29RS0024-01-2019-002636-39
Дело № 2а-185/2020
5 марта 2020 года г.Архангельск
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Беляевой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Хромцовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Архангельску к Митяеву Роману Алексеевичу о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Архангельску (далее- ИФНС России по г.Архангельску, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к административному ответчику о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени.
В обоснование требований указано, что ответчик Митяев Р.А. является плательщиком и обязан уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, а так же начисления соответствующей суммы пени. Ответчик осуществлял деятельность по оказанию юридических услуг. Согласно информационному письму Октябрьского районного суда г. Архангельска от 04.05.2018 №, налогоплательщик получил доход в размере 30000 рублей за оказание юридических услуг ФИО3, связанных с защитой прав и интересов в споре с СПАО «РЕСО-Гарантия», в том числе: подготовка искового заявления о взыскании страхового возмещения по полису, неустойки и штрафа, ведение дел в суде первой инстанции, предъявление исполнительного листа к исполнению, совершение определенных действий, направленных на взыскание указанных денежных средств. Таким образом, Митяев Р.А. получил доход в размере 30000 рублей. Согласно информационному письму Октябрьского районного суда г. Архангельска от 09.01.2018 №, налогоплательщик получил доход в размере 10000 рублей за оказание юридических услуг ФИО4 о взыскании ущерба и убытков, в том числе: подготовка отзыва на апелляционную жалобу по делу №, представление интересов в суде апелляционной инстанции. Таким образом, Митяев Р.А. получил доход в размере 10000 рублей. Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2017 год административным ответчиком в налоговый орган не представлена. В общей сумме налогоплательщик получил доход за 2017 год в размере 40000 рублей, ответчику начислен налог на доходы физических лиц за 2017 год со сроком уплаты 16.07.2018 в размере 5200 рублей. Указанная сумма в бюджет не поступила. Должнику было направлено требование от 06.12.2018 № об уплате НДФЛ за 2017 год в размере 5200 рублей, пени в размере 183 рублей 22 коп. Требование налогового органа в добровольном порядке не исполнены. Просили суд взыскать с Митяева Р.А. задолженность по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ: налог в размере 5200 рублей за 2017 год, пеню в размере 183 рубля 22коп. за период с 17.07.2018 по 06.12.2018 на общую сумму 5383 рублей 22 коп.
Административный истец представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Сведения об уплате недоимки в суд не представлены, задолженность по налогу, пени сохраняется в полном объеме.
Административный ответчик в суд не явился, извещался по месту регистрации, согласно ст. 165.1 ГК РФ считается извещенным, возражений и доказательств в обоснование возражений не представил. Иного адреса места жительства при подаче возражений на судебный приказ не указал.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы административного дела, обозрев дело № №, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с п.1 ст. 206 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 208 НК к доходам от источников в Российской Федерации относится, в частности вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по налогу на доходы признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу положений п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
В соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
В силу положений п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 225 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 227 НК РФ налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.
В силу п. 5 ст. 227 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 228 НК РФ определено, что исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 228 НК РФ, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу положений п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В целях реализации задач налогового контроля, налоговые органы подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ наделены правом исчисления налогов расчетным путем. При этом определение сумм налога расчетным путем допускается в исключительных случаях, а именно при создании действиями (бездействием) налогоплательщика невозможности исчислить налог в установленном законом порядке, в том числе в случае непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов.
Как следует из материалов дела, в налоговый орган из Октябрьского районного суда г.Архангельска поступили информационные письма от 04.05.2018 №, от 09.01.2018 №, договоры возмездного оказания услуг, расписки из которых следовало, что Митяев Р.А. получил в 2017 году доход в общем размере 40 000 рублей за оказание физическим лицам услуг по юридической консультации, сбору документов, написанию претензий, составлению исковых заявлений, представлению интересов в суде.
В связи с непредставлением Митяевым Р.А.. налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, отражающей вышеуказанные доходы, в установленный законом срок налоговым органом в его адрес ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлялись требования о предоставлении декларации за 2017 год в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, соответствующая налоговая декларация за 2017 год Митяевым Р.А. в налоговый орган представлена не была.
Налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ на основании указанных информационных писем и в связи с непредоставлением налоговой декларации принято решение о внесении информации о начислении Митяеву Р.А. налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 5200 рулей. по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, а так же начисления соответствующей суммы пени. В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
Статья 75 НК РФ закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате налога пенями, которые в соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок (постановление от ДД.ММ.ГГГГ N №, определение от ДД.ММ.ГГГГ N №).
В связи с неуплатой указанной суммы налога на доходы физических лиц в установленный законом срок в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ административному ответчику начислены пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
Поскольку в установленный законом срок обязанность по уплате указанного налога не была исполнена надлежащим образом, что привело к начислению пени, в соответствии со статьей 69 НК РФ Митяеву Р.А. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 5200 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 183 рубля 22 коп.
Однако требование налогового органа налогоплательщиком не было исполнено в установленные сроки, что никем не оспаривается. Доказательств обратного административным ответчиком в силу положений статьи 62 КАС РФ суду не представлено.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
На основании части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществлённого расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
ДД.ММ.ГГГГ в установленный шестимесячный срок Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № Соломбальского судебного района города Архангельска с заявлением о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № Соломбальского судебного района г. Архангельска судебный приказ №а-№ о взыскании с Митяева Р.А. в пользу ИФНС России по г. Архангельску задолженности в сумме 5383 рублей 22 коп. отменен.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный шестимесячный срок.
На основании части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 63 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Возражений относительно суммы предъявленных к взысканию недоимки и пени от административного ответчика не поступило. Доказательств уплаты налога и пени в заявленной к взысканию сумме административный ответчик в суд не представил.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, требование Инспекции о взыскании с ответчика задолженности по налогу, пени подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании ст. 114 КАС РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст.179-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Архангельску к Митяеву Роману Алексеевичу о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени удовлетворить.
Взыскать с Митяева Романа Алексеевича, ИНН № зарегистрированного по адресу: <адрес> Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Архангельску задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ: налог в размере 5200 рублей за 2017 год, пеню в размере 183рубля 22коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Всего взыскать 5383 рублей 22 коп. с перечислением взысканных сумм на счет № в БИК № Отделение Архангельск, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН № (ИФНС России по <адрес>).
Взыскать с Митяева Романа Алексеевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска.
Судья Н.С.Беляева
Мотивированное решение составлено 13 марта 2020 года.