Дело №а-428/2022
УИД 11RS0№-35
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре Габовой Е.А.,
с участием прокурора Филипповой М.О., представителя административного ответчика Сёминой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июля 2022 года в <адрес> административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности обеспечить объект дошкольного образования системой транспортной инфраструктуры,
установил:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми возложении обязанности обеспечить объект дошкольного образования системой транспортной инфраструктуры.
В обоснование требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что с 2013 года по 2022 год администрацией в кадастровом квартале 11:04:№ (м. Пичипашня <адрес>) проводится работа по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. Для обеспечения льготной категории граждан в указанном квартале необходимой социальной инфраструктурой по результатам исполнения муниципального контракта, <дата> в м.Пичипашня <адрес> введен в эксплуатацию детский сад на 270 мест. Вместе с тем, транспортное сообщение к детскому саду является стихийным и осуществляется посредством накатанных гражданами просек, отсыпанных щебнем, содержание которых органами местного самоуправления не осуществляется, что свидетельствует о непринятии административным ответчиком мер к надлежащему обеспечению дошкольного образования соответствующей транспортной инфраструктурой.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования с учетом уточнений, также просил предоставить время для уточнения административных исковых требований.
Представитель административного ответчика просила отказать в удовлетворении требований по доводам письменных отзывов, указав, что администрацией в рассматриваемом случае бездействия не допущено. По дорогам, проходящим по <адрес> и 70 лет Победы, по иску прокурора решением суда от <дата> на администрацию возложена обязанность обеспечить безопасные условия эксплуатации дорожных объектов. Во исполнение данного решения администрацией в 2020 и 2021 гг. заключены муниципальные контракты, в рамках которых обустроены два проезда к детскому саду в м. Пичипашня. Кроме того, <дата> получено положительное заключение повторной государственной экспертизы по проектной документации по объекту «Строительство внутрипоселковой транспортно-пешеходной сети в местечке Пичипашня <адрес>», при этом планируется не обустройство дороги, а строительство дорожной инфраструктуры. Адресной инвестиционной программой, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от <дата> №-р, в 2023 году предусмотрены бюджетные ассигнования свыше 300 млн. руб. Возражала против предоставления прокурору времени для уточнения требований, поскольку судом неоднократно предоставлялось время для подачи уточнений.
Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>» извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
Судом поставлен вопрос об оставлении административного искового заявления прокурора без рассмотрения.
Прокурор против оставления административного искового заявления без рассмотрения не возражала, представитель административного ответчика разрешение поставленного судом вопроса оставила на усмотрение суда.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что <дата> прокурор обратился в Сыктывдинский районный суд Республики Коми с административным исковым заявлением к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, в котором просил возложить на администрацию обязанность в срок до <дата> обустроить стационарное уличное освещение, проезжую часть дорожным покрытием как грунтовое улучшенное с проведением работ по усилению существующего покрытия, тротуары (пешеходные дорожки): от земельного участка с кадастровым номером 11:04:№ до земельного участка с кадастровым номером 11:04№ (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 11:04:№, 11:04№, 11:04:№, 11:04:№); от земельного участка с кадастровым номером 11:04:№ до земельного участка с кадастровым номером 11:04:№ (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 11:04:№, 11:04:№); вдоль земельного участка с кадастровым номером 11:04:№ до земельного участка с кадастровым номером 11:04:№ (вдоль земельного участка с кадастровым номером 11:№).
Каких-либо документов, позволяющих суду сопоставить указанные земельные участки с заявленной территорией детского сада, проверить обоснованность требований в этой части, прокурором суду не представлено ни с административным иском, ни в судебное заседание, назначенное на <дата>, в этой связи судебное заседание отложено на <дата>.
В судебное заседание <дата> суду прокурором представлен фрагмент дежурной кадастровой карты с отражением территории, заявленной в административном иске. Возражая заявленным требованиям, со ссылкой на представленные суду документы в обоснование своих возражений, администрация указала, что земельные участки с кадастровыми номерами 11:04:№ и 11:№ не имеют отношения к территории детского сада, земельный участок с кадастровым номером 11:04:№ предоставлен в бессрочное пользование МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида <адрес>» и обустроен при строительстве объекта в рамках мероприятий по благоустройству территории. По земельным участкам с кадастровыми номерами 11:04№ и 11№ вопрос об обеспечении безопасных условий эксплуатации дорожных объектов разрешен судом по иску прокурора в 2017 году, на администрацию возложены соответствующие обязанности.
По ходатайству прокурора в судебном заседании <дата> судом объявлен перерыв до <дата> для уточнения административных исковых требований, при этом дата следующего судебного заседания согласована со сторонами, прокурор указал, что предоставленного времени достаточно для уточнения иска.
В судебное заседание <дата> прокурором уточнения не представлены, заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с необходимостью привлечения специалистов для установления конкретных границ земельных участков, судебное заседание отложено на <дата>, прокурору указано, что в случае уточнения требований необходимо представить суду доказательства их направления в адрес ответчика и заинтересованных лиц.
В судебное заседание <дата> прокурором представлены уточнений административных исковых требований (с отметкой об их вручении администрации района <дата>), согласно которым прокурор просит возложить на администрацию обязанность в срок до <дата> обустроить в соответствии с требованиями пунктов 5, 6, 7 ГОСТ 50597-2017 дорожное покрытие проезжей части, тротуары (пешеходные дорожки), стационарное уличное освещение на следующих территориях: от земельного участка с кадастровым номером 11:04:№ (от точки с координатами N 61°37"12.6" Е 050°44"21.2") до смежных земельных участков с кадастровыми номерами № (до точки с координатами N 61°37"14.7" Е 050°44"04.9") (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 11№ от смежных земельный участков с кадастровыми номерами № (от точки с координатами N 61°37"13.6" Е 050°44"11.2") до земельного участка с кадастровым номером № (до точки с координатами N 61°37"06.9" Е 050°44"07.5") (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 11№); от земельного участка с кадастровым номером 11:04:№ (от точки с координатами N 61°37"06.9" Е 050°44"07.5") до точки с координатами N 61°37"06.7" Е 050°43"56.1") (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 11№).
Возражая данным уточнениям, администрация указала, что по указанные в уточненных требованиях координаты также проходят по земельным участкам, вопрос об обустройстве которых решен судом в 2017 году, кроме того, указала, что по проектной документации по объекту «Строительство внутрипоселковой транспортно-пешеходной сети в местечке Пичипашня <адрес>», по которой получено положительное заключение государственной экспертизы и на которое затрачено по муниципальному контракту свыше 7 млн. руб., предусмотрено строительство дорожной сети на участках, отличающихся от заявленных прокурором, и в случае удовлетворения иска прокурора, администрацией необходимо будет разработать новый проект, что приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств.
Уточнения административных требований от <дата> судом приняты к производству, судебное заседание отложено на <дата>.
В судебном заседании <дата> прокурором вновь заявлено ходатайство о предоставлении времени для уточнения административных исковых требований в части координат заявленных к обустройству земельных участков, с указанием на то, что координаты будут приведены в соответствие с координатами, в которых администрация намерена осуществить строительство улично-дорожной сети в м. Пичипашня.
Кодекс административного судопроизводства РФ устанавливает требования к форме и содержанию административного искового заявления и прилагаемых к нему документов (ст. 125, 126 и 209), соблюдение которых административным истцом необходимо для правильного разрешения судом административного дела.
В частности, согласно положениям ст. 125 Кодекса административного судопроизводства РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования. В соответствии с нормами ст. 126 Кодекса административного судопроизводства РФ к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.
В случае, если административное исковое заявление подано с нарушением предъявляемых к нему, в том числе ст. 125 и 126 Кодекса административного судопроизводства РФ требований, судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указываются основания для этого и устанавливается разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения (ч. 1 ст. 130 и ч. 3 ст. 210). Если же выявленные нарушения требований, предусмотренных положениями ст. 125 и 126 Кодекса административного судопроизводства РФ, не были устранены в установленный судом срок, то суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения (п. 5 ч. 1 ст. 196). Также положениями п. 5 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования.
Данное правовое регулирование направлено на обеспечение как гарантии своевременного информирования административного ответчика о позиции по делу административного истца, так и права административного истца на обращение в суд.
В рассматриваемом случае административным истцом выступает прокурор, т.е. лицо, обладающее публичными полномочиями. Вместе с тем, обращаясь с иском в суд, прокурором содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов в обоснование требований подготовлено таким образом, что не позволяет суду определить предмет спора, а именно границы заявленных к обустройству земельных участков, и разрешить в судебном порядке заявленные требования.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству прокурора о предоставлении времени для уточнения требований судом дважды переносились судебные заседания (перерыв и отложение) с предоставлением времени для уточнения заявленных требований с установлением сроков. В настоящем судебном заседании прокурором вновь заявлено ходатайство о предоставлении времени для уточнения административных исковых требований.
На основании изложенных обстоятельств и вышеприведенных процессуальных норм закона, с учетом даты подачи иска и установленных сроков рассмотрения административных дел данной категории, суд приходит к выводу о применении положений п. 5 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства РФ и оставлении административного искового заявления без рассмотрения.
Согласно ч. 3 ст. 197 Кодекса административного судопроизводства РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
Учитывая изложенное и, руководствуясь ст. 125, 126, 196-199 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
определил:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности обеспечить объект дошкольного образования системой транспортной инфраструктуры оставить без рассмотрения.
Разъяснить прокурору, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, он вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение пятнадцати дней с момента его вынесения.
Судья Т.А. Сурнина