования.

В силу пункта 8 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохраной зоны моря составляет 500 метров.

Пунктом 15 статьи 65Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на размещение в границах водоохранных зон кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.

В силу статей 34 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены частями 1,2 статья 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» согласно которым отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву и т.д.

Обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, ликвидировать последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы установлена статьями 13 и 42 Земельного Кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении планового (рейдового) задания отдела по надзору на море по Приморскому краю» был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером , расположенного в водоохраной зоне водного объекта (пролив <адрес>).

На земельном участке полуострова <адрес> и расположенной в водоохранной зоне моря (пролив <адрес>) организована свалка производственных и твердых коммунальных отходов. На въезде на земельный участок установлены бетонные блоки, от одного блока до другого протянут стальной трос, прикрепленный к бетонным блокам на замки и препятствующий свободному заезду на участок. На площадке площадью 1,0 га размещаются преимущественно производственные отходы в виде строительного мусора, бетонных блоков от разборки зданий, кусков асфальта, автомобильных шин б\у, минеральная вата, металлические конструкции и т.д. Данные отходы сдвигаются в обрыв (имеются следы тяжелой техники), т.е. происходит формирование (отсыпка) земельного участка путем захоронения опасных отходов. Высота захоронения отходов (откосов обрыва) составляет от 4 до 13 метров.

В ходе проведения административного расследования в отношении администрации г. Владивостока, ДД.ММ.ГГГГ специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» произведен отбор проб отходов, размещенных на земельном участке с кадастровым номером . Согласно заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения лабораторных исследований, отходы, размещенные на земельном участке с кадастровым номером относятся к IV классу опасности.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером специалистами ФГБУ «ТОтехмордирекция» производилась фотосъемка и видеосъемка осмотра территории и были определены координаты границ участка, объем и площадь участка с размещенными отходами при помощи спутниковой геодезической аппаратуры PrinCe i50. Согласно заключению ФГБУ «ТОтехмордирекция» от ДД.ММ.ГГГГ объем насыпи грунта и отходов составил 39482,9996м3. Площадь верхней плоскости насыпи грунта и отходов составляет 7837,3962м2, нижней плоскости - 8074,1410м2.

Земельный участок с кадастровым номером , согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости находится в собственности Российской Федерации, относится к землям населенных пунктов.

Согласно информации Управления Росреестра по Приморскому краю, установлено, что земельный участок с кадастровым номером находится в собственности администрации города Владивостока.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Владивостока.

Факт совершения администрацией г.Владивостока административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: актом обследования территории (акватории) от ДД.ММ.ГГГГ; выписками из ЕГРН; выпиской из реестра муниципального имущества Владивостокского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами осмотра территорий от ДД.ММ.ГГГГ с приложением видеодиска; протоколами отбора проб; заключением ФГБУ «ТОтехмордирекция» от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ; заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.

Признавая постановление о привлечении администрации г.Владивостока к административной ответственности по части 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законным и обоснованным, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности в действиях администрации г.Владивостока состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У администрации г.Владивостока имелась возможность для соблюдения законодательства РФ в области охраны окружающей среды, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но ею не приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.

Довод жалобы о том, что администрация г.Владивостока не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку администрация г.Владивостока как орган местного самоуправления не наделен полномочиями по организации ликвидации отходов с территории, не являющейся муниципальной собственностью, несостоятелен на основании следующего.

Согласно пунктам 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии с пунктами 11 и 25 статьи 5 главы 2 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 03 марта 2005 года № 49, к вопросам местного значения города относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Владивостока, а также утверждение правил благоустройства территории города Владивостока, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Владивостока в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Владивостока.

В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 Решения Думы города Владивостока от 15 августа 2018 года № 45-МПА «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа» органом местного самоуправления, уполномоченным на организацию благоустройства территории Владивостокского городского округа, является администрация города Владивостока.

Вместе с тем, пунктом 11.2.7 раздела 11 Решения Думы г.Владивостока от 15 августа 2018 года №45-МПА «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа» устанавлено, что в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы вне специально отведенных мест, удаление таких отходов и рекультивация территории производится за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территории.

Таким образом, администрация г.Владивостока совершила административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования и данное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, заключающуюся в пренебрежительном отношении администрации г.Владивостока к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства.

Довод жалобы о том, что из материалов дела не представляется возможным сделать вывод о том, что производственные отходы располагались именно на территории водоохраной зоны в пределах 500 метров, несостоятелен, поскольку из акта обследования территории (акватории) от 13 января 2020 года следует, что осмотр проводился земельного участка с кадастровым номером , расположенного в водоохранной зоне водного объекта (пролив Босфор Восточный Японского моря). Отбор проб производился сотрудниками ФГБУ «ТОтехмордирекция» и ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» в водоохранной зоне, что подтверждается фототаблицей и видеоматериалом.

Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены правильно, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену принятых по делу решений не установлено, оснований для удовлетворения жалобы администрации г.Владивостока не имеется.

Постановление о назначении администрации г.Владивостока административного наказания за совершение указанного административного правонарушения вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено администрации г.Владивостока в соответствии с пунктами 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенного по делу постановления административного органа и решения судьи районного суда, при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решила:

решение судьи Первомайского районного суда г.Владивостока от 01 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации г.Владивостока оставить без изменения, жалобу защитника администрации г.Владивостока без удовлетворения.

Судья О.А. Кубатова

21-781/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Адм.г.Влад-ка
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Кубатова Оксана Анатольевна
Статьи

8.13

Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
22.09.2020Материалы переданы в производство судье
12.10.2020Судебное заседание
12.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее