№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2019 года г. Королёв
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Ромашина И.В.
при секретаре Бушминой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СНТ «Сосны» к Администрации г.о. Королёв Московской области о признании статуса запрашиваемого объекта аннулированным, признании действий незаконными, обязании согласовать схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
СНТ «Сосны» обратилось в суд с иском, с учетом уточнений, к Администрации г.о. Королёв Московской области о признании статуса запрашиваемого объекта аннулированным, признании действий незаконными, обязании согласовать схему расположения земельного участка, ссылаясь в обоснование требований на то, что СНТ «СОСНЫ» состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Московской области с 20 августа 2008 года.
С 2008 года у СНТ «СОСНЫ» после постановки на налоговый учет возникли трудности с оформлением документов на земельный участок по фактическому адресу СНТ «СОСНЫ», связанные: с утверждением схемы расположения земельного участка; межеванием земельного участка; определением границ.
СНТ «СОСНЫ», как юридическое лицо, не являющееся собственником имущества (земельного участка) добросовестно, открыто и непрерывно владеет им, как своим собственным недвижимым имуществом в течение более 20 лет и хочет приобрести право на это имущество.
До образования СНТ «СОСНЫ» часть граждан-членов СНТ проживали с ДД.ММ.ГГГГ годов на занимаемом участке и пользуются им по настоящие время, согласно архивной выписке из домовой книги справке № с 1982 года.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. <адрес> переименован в <адрес>. В № г. границы и площадь городской территории изменились. Генеральный план <адрес>, как основной документ, определяющий дальнейшие этапы градостроительного проектирования.
10.09.2008г. правление СНТ «СОСНЫ» обратилось с заявлением на имя Главы Муниципального образования <адрес> исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой предоставить в аренду фактически занимаемый участок на длительной срок. В ответе на обращение было отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в коммунальной зоне и не может быть использован для нужд СНТ.
Правление СНТ считает данный ответ необоснованным, так как Генеральный план города Королев не был утвержден и границы коммунальный зоны не могли быть определены.
При обращении в 2008 году в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет леса» (ГОУ ВПО «МГУЛ»), СНТ было рекомендовано обратиться в Щелковский лесхоз Гребневское участковое лесничество, так как у ГОУ ВПО «МГУЛ» данных по этому участку не имелось, поскольку в 2006 году в архивном отделе произошел пожар.
В 2008 году СНТ «СОСНЫ» обратилось к Главному лесничему Щелковского лесничества для определения принадлежности земельного участка. Однако, на обращение ответа не последовало.
Со времени обращения в Щелковское лесничество, СНТ продолжало активно, открыто, непрерывно и добросовестно обрабатывать, ухаживать, очищать от мусора земельный участок. Администрация городского округа Королёв выступила заказчиком по обоснованию проекта генерального плана от 23.12.№. Исполнителем по заключению Муниципального контракта являлось ГУП Московской области «Научно- исследовательский и проектный институт градостроительства» (ГУП МО «НИиПИ градостроительства»).
СНТ «СОСНЫ», исходя из материала по обоснованию проекта генерального плана города Королев от №, как основного документа, определяющего границы городского поселения, считает, что испрашиваемый земельный участок находится в границах г.Королев и на кадастровом учете не стоит.
СНТ «СОСНЫ» обращалось в Администрацию г. Королева ДД.ММ.ГГГГ с заявлением № № о заключении договора аренды, межевании земельного участка, с установлением категории - земли поселений (земли населённых пунктов), постановке на кадастровый учет.
Администрация городского округа Королёв, рассмотрев обращение вх. № В№ от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка, согласно пп. 7 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ указала на необходимость представить схему расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка установлены Приказом Министерства экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ №.
СНТ «СОСНЫ» заключили договор № ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ПАРТНЕР» по исполнению работ по составлению схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> путем горизонтальной съёмки и координирования поворотных точек границ земельного участка.
При выполнении работ ООО «ПАРТНЕР» обнаружило, что занимаемый СНТ «СОСНЫ» земельный участок, ранее имел кадастровый №, временно стоял на кадастровом учете с 29.04.2009г. по 04.02.2013г. под статусом объекта «аннулированный» и что категория земель не установлена, адрес: <адрес>. В выписке из Росреестра по кадастровому номеру 50:45:0040964:4, указано об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений по данному кадастровому номеру.
СНТ «СОСНЫ» вновь обратилось в Администрацию г. Королев с просьбой утвердить схему расположения земельного участка и взять участок в аренду. В ответе администрации указано, что испрашиваемый земельный участок относится к Комитету Лесного хозяйства МО, для получения в аренду необходимо обратиться к Комитету Лесного хозяйства, так как земельный участок не относится к населённому пункту и городу не принадлежит. С ответом Администрации города Королева не согласны, так как он не обоснован, поскольку объект был аннулирован Росреестром.
Согласно выписке из ЕГРП данный участок был аннулирован Росреестром и не разграничен.
На территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа, наделены только органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области (Закон Московской области от 10.11.2015 № 191/2015-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями <адрес> в области земельных отношений"). Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от №, действие настоящего Административного регламента распространяется на случаи, когда земельный участок не сформирован, либо сведения о нем внесены в Единый государственный реестр недвижимости без определения границ земельного участка.
В 2017 г. Генеральный план городского округа Королёв Московской области утвержден решением Совета депутатов городского округа Королёв от 20.12.2017№ 417/91. На карте функциональных зон городского округа Королев, утверждённом решением Совета депутатов городского округа Королёв, запрашиваемый земельный участок в условном обозначении границ указан как зона объектов сельскохозяйственных производств.
На основании изложенного, СНТ «СОСНЫ» просит: признать статус объекта с кадастровым номером № аннулированным с ДД.ММ.ГГГГ.; признать действия Администрации г.о. Королёв Московской области незаконными по вопросу принятия решения об использовании указанной территории для заключения договора аренды; обязать администрацию г.о. Королёв Московской области согласовать схему расположения земельного участка площадью 32 346 кв.м (3,2 Га) на кадастровом плане территории в границе г. Королёв.
Представитель СНТ «СОСНЫ» в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Администрации г.о. Королёв Московской области в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал позицию Комитета лесного хозяйства Московской области, изложенную в возражениях.
Представитель третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил возражения на исковое заявление, в которых просил в иске отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области в судебное заседание не явился, извещен представил возражения на исковое заявление, в которых просил в иске отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет леса» в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по г. Королёв в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно материалам дела в 2008 году было образовано СНТ «СОСНЫ», расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>
СНТ «СОСНЫ», как юридическое лицо, не являющееся собственником земельного участка, пользуется данным земельным участком.
До образования СНТ «СОСНЫ» часть граждан-членов СНТ проживает с 1970-х годов на занимаемом участке и пользуются им по настоящее время, согласно архивной выписке из домовой книги справке № с ДД.ММ.ГГГГ года.
Данные обстоятельства подтвердили проживающие на территории СНТ «СОСНЫ» свидетели ФИО2 и ФИО3
10.09.2008г. СНТ «СОСНЫ» обратилось с заявлением на имя Главы Муниципального образования город Королев Московской области исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой предоставить в аренду фактически занимаемый участок на длительной срок. В ответе на обращение было отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в коммунальной зоне и не может быть использован для нужд СНТ.
В 2008 году СНТ «СОСНЫ» обратилось с письмом к Главному лесничему Щелковского лесничества для определения принадлежности земельного участка, которое оставлено без ответа.
ДД.ММ.ГГГГ СНТ «СОСНЫ» обратилось в Администрацию <адрес> с заявлением № № о заключении договора аренды, межевании земельного участка, с установлением категории - земли поселений (земли населённых пунктов), постановке на кадастровый учет.
Администрация городского округа Королёв, рассмотрев обращение вх. № № от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка, согласно пп. 7 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ указала на необходимость представить схему расположения земельного участка. Кроме того, было указано на то, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель – «земли лесного фонда» и Администрация г.о. Королёв не наделена полномочиями распоряжаться данной категорией земель, в связи с чем для приобретения в аренду испрашиваемого земельного участка необходимо обратиться в Комитет лесного хозяйства Московской области.
ООО «ПАРТНЕР» на основании договора № ДД.ММ.ГГГГ с СНТ «СОСНЫ» были выполнены работы по составлению схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> который ранее имел кадастровый №.
Согласно выписке из Росреестра по земельному участку с кадастровым номером №, указано об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что при осуществлении прав и свобод граждан не должны нарушаться права и свободы других лиц и недопустимо согласно статье 10 ГК РФ злоупотребление правом.
В соответствии с положениями статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Для имущественных отношений в силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации сохраняется приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются, в том числе и на земли лесного фонда.
В пункте 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дорога, болота и другие).
По смыслу указанной нормы закона, земли лесного фонда, подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Также виды разрешенного использования земель лесного фонда установлены статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Сведения о лесных участках, с характеристиками, соответствующими ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, внесенных в государственный лесной реестр, основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со статьями 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 3 «Лесоустроительной инструкции», утверждённой Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 г. № 516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» - лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатащюнных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Проведение геодезических и картографических работ при лесоустройстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995г № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Одновременно статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006г. № 201-ФЗ «О введении в действии Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015 года признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Земли лесного фонда ввиду их жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, являются федеральной собственностью особого рода и имеют специальный правовой режим. Правовое регулирование, связанное с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, сохранность лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 года № 238-О-О.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с положениями статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения). Для имущественных отношений, в силу требований статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Лесного кодекса РФ сохраняется приоритет за специальными федеральными законами, по использованию конкретных природных ресурсов.
Участок земель лесного фонда, представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В связи с чем, отношения, по предоставлению или передаче иным образом, лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 п. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном Кадастре недвижимости», согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовываются, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
В связи с чем, границы земель лесного фонда считаются определенными даже без проведения процедуры постановки на кадастровый учет и процедуры определения границ.
Комитетом лесного хозяйства Московской области в материалы дела представлены сведения о наличии наложений земельных участков на земли лесного фонда, которое выявлено при помощи Ведомственной информационной системы обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (далее ВИС ГУАГ МО), введенной в эксплуатацию на основании Распоряжения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №РВ-39 «О вводе в эксплуатацию ведомственной информационной системы обеспечения деятельности <адрес>».
Схемы наложения на земли лесного фонда земельных участков установлены посредством сопряженного пространственного анализа данных спорного земельного участка с границами земельного лесного фонда при помощи ВИС ГУАГ МО.
В соответствии с п.7 ст. 11.9 ЗК РФ «Требования к образуемым и измененным земельным участкам», не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. (Пункт дополнительно включен с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ).
Кроме того, испрашиваемый земельный участок входит в единый массив лесных участков, общей площадью 34 205 га, расположенных на территории Щёлковского муниципального района Московской области и находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
Лесные участки, расположенные в Щёлковском муниципальном районе Московской области переданы в постоянное (бессрочное) пользование Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский государственный университет леса», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
При проведении землеустроительных работ по постановке лесных участков на кадастровой учёт, в соответствии со статьей 39, п. 3, пп. 1, 2, 3, 4; пункта 6, пп. 1, 2, 3 и пункту 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ООО «Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие «Меридиан+» проводило согласование с заинтересованными лицами местоположение границ земель (лесных) участков Фряновского, Огудневского, Воря-Богородского, Свердловского, Гребневского, Щёлковского участковых лесничеств, Аксеновского и Чкаловского лесохозяйственных участков Московского учебно-опытного лесничества в 2008 году.
О чём уведомило всех заинтересованных лиц, путем размещения статьи в печатном издании «Время» Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №(13876). Согласно Лесохозяйственного регламента Московского учебно-опытного лесничества Московской области все леса лесничества отнесены к категории защитных, по целевому назначению относятся к лесопарковой зоне.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации запрещена передача лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до их перевода в другую категорию в установленном законодательством порядке. Вопрос же о предоставлений таких участков на ином праве отнесён к компетенции органа власти субъекта Российской Федерации (пункт 2.1.1. Государственной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2284).
Кроме того, в соответствии с положениями части 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Истцом не представлено в материалы дела документов, предоставляющих ему право пользования испрашиваемым земельным участком. Сам по себе факт пользования земельным участком не наделяет истца имущественными и иными правами на данный земельный участок.
Таким образом, с учетом всей совокупности обстоятельств, исследованных судом при рассмотрении дела, оснований для удовлетворения исковых требований СНТ «СОСНЫ» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении исковых требований СНТ «Сосны» к Администрации г.о. Королёв Московской области о признании статуса запрашиваемого объекта аннулированным, признании действий незаконными, обязании согласовать схему расположения земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Королёвский городской Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ромашин И.В.
Мотивированное решение изготовлено 22.02.2019г.
Судья Ромашин И.В.