Решение по делу № 2-6172/2021 от 17.08.2021

Дело № 2-6172/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2021 года город Уфа

Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре Хакимовой Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева Вадима Викторовича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый , вид разрешенного использования: для обслуживания жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, общей площадью 652 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, об указании в решение о том, что оно является основанием для государственной регистрации права на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Андреев Вадим Викторовича обратился к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый , вид разрешенного использования: для обслуживания жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, общей площадью 652 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, об указании в решение о том, что оно является основанием для государственной регистрации права на земельный участок.

В обоснование иска указал, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который Андреев В.В. приобрел в порядке наследования после смерти своего отца Андреева В.Н., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону. В связи с разночтениями в площади жилого дома, право собственности истца не было зарегистрировано в ЕГРН. Жилой дом расположен на спорном земельном участке, предоставленном до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Зарегистрировать право собственности на земельный участок не представляется возможным в связи с тем, что отсутствует документ, подтверждающий предоставление земельного участка. Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка. В предоставлении земельного участка истцу было отказано в связи с отсутствием регистрации права собственности на жилой дом. Считая свое право нарушенным, истец обращается в суд с настоящим иском.

Истец Андреев В.В., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности Муллаянова А.Р., допрошенная в судебном заседании, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности Бородина А.З. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения и доводы представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Жилой дом площадью 36,7 кв.м по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности истцу Андрееву Вадиму Викторовичу в порядке наследования после смерти отца В, умершего ДД.ММ.ГГГГ, которому жилой дом принадлежал на основании решения Калининского районного суда <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, но регистрация права в ЕГРН не производилась.

Как усматривается из решения Калининского районного суда <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ право собственности наследодателя истца В на жилой дом возникло в порядке наследования после смерти отца Н, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленной Архивной службой отдела контроля и организации работы с документами Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан архивной выписке из похозяйственной книги за ДД.ММ.ГГГГ года (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), по лицевому счету , адрес хозяйства: <адрес> , главой значится Н. В графе «Постройки, являющиеся личной собственностью хозяйства» сведения о жилом доме: ДД.ММ.ГГГГ года возведения, общая (полезная) площадь - не указано. В графе «Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства (в сотых гектара)» всего земли: 0,07, в том числе, под постройками 0,01 (так в документе).

По справке ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» участок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в адресную часть домовладения по адресу: <адрес>, внесены изменения на: <адрес>.

На основании Решения Исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.

Принадлежащий истцу жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Как видно из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемого земельного участка по состоянию ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 652 кв.м, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для обслуживания жилого дома, для индивидуальной жилой застройки.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельное законодательство основываются на принципах единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

На основании п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 1 ст. 39.20. ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с п.п. 2. п. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли - продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Продажа земельных участков, на которых расположены жилого дома, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3. ЗК РФ).

Для реализации указанного права в соответствии с п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Согласно ст. 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16. ЗК РФ.

Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проектов договора купли - продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.

Как усматривается из ответа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение об отказе в предоставлении в собственность истцу испрашиваемого земельного участка на том основании, что не было представлено документов, подтверждающих право собственности истца на жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке.

В соответствии с ответом МУП «Уфаводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок в соответствии с проектом «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы», разработанным институтом «Коммунводоканалпроект», утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан №801-р от 24.07.1995 года, расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г.Уфы.

Согласно п. 4. ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

На основании ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии с п.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №10 от 14 марта 2002 г., СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Организации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трехпоясов ЗСО (п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне - осенней межени должны быть расположены на расстоянии:

а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;

б) при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом (п. 2.3.2.4. СанПиН 2.1.4.1110-02).

Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии п.п. 1.2, 1.4, 1.13, 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 года № 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте, отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра недвижимости, иными сведениями.

Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года утвержден проект «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», разработанный институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 году, которым установлены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источников водоснабжения города Уфа РБ.

Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан за №801-р от 24.07.1995 года, являющееся актом органа исполнительной власти Республики Башкортостан, на день рассмотрения дела не отменено, не признано незаконным, недействительным, не действующим, утратившим силу, оно не противоречит положениям СанПиН 2.1.4.1110-02, Водного кодекса РФ, вступившим в действие после его принятия, опубликовано 20.07.2017 года. Указанное Распоряжение является действующим, подлежащим применению.

На основании указанного выше проекта «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», утвержденного Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан за №801-р от 24.07.1995 года, установившего границы зон санитарной охраны водозаборов, испрашиваемый в собственность земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством, такой земельный участок может быть предоставлен в собственность при наличии специального федерального закона, разрешающего предоставление в собственность земельных участков, находящихся во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов. Такого федерального закона на день рассмотрения дела не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Андреева В.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Андреева Вадима Викторовича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый , вид разрешенного использования: для обслуживания жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, общей площадью 652 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, об указании в решении о том, что оно является основанием для государственной регистрации права на земельный участок, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Уфа РБ.

Судья: Бикчурина О.В.

2-6172/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Андреев Вадим Викторович
Ответчики
Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Управление по городу Уфа Министерства земельных и имущественных отношений РБ
Администрация ГО г. Уфа РБ
Суд
Калининский районный суд г. Уфы
Судья
Бикчурина О.В.
Дело на странице суда
kalininsky.bkr.sudrf.ru
17.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2021Передача материалов судье
17.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2021Подготовка дела (собеседование)
16.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2021Судебное заседание
18.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее