К делу №2а-286/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 марта 2022 года п.Тульский
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Юрченко Н.И.
при секретаре Шеожевой О.А.
с участием адвоката Глубокова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Администрации МО «<данные изъяты>» об оспаривании действий и возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ Администрации МО «<данные изъяты>» в передаче ему в собственность земельного участка с ориентировочной площадью <данные изъяты>.м., на котором расположена принадлежащая ему квартира, по адресу: <адрес>, и обязать Администрацию МО «<данные изъяты> установить границы этого земельного участка с ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. и передать ему указанный участок в собственность, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит квартира по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию МО «<данные изъяты>» с письменным заявлением о передаче ему в собственность бесплатно названного земельного участка, однако ему было отказано под необоснованным, с его точки зрения, предлогом - поскольку не уточнены границы участка.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - адвокат ФИО4 поддержал требования и просил их удовлетворить. Пояснил, что после начала рассмотрения дела истец обратился за межеванием земельного участка, но после межевания участок на кадастровый учет не ставил и Администрацию МО «<данные изъяты>» с необходимыми для приватизации документами не обращался.
Представитель административного ответчика - Администрации МО
«<данные изъяты>» по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения требований, полагая, что они необоснованны.
Администрацией МО «<данные изъяты>» представлены письменные возражения на иск, в которых указано, что в силу п.24 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) Администрацией было принято решение об отказе в предоставлении истцу в собственность земельного участка ввиду того., что границы участка в соответствии с Федеральным законом « О государственной регистрации недвижимости» подлежат уточнению. Действующим законодательством не установлена обязанность органа местного самоуправления уточнять местоположение границ земельного участка в связи с поступлением заявления о предоставлении его в собственность. Кроме того, дом в <адрес>, состоит из двух квартир и ст.39.20 ЗК РФ предусмотрена процедура получения на праве общей долевой собственности земельных участков под зданием, принадлежащим нескольким лицам на праве частной собственности. Иной порядок приобретения права собственности не предусмотрен, что исключает использование иных способов оформления прав на такие участки.
ФИО6 в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом. ФИО6 просила рассмотреть дело в ее отсутствии и возражала против удовлетворения требований.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено, ФИО1 на праве собственности принадлежит <адрес>, в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию МО «<данные изъяты>» с письменным заявлением о передаче ему в собственность бесплатно земельного участка по указанному выше адресу.
Согласно ответу Администрации МО « <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка, находящегося в <адрес>, в соответствии с п.24 ст.39.6 ЗК РФ, так как границы истребуемого земельного участка подлежат уточнению согласно Федеральному закону « О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Поскольку спора о праве не имеется, то суд рассматривает требования в порядке, предусмотренном КАС РФ.
В силу п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п.2 ст.39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Таким образом, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка, в частности, без проведения торгов, обязан представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка, в том числе в испрашиваемой площади, для эксплуатации расположенного на нем такого объекта недвижимости, находящегося в его собственности; необходимость той или иной площади земельного участка для использования находящегося на нем строения не определяется самостоятельно собственником строения, исходя из его личных интересов, а формируется утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и землеустроительной, градостроительной и иной документацией.
Само по себе наличие на спорном земельном участке строения, принадлежащего истцу, не является основанием и подтверждением необходимости использования такого участка для квартиры и не порождает исключительное право ФИО1 на приобретения данного земельного участка.
Ст.39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которому он осуществляется в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Между тем, как установлено, в собственности у истца находится квартира в двухквартирном доме, при этом схема расположения земельного участка им в уполномоченный орган не предоставлялась, предварительно предоставление земельного участка не согласовывалось, границы земельного участка на момент вынесения решения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" не уточнялись, с собственниками соседних участков не согласовывались, земельный участок с уточненными границами на кадастровый учет не ставился.
При таких обстоятельствах, отказ Администрации МО « <данные изъяты>» в предоставлении в собственность административному истцу земельного участка с ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. без уточненных границ и с наличием сособственников здания, в котором находится квартира истца, законен и обоснован.
Статьёй 1, п. 2 ст.3 КАС РФ определена основная задача административного судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч. 1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ закрепляет, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Целью судебной защиты с учётом требований ч. 3 ст.17, ч. 1 ст.19, ч. 3 ст.55 Конституции РФ, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора.
В силу положений ст.226 КАС РФ, обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.
Исходя установленных в судебном заседании обстоятельств, с учетом того, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, суд приходит к выводу о необоснованности требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации МО «<данные изъяты>» о признании незаконным отказа Администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ в передаче в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и обязании передать ему в собственность указанный земельный участок.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 10.03.2022.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья Н.И.Юрченко.