Судья Гилева О.М.
Дело № 7-1333/2018 (21-766/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 14 августа 2018 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Мартиросяна Мартина Ростомовича, защитника Лущенко Ксении Константиновны на решение судьи Очерского районного суда Пермского края от 27.06.2018 и постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25.04.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
Постановлением начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н. от 25.04.2018 №** должностное лицо – конкурсный управляющий Открытого акционерного общества «Пермские сельские леса» (далее ОАО «Пермсельлес») Мартиросян М.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Очерского районного суда Пермского края от 27.06.2018, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника Мартиросяна М.Р. Лущенко К.К., данное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, подписанной Лущенко К.К., Мартиросяном М.Р., ставится вопрос об отмене постановления от 25.04.2018 и решения от 27.06.2018, прекращении производства по делу, со ссылкой на то, что ОАО «Пермсельлес» самостоятельно заготовку древесины не осуществляет, такая возможность у него отсутствует. 30.11.2016 между ОАО «Пермсельлес» и ООО «Строитель» заключен договор купли-продажи древесины, согласно которому последнее обязалось осуществлять заготовку древесины с соблюдением действующего законодательства. На момент совершения административного правонарушения ответственным за соблюдением лесного законодательства на спорном лесном участке должностным лицом являлся директор филиала ОАО «Пермсельлес» М1.
В судебном заседании Мартиросян М.Р. жалобу по ее доводам поддержал, просил применить положения ст.4.1.1 КоАП РФ, заменив административный штраф на предупреждение.
Изучив доводы жалобы, заслушав Мартиросяна М.Р., исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Пермсельлес», прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей.
В силу ч.3 ст.16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, определено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с п.п. «а» п.17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время.
Основанием для привлечения ОАО «Пермсельлес» к административной ответственности послужило невыполнение юридическим лицом приведенных выше требований.
Как установлено, ОАО «Пермсельлес» на основании договора аренды лесного участка №** от 07.09.2009 был предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 11426,1 га местоположением: ****, включая выдел ** квартала ** (ГЗЗ «****») – 2,5 га.
В соответствии с лесной декларацией от 21.03.2016, технологической картой в период с 29.04.2016 по 28.04.2017 ОАО «Пермсельлес» осуществляло в указанном выделе заготовку древесины способом сплошной рубки.
На момент осмотра указанной лесосеки 28.06.2017, 19.07.2017 согласно актам осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от указанных дат выявлено невыполнение арендатором работ по очистке места рубки (лесосеки) от порубочных остатков на площади 1,2 га.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Допущенное ОАО «Пермсельлес» как арендатором лесного участка, которому следовало принимать меры к недопущению нарушения лесного законодательства, нарушение подтверждается соответствующими актами, фототаблицами. Наличие нарушения по существу не оспаривается стороной защиты.
В соответствии с п.13.1 договора аренды арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим договором.
Фактическая заготовка древесины иным лицом не исключает возможности привлечения к административной ответственности должностного лица арендатора, которому следовало осуществлять контроль за действиями лиц, производящими рубку, принимать меры к недопущению нарушения лесного законодательства. В связи с этим не принимаются доводы о том, что рубка осуществлялась силами ООО «***» - покупателя на основании договора купли-продажи древесины №** от 30.11.2016, которым, как следует отметить, предусмотрена обязанность покупателя в целях установления факта соблюдения лесного законодательства при осуществлении заготовки в течение 20 дней с момента окончания срока действия договора или окончания срока действия разрешительных документов, в зависимости от того, что наступит ранее, в бесснежный период, представить места рубок для освидетельствования продавцу. Следовательно, ОАО «Пермсельлес» имело право проверять ход и качество работы, выполняемой покупателем древесины, а Мартиросян Р.М. как должностное лицо не было лишено возможности распорядиться относительно проведения проверки соблюдения покупателем лесного законодательства.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Понятие должностного лица связано согласно примечанию к приведенной норме с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Согласно материалам дела Мартиросян М.Р. утвержден конкурсным управляющим ОАО «Пермсельлес» на основании определения Арбитражного суда Пермского края от 17.11.2015 (резолютивная часть оглашена 03.11.2015).
В соответствии с п.1 ст.129 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Исходя из указанных нормативных положений, конкурсный управляющий ОАО «Пермсельлес» Мартиросян М.Р. является надлежащим субъектом административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Доводы заявителя об отсутствии в его действиях субъективной стороны вмененного ему правонарушения правильно признаны судьей районного суда несостоятельными, поскольку требования лесного законодательства не были соблюдены вследствие ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей Мартиросяном М.Р., не осуществлявшего должным образом контроль за соблюдением организацией лесного законодательства.
В этой связи не принимаются доводы о возложении соответствующих обязанностей на директора Верещагинского филиала ОАО «Пермсельлес» М1. Доводам в этой части судьей районного суда дана оценка. Следует отметить, что представленная должностная инструкция директора филиала ОАО «Пермсельлес», утвержденная конкурсным управляющим Мартиросяном М.Р., не позволяет прийти к безусловному выводу, какие конкретно функции возложены на директора филиала в рамках договора аренды от 07.09.2009.
Ссылка на то, что конкурсный управляющий не имел возможности в силу особенностей конкурсного производства затратить денежные средства должника на устранение соблюдение требований лесного законодательства, не исключает вину должностного лица в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в установленный годичный срок давности привлечения к административной ответственности, соразмерно содеянному, является справедливым и соответствует принципу индивидуализации наказания. Довод о том, что Мартиросяну М.Р. назначено максимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, не соответствует постановлению. Условия для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ в данном случае отсутствуют.
Процессуальные нарушения, которые бы повлияли на законность привлечения Мартиросяна М.Р. к административной ответственности, не допущены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Решение судьи Очерского районного суда Пермского края от 27.06.2018, постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25.04.2018 оставить без изменения, жалобу Мартиросяна Мартина Ростомовича, защитника Лущенко Ксении Константиновны – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья –