Решение по делу № 2а-222/2018 от 26.12.2017

Дело № 2а-222/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2018 года                                                                                                   п. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Смирновой С.А.,

при секретаре судебного заседания Елисеевой О.Г.,

с участием административного истца Порфирьева Е.И.,

представителя ответчика призывной комиссии военного комиссариата Чебоксарского и Мариинско – Посадского районов Чувашской Республики и заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат» Ильдеркиной Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Порфирьева Евгения Ильича к призывной комиссии военного комиссариата Чебоксарского и Мариинско – Посадского районов Чувашской Республики о признании решения от 23 ноября 2017 года незаконным,

установил:

Порфирьев Е.И. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии военного комиссариата Чебоксарского и Мариинско – Посадского районов Чувашской Республики о признании решения от 23 ноября 2017 года незаконным.

Исковые требования мотивированы тем, что 23 ноября 2017 г. решением призывной комиссии Чебоксарского района Чувашской Республики (протокол № 2У) административный истец Порфирьев Е.И. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законные основания, и зачислен в запас по достижению предельного возраста призыва на военную службу. Комиссия пришла к выводу, что он уклонился от призыва на военную службу.

Истец считает данное решение незаконным и необоснованным, нарушающим его право на получение военного билета, что несёт за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порфирьев Е.И. принят на первичный воинский учёт с 16 января 2006 г. военным комиссариатом Чебоксарского района и состоял на учёте в военном комиссариате Калининского и Ленинского районов г. Чебоксары.

В 2007 году он поступил на обучение в РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева г. Москва, в связи с чем получил отсрочку от призыва на военную службу до 01 июля 2012 г. После окончания учёбы поступил в аспирантуру при РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева г. Москва и ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 сентября 2015 года.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 поименованного Закона). Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно статье 22 этого же Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В соответствии с п. 2 б ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования -подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

Приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 года № 1365 утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), зарегистрированы в Минюсте РФ 10 мая 2011 года № 20700.

В соответствии с пунктом 4 указанных требований нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования по очной форме обучения не может превышать три года.

Таким образом, срок, на который аспирант вправе получить отсрочку, составляет три года на период обучения и не более одного года на защиту диссертации.

Как следует из содержания Письма Минобрнауки РФ от 03 мая 2011 года № 04-279 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре» в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования. Обучение в аспирантуре осуществляется по специальностям научных работников, указанным в Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. № 59 (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2009 г., регистрационный № 13561).

Основанием для предоставления отсрочки гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения, является свидетельство о государственной аккредитации по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования.

Таким образом, предоставление права на отсрочку от призыва на военную службу не связывается с какими-либо другими условиями, кроме тех, что указаны в подпункте «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно (п., п. 41, 42, 51, 52 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утв. Приказом Министерства образования России от 27 марта 1998 г. N 814) Аспирант за время обучения в аспирантуре обязан полностью выполнить индивидуальный план: сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;

завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.

После успешного завершения обучения в аспирантуре (то есть издания приказа об отчислении) соискателю не требуется вновь получать отсрочку — она сохраняется за ним. Для сохранения отсрочки аспирант должен окончить аспирантуру, то есть завершить обучение в установленный срок или досрочно, выполнить нормативно установленные обязанности и не быть отчисленным из аспирантуры по иным основаниям.

После окончания обучения, с 01 октября 2015 г. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № А-107 «Об отчислении аспирантов») Порфирьев Е.И. был отчислен с аспирантуры с рекомендацией защиты диссертации. В дальнейшее время находился в поиске диссертационного совета для прикрепления и защиты диссертации.

Согласно справке к от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральным агентством научных организаций ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова», предполагаемая защита диссертационной работы сентябрь 2016 года.

При этом истец осуществлял трудовую деятельность в АО КБ «ИНТЕРПРОМБАНК» с 2012 года, который ежегодно, с 2012 года, направлял сведения на имя военного комиссара Тимирязевского ОВК о гражданах, пребывающих в запасе, для сведения данных личных карточек ФТ-2 с х учётными карточками.

В период предзащиты на мероприятия призыва по месту постоянного и временного жительства, по месту учёбы, работы никто Порфирьев Е.И. не вызывал, он к административной и уголовной деятельности не привлекался.

В октябре 2016 г. в военном комиссариате г. Москве, когда Порфирьев Е.И. пришёл на комиссию, его личного дела не нашли и, порекомендовали обратиться за получением военного билета по месту постоянного жительства в военный комиссариат Чебоксарского района. По прибытию в Чувашию написал заявление в военный комиссариат Чебоксарского и Мариинско-Посадского районов Чувашской Республики о выдаче мне военного билета и прошёл медицинскую комиссию.

Данных о том, что Порфирьев Е.И. намеренно не являлся по повесткам военного комиссариата, не имеется, протокол не раскрывает и не отражает ход заседания призывной комиссии.

В силу п. 2 ст. 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4).

Между тем, сведений об обращениях должностных лиц военного комиссариата в органы внутренних дел в связи с невозможностью вручения истцу повесток не имеется.

В силу приложений № 9 и 16 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 г. № 400, обязанность по ведению названных возложена на органы, осуществляющие военный призыв, а не на призывника.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец (с учётом уточнений) просит признать незаконным решение призывной комиссии военного комиссариата Чебоксарского и Мариинско-Посадского районов Чувашской Республики от 23 ноября 2017 г. о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и обязать военный комиссариат Чебоксарского и Мариинско-Посадского районов Чувашской Республики выдать военный билет, как лицу, зачисленному в запас.

В судебном заседании административный истец Порфирьев Е.И. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, вновь привел их суду.

Представитель ответчика призывной комиссии военного комиссариата Чебоксарского и Мариинско – Посадского районов Чувашской Республики и заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат» Ильдеркина Е.А., возражала против удовлетворения требований административного истца Порфирьева Е.И., просила отказать в удовлетворении административного иска

Заинтересованное лицо - Военный комиссариат Чебоксарского и Мариинско – Посадского районов Чувашской Республики, извещенное о времени и месте разбирательств дела, не направило своего представителя для участия в деле.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

По общему правилу, установленному статьей 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

Согласно статье 22 Закона о воинской обязанности и военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В соответствии с пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при наличии оснований, предусмотренных Законом о воинской обязанности и военной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

В соответствии со статьями 23 и 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, конкретизирующими положения пункта 2 его статьи 22, от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.

Таким образом, Закон о воинской обязанности и военной службе определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Пунктом 1 статьи 1 Закона о воинской обязанности и военной службе определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает, воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.

Пунктом 34 названного Положения установлено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", - вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года № 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета", справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.

Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня "В".

Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2015 года N ВКАПИ15-39 пункт 9 указанной выше Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 495, и приложение N 9 к данной инструкции в части установления формы N 1/у "Справка взамен военного билета", признаны не противоречащими федеральному закону.

При этом указано, что само по себе установление Министерством обороны Российской Федерации определенных форм документов воинского учета не устанавливает новых прав или обязанностей граждан, а лишь является документальным отражением данных персонального воинского учета в вопросах, связанных с исполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации. Выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает право граждан состоять на воинском учете, но и является способом оформления гражданина при постановке на данный учет.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, то в отношении него выносится заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Военный билет таким лицам не выдается, а выдается справка формы N 1/у.

Таким образом, с 1 января 2014 года гражданин сам определяет для себя: служить и получить военный билет, или не служить и получить справку.

Как установлено судом и следует из материалов дела, а именно, из личного дела призывника, с 24 сентября 2009 года Порфирьев Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете в Военном комиссариате военном комиссариате (объединенного Тимирязевского района Северного административного округа г. Москвы). Имел отсрочку от призыва на военную службу по ст.24 п.2 пп. «а» до 30 сентября 2012 года по ст. 24. п.2 пп. «б» до 30 сентября 2015 года.

Решением призывной комиссии военного комиссариата Чебоксарского и Мариинско – Посадского районов Чувашской Республики о признании решения от 23 ноября 2017 года административный истец зачислен в запас на основании статьи 22 пункта 1 подпункта "а", статьи 52 пункта 1 абзаца 7 Закона о воинской обязанности и военной службе.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности и военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).

Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 52 Закона о воинской обязанности и военной службе запас Вооруженных сил Российской Федерации создается также из числа граждан не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.

Согласно справке Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева (далее - ФГБОУ ВПО РГАУ- МСХА им. К.А. Тимирязева) от ДД.ММ.ГГГГ, Порфирьев Е.И. в 2012 году зачислен в аспирантуру ФГБОУ ВПО РГАУ- МСХА им. К.А. Тимирязева, окончание обучения по программе послевузовского образования и защиты квалификационной работы в 2015 году. (личное дело призывника, л. 41).

Аналогичная информация закреплена в справке от ДД.ММ.ГГГГ из данного образовательного учреждения. В которой также указано, что Порфирьев Е.И. был зачислен в аспирантуру на бюджетной основе по специальности «Экономика и управление народным хозяйством» на кафедру управления и сельского консультирования с отрывом от производства сроком на три года с 1 октября 2012 года по 30 сентября 2015 года с предоставлением места в общежитии. С 1 октября 2015 года отчислен из аспирантуры в связи с окончанием срока обучения и завершением работы над кандидатской диссертацией (личное дело призывника, л.д. 59).

Подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Закона о воинской обязанности и военной службе установлено, что право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

При таких обстоятельствах, начало течения юридически значимого периода с 1 октября 2016 года, поскольку в названную дату истек один год со дня прекращения действия отсрочки, предоставленной Порфирьеву Е.И. в связи с его обучением в аспирантуре.

Последним днем, когда Порфирьев Е.И. мог быть призван на военную службу по призыву, является 26 октября 2016 года, так как в указанную дату Порфирьев Е.И. достиг предельного возраста призыва на военную службу (27 лет).

Следовательно, в рамках настоящего дела необходимо установить обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, именно исходя из данного периода.

Из ранее изложенного следует, что при зачислении гражданина в запас по достижении им возраста 27 лет, по оспариваемому основанию должна быть установлена совокупность обстоятельств: гражданин состоял (обязан был состоять) на воинском учете; он подлежал призыву на военную службу; гражданин фактически не прошел военную службу, не имея на то законных оснований.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Всероссийским институтом Аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, следует, что соискатель ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева» Порфирьев Е.И. прошел предварительную зашита диссертации ДД.ММ.ГГГГ и его работа сдана в диссертационный совет Всероссийского института Аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова.

Предполагаемая дата защиты планировалась на сентябрь 2016 года.

Указанные доказательства фактически подтверждают отсутствие намерения административного истца на уклонение от призыва на военную службу.

Напротив, можно утверждать, что названные доказательства свидетельствуют о наличии объективных, то есть не зависящих от волеизъявления административного истца, обстоятельств, повлекших за собой изменение срока защиты диссертационной работы.

Материалы настоящего административного дела, личного дела призывника, не содержат доказательств, свидетельствующих о намеренном уклонении от прохождения военной службы административного истца в период с 1 октября 2015 года по 26 октября 2016 года, то есть до достижения 27-летнего возраста.

Таким образом, действий, направленных на достижение указанного (уклонения от призыва на военную службу) административным истцом предпринято не было.

Все контактные сведения призывника отражены в материалах его личного дела, в связи с чем оснований утверждать, что призывник уклонялся от исполнения воинской обязанности, не имеется.

Довод административного ответчика, изложенный в письменном отзыве на иск о том, что на призывника в силу закона возложена обязанность по явке на призыв на военную службу, не может быть признан состоятельным.

В соответствии с положениями пунктов 1, 3 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Как установлено в пункте 4 данной статьи, порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, из положений статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе вытекает, что обязанность по организации призыва граждан, подлежащих призыву на военную службу, входит в обязанности военного комиссариата и призывной комиссии.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Вместе с тем, ни из материалов административного дела, ни из личного дела призывника невозможно установить соблюдение призывной комиссией требований законодательства по извещению Порфирьева Е.И. о предстоящем призыве, необходимости и обязательности его явки на прохождение медицинского освидетельствования.

В таких обстоятельствах, ошибочно утверждать о выполнении всех требований организационного характера уполномоченным на то органом.

Данное обстоятельство хоть и является формальным, но имеет существенное значение в рамках заявленных требований.

Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата, которые вручаются под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

Таким образом, обязанность осуществлять призыв граждан на военную службу, оповещать о необходимости явки на заседания призывной комиссии, в том числе по окончании действия отсрочки от призыва на военную службу возложена на военные комиссариаты.

Вследствие указанного, довод административного ответчика о возложении на призывника обязанности по самостоятельной явке для прохождения медицинского освидетельствования, не могут быть приняты судом.

Как следует из личного дела призывника Порфирьева Евгения Ильича, ДД.ММ.ГГГГ, военный комиссариат (объединенного Тимирязевского района Северного административного округа г. Москвы) располагал сведениями об окончании действия предоставленной Порфирьеву Е.И. отсрочки от призыва на военную службу 30 сентября 2015 года, однако повестка о необходимости явки на призывную комиссию Порфирьеву Е.И. не направлялась.

Материалы дела не содержат сведения, что в период с 1 октября 2015 года по 26 октября 2016 года Порфирьев Е.И. каким-либо образом уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу.

Следовательно, призывная комиссия при принятии оспариваемого решения о зачислении Порфирьева Е.И. в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, допустила нарушение прав заявителя и норм права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

                                                                     РЕШИЛ:

Признать решение призывной комиссии военного комиссариата Чебоксарского и Мариинско – Посадского района Чувашской Республики от 23 ноября 2017 года (Протокол № 2У) о зачислении в запас Порфирьева Евгения Ильича как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным.

Возложить на призывную комиссию военного комиссариата Чебоксарского и Мариинско – Посадского района Чувашской Республики обязанность выдать Порфирьеву Евгению Ильичу военный билет на основании принятого в соответствии с действующим законодательством решения о зачислении его в запас.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2018 года.

Председательствующий                          С.А. Смирнова

2а-222/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Порфирьев Евгений Ильич
Прокурор Чебоксарского района Чувашской Республики
Порфирьев Е.И.
Ответчики
Призывная комиссия военного комиссариата Чебоксарского и Мариинско-Посадского районов Чувашской Республики
Другие
Военный комиссариат Чувашской Республики
Военный комиссариат Чебоксарского и Мариинско-Посадского районов Чувашской Республики
Суд
Чебоксарский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
cheboksarsky.chv.sudrf.ru
26.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
28.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2018[Адм.] Судебное заседание
19.02.2018[Адм.] Судебное заседание
28.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Дело оформлено
02.05.2020Дело передано в архив
19.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее