ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-8646/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
23 апреля 2020 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Бросовой Н.В., Трух Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео конференц-связи кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний ФИО5 на решение Калининского районного суда <адрес> ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Федеральной службы исполнения наказаний ФИО5 к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний ФИО5 и УФИО5 по ФИО2 Н.В., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ФИО5 Л.Г. ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФИО5) обратилась в суд с иском к ФИО5 Л.Г. о взыскании <данные изъяты>.в качестве неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО5 Л.Г. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В период прохождения службы ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 Л.Г. в ФИО6 были поданы документы в соответствии с пунктом 5 Правил, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты. В рапорте от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 Л.Г. указал, что ранее ему и членам его семьи субсидия в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялась. В последующем рапортом (заявлением) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 Л.Г. подтвердил, что изменения в учетном деле на получение единовременной социальной выплаты отсутствуют. Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 по ФИО2 принято решение ходатайствовать перед ФИО4 о рассмотрении вопроса о постановке на учет и предоставлении единовременной социальной выплаты ФИО5 Л.<адрес> выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 Л.Г. с составом семьи из 4 человек (ФИО5 Л.Г., ФИО5 Т.Н., ФИО5 Л.Л., ФИО5 Ю.Л.) поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 Л.Г. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере <данные изъяты>., указанные денежные средства перечислены ответчику платежным поручением. В ходе проведенных в 2019 году проверочных мероприятий УФИО5 по ФИО2 - Чувашии было выявлено, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № семье ФИО5 Т.Н. из 4 человек, состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, была предоставлена субсидия за счет средств местного бюджета в размере <данные изъяты> руб. для строительства двухкомнатной квартиры площадью 56,4 кв.м., под условным номером 45 на втором этаже в блок - секции «В» жилого дома в позиции 12Б в II микрорайоне Центральной части <адрес>. После получения указанной выплаты семья ФИО5 Т.Н. была исключена из списков очередности нуждающихся в жилых помещениях. Предоставление супруге ФИО5 Т.Н. субсидии на приобретение жилья осуществлялось, в том числе, в соответствии с Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктом 9 которого было предусмотрено, что лицам, получившим субсидию в соответствии с Положением, иные формы льготного финансирования (кредитовании) строительства или приобретения жилья не предоставляются. Таким образом, у сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы, ранее получивших субсидию на приобретение (строительство) жилья, правовых оснований для повторного улучшения жилищных условий путем получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не имеется. Полученные ФИО5 Л.Г. денежные суммы в силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его неосновательным обогащением, в связи с чем истец просил взыскать указанную сумму с ответчика.
Решением Калининского районного суда <адрес> ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Федеральной службы исполнения наказания ФИО5 к ФИО5 Л.Г. о взыскании <данные изъяты> отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Калининского районного суда <адрес> ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО5 просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на нарушение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний ФИО5 и УФИО5 по ФИО2 Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ФИО5 Л.Г. ФИО9, просившей состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО5 Л.Г. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 Л.Г. обратился в ФИО6 с рапортом и необходимыми документами о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В рапорте сообщил, что ему и членам его семьи ранее единовременная социальная выплата (субсидия) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не представлялась. Предоставив названные сведения в рапорте, дал согласие на проведение проверки представленных сведений.
Согласно выписке из протокола № заседания ФИО6 по ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о принятии ФИО5 Л.Г. на учет на получение единовременной социальной выплаты и постановлено ходатайствовать перед ФИО4 о рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в <данные изъяты> этом ФИО6 было установлено, что ФИО5 Л.Г. имеет выслугу лет 21 год 03 месяца 21 день; за время службы субсидии на строительство и приобретение жилья за счет средств федерального бюджета не получал; единовременная социальная выплата за время службы ему не предоставлялась; относится к категории сотрудников, являющихся членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ решением ФИО5 Л.Г. с составом семьи 4 человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении, доплате сотрудникам и пенсионерам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внесении изменений в ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №» ФИО5 Л.Г. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере <данные изъяты>., которая была перечислена ФИО5 Л.Г. платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем в ходе проведения в 2019 году проверочных мероприятий УФИО5 по ФИО2 стало известно о недостоверности предоставленных ФИО5 Л.Г. сведений в части непредоставления ранее единовременной выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
Разрешая настоящий спор, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку ранее предоставленная семье ФИО5 Л.Г. субсидия за счет средств местного бюджета не является препятствием в предоставлении ему единовременной социальной выплаты из федерального бюджета.
Кроме того, в суде первой инстанции представителем ответчика было заявлено о применении исковой давности, указывалось, что срок исковой давности истек, в связи с чем в силу статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное обстоятельство является основанием к вынесению решения об отказе в иске.
При этом, суд первой инстанции установил, что с рапортом о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилья ФИО5 Л.Г. обратился в ФИО6 по ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства были перечислены ответчику платежным поручением ДД.ММ.ГГГГ.
Из дела видно, что исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ. Разрешая вопрос о сроке исковой давности, суд первой инстанции исходил из того, что истец о нарушении права должен был узнать в ходе процедуры принятия решения по рапорту ФИО5 Л.Г., не позднее ДД.ММ.ГГГГ, когда на основании решения истца ответчику была перечислена единовременная социальная выплата. В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу о том, что трехлетний срок исковой давности для взыскания выплаченной суммы истек ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции. Указал, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № семье ФИО5 Т.Н. на состав семьи из четырех человек, состоящей в списках очередности на предоставление жилья «Общий», «Сотрудники правоохранительных органов» с ДД.ММ.ГГГГ, была предоставлена субсидия за счет средств местного бюджета для строительства двухкомнатной квартиры в размере 177660 руб. Названная субсидия была предоставлена ФИО5 Т.Н., в том числе в соответствии с Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому лицам, получившим субсидию в соответствии с данным Положением иные формы льготного финансирования (кредитования) строительства или приобретения жилья не предоставляются.
В соответствии с названным постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № семья ФИО5 Т.Н. исключена из списков очередности на предоставление жилья.
Согласно сообщению администрации <адрес> ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездная субсидия на строительство квартиры предоставлена за счет средств местного бюджета, средства из федерального, республиканского бюджетов на приобретение жилья администрацией района семье ФИО5 Т.Н. не предоставлялись.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно пункту 9 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», граждане, использовавшие выделенную субсидию, снимаются с учета по улучшению жилищных условий. Лицам, получившим субсидию в соответствии с настоящим Положением, иные формы льготного финансирования (кредитования) строительства или приобретения жилья не предоставляются.
Данное Постановление утратило свою силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В связи с чем выводы судов о том, что вышеуказанное постановление не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям по предоставлению единовременной социальной выплаты на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, являются обоснованными.
При разрешении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно учитывал, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены дополнительные социальные гарантии сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, в частности, предусмотрены более льготные условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в ФИО4 по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в ФИО4 по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в ФИО4 по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Исходя из смысла правовых норм, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказано сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз.
Таким образом, вышеуказанным Федеральным законом и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрен новый вид жилищной гарантии, условия ее предоставления и источник финансирования. При этом в ряде случаев предусмотрена возможность предоставления указанной единовременной социальной выплаты без учета условий, предусмотренных частями 3 и 8 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона (на еще более льготных условиях).
По смыслу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязательства по возврату неосновательного обогащения устанавливается совокупность следующих условий: наличие обогащения приобретателя, то есть получение им имущественной выгоды, обогащение за счет другого лица, отсутствие правового основания для такого обогащения, а также отсутствие обстоятельств, установленных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, при которых неосновательное обогащение не подлежит возврату.
К искам о взыскании неосновательного обогащения применяется общий трехгодичный срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, который в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
При применении общих правил исчисления срока исковой давности к заявленному в порядке главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации требованию истца о взыскании с денежных средств, полученных ответчиком в качестве единовременной социальной выплаты, следует учитывать специфику соответствующих правоотношений, имеющих публично-правовую природу.
Поскольку установлено, что истец о нарушении права должен был узнать не позднее ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения в суд истцом пропущен, выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований, являются обоснованными.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда <адрес> ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи ФИО11
ФИО8