Дело № 2-659/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2020 года гор. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи – Устьянцевой-Мишневой О.О.,
при секретаре судебного заседания – Кулакова Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гетманской-Пименовой Марины Владимировны к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае №2, третье лицо: КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» о возложении обязанности досрочно начислять и выплачивать пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Гетманская-Пименова М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае №2, третье лицо КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» о возложении обязанности досрочно начислять и выплачивать пенсию. В обоснование требований истец указала, что (дата) она (Гетманская-Пименова М.В.) обратилась в отдел Пенсионного фонда по Центральному округу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в гор. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края за назначением страховой пенсии согласно части 1 пункту 20 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за работу в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в РФ» право на установление досрочной пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, независимо от возраста. Решением (№) от (дата) Управления Пенсионного фонда РФ в Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края истцу было отказано в выплате пенсии. Основанием для отказа послужило то, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по стажу не включены периоды работы: - фельдшер линейной бригады в Муниципальном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре с (дата) по (дата) – 4 года 1 месяц 12 дней. Считает отказ в назначении пенсии необоснованным и незаконным по следующим основаниям. Организационно-правовая форма деятельности Станции скорой медицинской помощи гор. Комсомольска-на-Амуре неоднократно менялась: до (дата) она наименовалась Станция скорой медицинской помощи (ССМП) гор. Комсомольска-на-Амуре; с (дата) по (дата) - Муниципальным предприятием «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре; с (дата) по (дата) - Муниципальным учреждением «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре; с (дата) по (дата) - Муниципальным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре; с (дата) по (дата) - Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре; с (дата) и по настоящее время Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре. На протяжении всего этого времени основным видом деятельности Станции, исходя из содержания ее Уставов, являлось оказание экстренной медицинской помощи больным, роженицам и пострадавшим жителям г. Комсомольска-на-Амуре и пригородов. Следовательно, и в оспариваемый период данная Станция, несмотря на изменения организационно-правовых норм и наименований, выполняла все те же функции Станции скорой медицинской помощи, что свидетельствует о тождественности указанных выше организаций.
Обращаясь с иском в суд Гетманская-Пименова М.В. просит отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в гор. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (№) от (дата) в части исключения из специального стажа периодов работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с нормами ст.30 п.20 части 1 статьи Федерального закона «О страховых пенсиях» от (дата) как вынесенное не обосновано. Установить тождественность функций, выполняемых в муниципальном предприятия «Станция скорой медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре к муниципальному учреждению « Станция скорой медицинской помощи» за периоды с (дата) по (дата); включить данные периоды в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по ст.30 п.20 части 1 Федерального закона «О страховых пенсиях» от (дата). Просит признать за ней право на досрочную пенсию по старости в соответствии с нормами ст.30 п. 20 части 1 Федерального закона «О страховых пенсиях» от (дата) и обязать Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в гор. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края назначить Гетманской-Пименовой М.В. пенсию по старости (досрочно) и выплачивать с (дата).
В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования и просила суд отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в гор. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (№) от (дата) в части исключения из специального стажа периодов работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с нормами ст.30 п.20 части 1 статьи Федерального закона «О страховых пенсиях» от (дата) как вынесенное не обосновано. Установить тождественность функций, выполняемых в муниципальном предприятия «Станция скорой медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре к муниципальному учреждению «Станция скорой медицинской помощи» за периоды с (дата) по (дата); включить данные периоды в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по ст.30 п.20 части 1 Федерального закона « О страховых пенсиях» от (дата).
Истец Гетманская-Пименова М.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных требований. Дополнительно суду пояснила, что в медицинском учреждении «Станция скорой медицинской помощи» она исполняла одну и ту же трудовую функцию, связанную с медицинской неотложной помощью людям. Также пояснила, что Станция имела различные наименования, что отражено в Уставах.
Представитель ответчика ПФР № 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае - Останина О.В., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований указывая на несостоятельность требований истца о включении периода ее работы (дата) - (дата) в должности Муниципального предприятия «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», поскольку предприятие не поименовано Списком № 781 и ранее действующими списками. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным Фондом РФ устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. 27 Закона № 173-Ф3, а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Тождество Муниципального предприятия «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре и «Муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре Министерством труда и социальной защиты РФ не установлено. ПФР не имеет полномочий по самостоятельному установлению такой тождественности. Вместе с тем, правовая позиция о решении вопроса о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, изложена в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии». Данный вопрос решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.). При этом указано на недопустимость установления тождественности различных наименований работ, профессий, должностей.
Представитель третьего лица – Мартынова Н.Я., действующая на основании доверенности, исковые требования Гетманской-Пименовой М.В. с учетом их уточнения полагала необходимым удовлетворить.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах. Соблюдение принципа равенства всех перед законом имеет важное значение при обеспечении граждан государственными пенсиями и пособиями.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что (дата) Гетманская-Пименова М.В. обратилась в отдел Пенсионного фонда по Центральному округу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в гор. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края за назначением страховой пенсии согласно части 1 пункту 20 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» за работу в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением (№) от (дата) Управлением Пенсионного фонда РФ в Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края было отказано в выплате пенсии. Основанием для отказа послужило то, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по стажу не включены периоды работы: - фельдшер линейной бригады в Муниципальном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», гор. Комсомольска-на-Амуре. (дата) - (дата) – 4 года 1 месяцев 12 дней.
Судом установлено, что организационно-правовая форма деятельности Станции скорой медицинской помощи г. Комсомольска-на-Амуре неоднократно менялась: до (дата) она наименовалась Станция скорой медицинской помощи (ССМП) гор. Комсомольска-на-Амуре; с (дата) по (дата) - Муниципальным предприятием «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре; с (дата) по (дата) - Муниципальным учреждением «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре; с (дата) по (дата) - Муниципальным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре; с (дата) по (дата) - Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре; с (дата) и по настоящее время Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» гор. Комсомольска-на-Амуре. Стороной ответчика и третьего лица на стороне ответчика не оспаривается сам факт работы в указанные периоды на указанных истцом должностях Гетманской-Пименовой М.В., в связи с чем дополнительному доказыванию в соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ не подлежит (подтверждается трудовой книжкой, приказами о приеме на работу, трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к трудовому договору).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ право на установление досрочной страховой пенсии по старости предоставлено ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного закона: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья вселения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах независимо от их возраста.
В соответствии с частью 4 ст. 14 Закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Норма части 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ предусматривает возможность исчисления периодов работы (деятельности), имевших место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ, с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Положениями п.п. «н» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление № 665) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список № 781; для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с (дата) по (дата) включительно - Список должностей, работа в которых учитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 (далее - Список № 1066); для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с (дата) по (дата) включительно - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (далее - Список № 464). Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») далее - Перечень № 1397), - применяется для учета периодов соответствующей деятельности.
Право на пенсию определяется при наличии двух условий: работа в определенных учреждениях и в определенных должностях, предусмотренных Списками.
Списки № 781, № 1066 и № 464, а также Номенклатура учреждений предусматривают включение в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, работу в определенных должностях и в определенных учреждениях здравоохранения.
Указанные списки применяются строго последовательно к периодам работы в периоды их действия. Списки являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат.
Вместе с тем нецелесообразно было и при определении права на досрочное назначение пенсии истца применять нормы ранее действовавшего законодательства (Перечень № 1397, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действующего до 1.10.1993 года) в периоды работы истца, поскольку указанным Постановлением № 1-397 должность младшей медицинской сестры не предусмотрена.
Исходя из буквального толкования раздела II п. 1 Перечня № 1397 право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения предоставлялось медицинским сестрам - всем независимо от наименования должности, т.е. помимо общего наименования «медицинская сестра», правом на пенсию пользовались медицинские сестры с различной специализацией, например, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра процедурной и др.
Разрешая требования о включении в специальный стаж работы с (дата) по (дата), суд приходит к следующему.
Истец Гетманская-Пименова М.В. в период с (дата) по (дата) работала в должности фельдшер линейной бригады в Муниципальном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи».
В обоснование своих возражений ответчик ссылается на то обстоятельство, что предприятие не предусмотрено Списком № 781, в связи с чем включить данный период в специальный стаж не представляется возможным.
Между тем, суд не может согласиться с данной позицией представителя ответчика по следующим основаниям.
В судебном заседании также установлено что, в период с (дата) года до (дата) юридическое лицо, осуществляющее лечебную деятельность, именовалось Муниципальным предприятием «Станция скорой медицинской и неотложной помощи», в период с (дата) по (дата) год существовало в виде Муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской и неотложной помощи», с (дата) года – Краевое государственной бюджетное учреждение «Станция скорой медицинской помощи».
Сравнительный анализ представленных Уставов Муниципального предприятия и Муниципального учреждения здравоохранения показывает, что основной целью и учреждения и предприятия является оказание квалифицированной медицинской помощи населению гор. Комсомольска-на-Амуре. Уставами, как муниципального учреждения, так и муниципального предприятия предусматривался единый источник финансирования - бюджет и имущество муниципального образования. Таким образом, цели деятельности организаций в связи с изменением наименования не менялись, а истец продолжала трудиться, оказывая населению именно медицинскую лечебную помощь в составе выездной бригады, при этом руководствовалась должностной инструкцией фельдшера.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что переименование Муниципального предприятия в Муниципальное учреждение здравоохранения, где истец работала в должности медицинской сестры выездной бригады скорой медицинской помощи, не повлекло за собой изменение профиля учреждения, а также не повлияло на содержание должностных обязанностей истца, в связи с чем суд находит обоснованным требование истца об установлении тождественности выполняемых трудовых функций Гетманской-Пименовой М.В. в МП «Станция скорой медицинской и неотложной помощи» и Муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской и неотложной помощи» с (дата) по (дата).
Поскольку согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464, исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии приводится из расчета один год работы, как один год и 6 месяцев, периоды работы Гетманской-Пименовой М.В. должны были быть включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным удовлетворить требования истца с учетом их уточнения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гетманской-Пименовой Марины Владимировны к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2, третье лицо: КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» о возложении обязанности досрочно начислять и выплачивать пенсию,
- удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 за (№) от (дата) в части невключения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости за период с (дата) по (дата) - 4 года 1 месяц 12 дней.
Установить тождество выполняемых трудовых функций Гетманской-Пименовой Марины Владимировны в Муниципальном предприятии «Станция скорой медицинской и неотложной помощи» города Комсомольска-на-Амуре к трудовым функциям в Муниципальном учреждении здравоохранения «Станция скорой медицинской и неотложной помощи».
Возложить на Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год, как 1 год и 6 месяцев периоды - (дата) по (дата) - 4 года 1 месяц 12 дней.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления текста решения суда в окончательной форме.
Судья О.О. Устьянцева-Мишнева