Судья ФИО2 Дело №а-4575/2021
25RS0№-46
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 мая 2021 года <адрес>
Судебная коллегия по административным делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего ФИО3
судей ФИО8, ФИО4
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Владивостокской таможне о признании решения незаконным, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Владивостокской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора». На Владивостокскую таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца путем возврата уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 73 500 руб. Также взысканы с Владивостокской таможни в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины по делу в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя административного ответчика ФИО6. представителя административного истца ФИО7, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:ФИО1 обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что в сентябре 2017 года на территорию РФ ввезено автотранспортное средство – автомобиль марки «Toyota Regius Асе», кузов KDH206-8087366. Транспортное средство включено в Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор. Сбор был рассчитан в соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденным этим постановлением с учетом его грузоподъемности. За указанный автомобиль ею уплачен утилизационный сбор в размере 198 000 руб., исходя из массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности - 3140 кг., с применением коэффициента - 1,32. Однако, утилизационный сбор должен был быть рассчитан, исходя из фактической массы автомобиля без учета грузоподъемности - 2030 кг., с применением коэффициента – 0,83. Таким образом, ошибочно применена разрешено-максимальная масса - РММ (техническая характеристика транспортного средства, включающая в себя грузоподъемность) для определения категории транспортного средства и соответственно, коэффициент расчета суммы платежа, так как применению подлежала масса без нагрузки, то есть фактическая масса транспортного средства. Переплата утилизационного сбора составила 73 500 руб. Она обратилась с заявлением о перерасчете и возврате излишне уплаченный суммы утилизационного сбора в отношении ввезенного автомобиля. ДД.ММ.ГГГГ письмом ей отказано в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора. Этим же письмом направлено решение № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на отсутствие у плательщика излишней уплаты (взыскания) утилизационного сбора и отказано в возврате утилизационного сбора. С решением таможенного органа она не согласна, указывает, что при обращении с заявлением представила все необходимые документы для перерасчета суммы утилизационного сбора.
Просила суд признать незаконным решение Владивостокской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. Возложить на Владивостокскую таможню обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем возврата излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 73 500 руб. Взыскать с Владивостокской таможни расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца и его представителя.
В судебном заседании представитель административного ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве
Судом вынесено указанное выше решение, на которое представителем административного ответчика подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2017 году административным истцом на Таможенную территорию Таможенного союза ввезено автотранспортное средство «Toyota Regius Асе», кузов KDH206-8087366, общий вес которого 2030 кг., разрешенная максимальная масса 3140 кг.
Транспортное средство включено в Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
После выпуска товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой административным истцом в целях соблюдения требований Федерального закона № 89-ФЗ и постановления Правительства РФ № в таможню представлен расчет утилизационного сбора и произведен соответствующий платеж в размере 198 000 руб., исходя из массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности - 3140 кг., с применением коэффициента 1,32.
В расчете суммы утилизационного сбора в отношении указанного товара при определении категории и подлежащего применению коэффициента административным истцом ошибочно использовался суммарный показатель фактической массы транспортного средства, его технической характеристики «грузоподъемность», массы водителя и разрешенного количества пассажиров, в совокупности образующих такой показатель, как: «разрешенная максимальная масса» (РММ).
Полагая, что в рассматриваемом случае подлежал применению коэффициент 0,83 (как для транспортных средств массой не более 2,5 тонны), что привело к излишней уплате утилизационного сбора на сумму 73 500 руб., в целях реализации своего права на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора, ФИО1 обратилась в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
По результатам рассмотрения заявления таможней принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, которое в адрес декларанта направлено письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
ФИО1, считая такое решение незаконным и нарушающим ее права, обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку оснований для определения полной массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности не имелось, при этом указал на то, что юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им своих потребительских свойств. Грузоподъемность транспортного средства, в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля. Именно масса транспортного средства без учета его грузоподъемности необходима для расчета утилизационного сбора, имея в виду, что влияние указанного параметра на процесс утилизации транспортного средства носит объяснимый характер.
С учетом, того что основания для исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного транспортного средства с использованием коэффициента 1,32 отсутствовали, также пришел к выводу, что утилизационный сбор в сумме 73 500 руб. уплачен административным истцом излишне.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции и находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию, уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно п. 5 ст. 24.1 указанного Закона при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.
В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 24.1 Федерального закона виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (далее Перечень №), а также размеров утилизационного сбора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с примечанием 3 к Перечню № размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Согласно разделу II названного Перечня № и примечания 6 к нему базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных на территории Российской Федерации, категории N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий, составляет 150 000 руб.
Для указанных транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора составляет 0,88 - для транспортных средств полной массой не более 2,5 тонн и 2,06 - для транспортных средств полной массой свыше 2,5 тонн, но не более 3,5 тонн.
При этом из буквального прочтения положений Перечня № усматривается, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства. В свою очередь ни Правила №, ни Перечень № не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при расчете суммы утилизационного сбора в отношении транспортного средства, ввезенного ФИО1, показатель «полная масса транспортного средства» определен неверно, в завышенном размере, что повлекло необоснованное использование коэффициента 1,32 вместо коэффициента 0,83 и, как следствие, излишнюю уплату утилизационного сбора в сумме 73 500 руб.
Таможенный орган, возражая против возврата излишне уплаченного утилизационного сбора, исходил из того, что термин «полная масса», обозначенный в Перечне №, конкретен, понятен и определен в нормах Технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ №, пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, совместного приказа МВД России №, Минпромэнерго России №, Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» как совокупность собственной массы автомобиля и максимальной массы груза, водителя и полного топливного бака.
Вместе с тем, как верно отметил суд, утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора, не содержит положений, предписывающих определять размер утилизационного сбора с учетом технической характеристики грузоподъемности в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства.
По смыслу Федерального закона № 89-ФЗ взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами. Уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств.
На отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано правомерным.
С учетом изложенного, вопреки доводам таможни, именно масса транспортного средства необходима для расчета суммы утилизационного сбора, так как влияние только этого параметра на процесс утилизации носит объяснимый характер с учетом правовой и экономической природы утилизационного сбора.
Принимая во внимание отсутствие правовых оснований для исчисления и уплаты утилизационного сбора по спорному автомобилю с использованием коэффициента 1,32, излишнюю уплату ФИО1 утилизационного сбора в сумме 73 500 руб., суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения таможни и удовлетворил заявленные требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что под полной массой транспортного средства следует понимать собственную массу автомобиля и максимальную массу груза, водителя и топливного бака, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и мотивировано отклонен.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Владивостокской таможни – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи