РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2015г. с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи - Дашдемирова Д.Р., при секретаре судебного заседания- Курбанове Т.К., с участием истца-начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> Абачараева О.А., ответчика МО «<адрес>» Исаева Н.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей к главе МО «<адрес>» об обязании МО «<адрес>» обеспечить производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», разработать и согласовать программу производственного контроля по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, об обязании МО «<адрес>» обеспечить производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», разработать и согласовать программу производственного контроля по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, об обязании МО «<адрес>» приобрести, установить и задействовать хлораторную установку для обеспечения стабильного гиперхлорирования воды, а также провести ревизию, ремонт и дезинфекцию участков водопроводных сетей села, где отмечаются стойкие бактериальные загрязнения лабораторно исследованных проб воды из стационарных точек,-
Установил :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (далее ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>) в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к главе МО «<адрес>» об обязании МО «<адрес>» обеспечить производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», разработать и согласовать программу производственного контроля по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, обязать МО «<адрес>» обеспечить производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», разработать и согласовать программу производственного контроля по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, обязать МО «<адрес>» приобрести, установить и задействовать хлораторную установку для обеспечения стабильного гиперхлорирования воды, а также провести ревизию, ремонт и дезинфекцию участков водопроводных сетей села, где отмечаются стойкие бактериальные загрязнения лабораторно исследованных проб воды из стационарных точек.
Из искового заявления вытекает, что в соответствии со ст. 45 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» (далее - Положения) для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется государственный социально - гигиенический мониторинг.
Согласно п. 6 вышеуказанного Положения, в целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:
а) за состоянием здоровья населения;
б) за факторами среды обитания человека, включая социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха).
Во исполнение вышеуказанных положений законодательства Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) по <адрес> в <адрес> осуществляется наблюдение за состоянием водоснабжения в <адрес> и <адрес> РД.
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 23 ФЗ № от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, а также органы местного самоуправления поселений обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (п. 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам (п. 2).
В соответствии с ч. 5 ст. 4 «Качество товара (работы, услуги)» Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ, № «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения относятся: организация водоснабжения населения; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений (ст. 38 ФЗ №416); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ и их согласование; производственный контроль качества питьевой воды, программа производственного контроля (ст.ст. 25, 41 ФЗ №416); согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а также иных вопросов, предусмотренных указанным федеральным законом.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений утверждаются органами местного самоуправления. Согласно ст. 25 вышеуказанного закона должен проводиться производственный контроль качества питьевой воды, который включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения, в порядке, установленном Правительством РФ. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор (п. 5 ст. 25 ФЗ № от 07.12.11г.)
В 2014г. и январе, феврале 2015г. в <адрес> отмечен рост заболеваемости населения острой кишечной инфекцией (92 случая) в 3 раза в сравнении с тем же перио<адрес>.(30 случаев) За 2014 год и январь, февраль месяцы 2015г по результатам проведенных исследований проб воды, отобранных в муниципальных образованиях сел <адрес>, выявлено несоответствие качества воды требованиям санитарных норм и правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Так из отобранных в 2014г. и январь - феврале 2015г. 33-ми проб водопроводной питьевой воды на микробиологические показатели в «<адрес>», все 17 не соответствовали установленным санитарным требованиям к качеству питьевой воды (или 51.5%).
В рамках административного расследования по выявленным нарушениям составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ и направлены на рассмотрение в районный суд <адрес>.
Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга ежемесячно проводятся исследования качества питьевой воды в 2014г.и по февраль 2015г. По итогам результатов исследований в адрес ТО Роспотребнадзора по РД в <адрес> поступили протоколы лабораторных исследований питьевой воды в общеобразовательных школах, в частности протокол № 82к от 03.04.2014г. МКОУ «Манас СОШ №1», «<адрес>» вода водопроводная. В отобранных пробах воды на микробиологическое исследование выявлены - общие колиформные бактерии 6 в 100мл (в норме не должны обнаруживаться), общее микробное число 56 КОЕ в 1 мл (гигиенический норматив - 50).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (п. 1).
По результатам проведенных наблюдений за качеством питьевой воды, подаваемой жителям муниципального образования, в 2013-2014г.г. МО «<адрес>» неоднократно привлекалось к административной ответственности.
Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении Администрацией «<адрес>» законных интересов неопределенного круга потребителей, так как водоснабжение жителей «п..Манас за период с января по декабрь 2014г. и по февраль 2015г. осуществлялось с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
В силу ст. 46 указанного Закона, Федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей), противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.
В соответствии с ч. 3 указанной статьи Закона, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Принимая во внимание вышеизложенное, в целях недопущения нарушения действующего законодательства, руководствуясь ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 1, просит суд:
Обязать МО «<адрес>» обеспечить производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», разработать и согласовать программу производственного контроля по санитарно-химическим и микробиологическим показателям.
Обязать МО «<адрес>» обеспечить производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», разработать и согласовать программу производственного контроля по санитарно-химическим и микробиологическим показателям.
Обязать МО «<адрес>» приобрести, установить и задействовать хлораторную установку для обеспечения стабильного гиперхлорирования воды, а также провести ревизию, ремонт и дезинфекцию участков водопроводных сетей села, где отмечаются стойкие бактериальные загрязнения лабораторно исследованных проб воды из стационарных точек.
В судебном заседании представитель ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> Абачараев О. А., поддержал исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Глава МО «<адрес>» Исаев Н.Г. исковые требования не признал и показал, что по вопросу водоснабжения чистой водой жителям «<адрес>» он неоднократно письменно обращался на имя Президента, Председателя Правительства Республики Дагестан и главе администрации <адрес>, а так же для строительства очистных сооружений. Однако его обращения остались безрезультатными. У администрации МО «<адрес>» для строительства очистных сооружений для питьевой воды отсутствуют денежные средства
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п.1 ст. 19 Федерального закона № 52 -ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется производственный контроль над соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических мероприятий в процессе выполнения работ и оказания услуг, в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека и среды обитания таких работ и услуг.
Согласно п. 3.2 и 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети; безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
В деле имеются протоколы лабораторных исследований питьевой воды, подаваемой жителям «<адрес>», изъятых из разных источников, согласно которым качество воды не соответствует нормам и правилам СанПиН 2.1.4.1074-01.
Согласно ст. 14 ч.1п.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЭ «Об ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГг. № орган государственного надзора, вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Учитывая эти требования закона, суд считает необходимым удовлетворить требования истца,
При предъявлении иска ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> освобожден от уплаты госпошлины.
МО « <адрес>» является органом местного самоуправления. Поэтому, согласно п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, также освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд-
Решил :
Исковые требования ТО Управление Роспотребнадзор по РД в <адрес> - удовлетворить.
Обязать МО «<адрес>» обеспечить производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», разработать и согласовать программу производственного контроля по санитарно-химическим и микробиологическим показателям.
Обязать МО «<адрес>» обеспечить производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», разработать и согласовать программу производственного контроля по санитарно-химическим и микробиологическим показателям.
Обязать МО «<адрес>» приобрести, установить и задействовать хлораторную установку для обеспечения стабильного гиперхлорирования воды, а также провести ревизию, ремонт и дезинфекцию участков водопроводных сетей села, где отмечаются стойкие бактериальные загрязнения лабораторно исследованных проб воды из стационарных точек.
Контроль качества» и в месячный срок после вступления решения в законную силу довести это решение суда через средства массовой информации до сведения потребителей.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Верховного суда Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной формулировке, через районный суд.
Председательствующий: